Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:19, контрольная работа
Словосочетание «общественное мнение» давно у нас на слуху. На него очень часто ссылаются политические деятели, журналисты, парламентарии, даже старушки, представляющие общественность жилого дома. Однако в социологии вряд ли найдется другая категория, содержание которой было бы столь размыто, сложно и вызывало бы такие горячие споры.
ВВЕДНИЕ…..……………………………………………………….…………….3
Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения………………………………………………………………………4
Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением…………………………………………….….….8
Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»?...................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 15
Манипулирование широко используется властями (для укрепления своих позиций), специалистами по рекламе и маркетингу (для увеличения спроса на товары и услуги), религиозными деятелями, общественно-политическими деятелями. Цель – незаметно внедрить нужные им стереотипы поведения и установки.
Современное массовое общество с помощью средств массовой информации способно формировать общественное мнение, изменять его согласно требованиям того или иного социального заказчика.
Особенно сильными возможностями манипулировать обладает телевидение.
При формировании общественного мнения используются разные методы и не все они честные. Есть много путей для обмана, известных как пропаганда. Например:
Манипуляция может происходить при помощи агитации или убеждения. Возможны 2 вида агитации: человека человеком и через СМИ. Первое более эффективно, потому что опирается на прямые и обратные информационные связи, на возможность одобрять (поощрение) и быть недовольным (наказывать). Задача же СМИ – формировать установки и образцы поведения в определенном направлении.
Манипулятивные приемы в СМИ
1. Манипулирование информационными потоками. Оно достигается в первую очередь отбором событий для сообщений. В число приемов контроля над информационными потоками прежде всего следует включить метод фабрикации фактов (прямой лжи) или дезинформации.
2. Отбор событий реальности для сообщений. Г. Шиллер пишет: «Информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности – свою собственную»
3.Принцип демократии шума. Прием заключается в потоплении сообщения, которого невозможно избежать, в беспорядочном потоке бессмысленной и неважной информации.
4. Использование слухов.
5. Повторение.
6. Дробление. Он состоит в разделении целостной проблемы на отдельные фрагменты таким образом, чтобы читатель или зритель не смог их соединить и осмыслить проблему.
7. Сенсационность. Это сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики.
8. Срочность. Метод состоит в немедленности информации, придании ей характера неотложности и незамедлительности. В США считается, что нагнетаемое ощущение срочности сообщений создает ощущение необычайной важности.
Существуют устные и письменные средства убеждения.
Через речь оказывается личностное эмоциональное воздействие на людей. Его сила связана с простотой, точной адресностью и гибкостью благодаря обратной связи. Нет нейтральных речей. Все они в чем-то убеждают
Однако манипуляции имеют свои границы, каковыми являются противоречия между интересами классов, социальных групп, политической элиты и людей наемного труда. Такое противоборство может иметь разные формы. Выступления шахтеров Кузбасса, Ростова, недовольных политикой правительства, продемонстрировали достаточно активную форму протеста против манипулирования их сознанием. В противоборстве мнений различных социальных групп, классов рождается и функционирует общенациональное мнение.
Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»?
Субъект общественного мнения - это некая социальная общность, которая может иметь сложную структуру. Структурными элементами субъекта общественного мнения являются отдельные индивиды, группы людей, классы, сословия, слои населения, нации, различные типы социальных групп, такие как: социокультурные, социально-профессиональные, социально-экономические, социально-этнические группы и т.д.
Каждый из субъектов имеет свои интересы и проблемы, которые его волнуют. Кого-то волнует вопрос о культурном развитии человека, кого-то – проблемы расизма и дискриминации (социально-этнические группы), а большинство людей в настоящий момент в частности озабочены экономическими проблемами, связанными с мировым финансовым кризисом. По поводу всех этих и других вопросов у каждого субъекта складывается свое, отличное от других, мнение.
Каждый субъект общественного мнения является потенциальным носителем, либо выразителем общественного мнения.
Выразитель общественного мнения – это субъект (индивид или группа людей), имеющий определенную юридическую, политическую власть или просто авторитет (в зависимости от масштабов влияния). Выразитель имеет возможность быть услышанным большой массе людей, донести до них идею свою и той общности, которую он представляет, имеет возможность повлиять на людей, используя различные приемы манипулирования. Выразитель является идейным вдохновителем тех, кто выбрал его для представления своих интересов, и побудителем носителей противоположных мнений к тому, чтобы пересмотреть свою точку зрения.
Примером
выразителей общественного
Таким
образом, выразитель общественного
мнения – это и есть субъект
общественного мнения, одна из его
форм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По моему мнению, главное предназначение общественного мнения заключается в том, что оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества, вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.
Я считаю, что социология общественного мнения очень важная специальная дисциплина, предметом изучения которой является установление закономерностей и механизмов формирования и функционирования общественного мнения больших социальных групп общества к процессам развития общественных отношений, без которого невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм развития власти.
Социологическое изучение общественного мнения позволяют проследить за формированием сознания народных масс в экономической, политической и социальной сферах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Социологические изучения общественного мнения