Социологические концепции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:12, реферат

Описание

Фраза, приведенная в эпиграфе данной работы, отражает суть самого важного процесса в жизни человека – процесса становления личности, социализации. Но как происходит этот процесс? Какие факторы влияют на то, каким человеком впоследствии вырастет ребенок? Как при этом будет влиять на процесс социализации окружающая среда, индивидуальный опыт, физиологические особенности?

Работа состоит из  1 файл

Социологические концепции личности1.docx

— 24.13 Кб (Скачать документ)
 
 
 

     СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

                   Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем  он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его  собственная личность.

                   Эрих  Фромм

     Фраза, приведенная в эпиграфе данной работы, отражает суть самого важного процесса в жизни человека – процесса становления личности, социализации. Но как происходит этот процесс? Какие факторы влияют на то, каким человеком впоследствии вырастет ребенок? Как при этом будет влиять на процесс социализации окружающая среда, индивидуальный опыт, физиологические особенности? Эти и многие другие вопросы интересовали социологов всего мира на протяжении долгого времени, и это, в результате, сподвигло их на создание целого ряда теорий для объяснения, каким образом совокупность различных внешних и внутренних факторов влияет на создание уникальной личности. Целью данной работы является анализ нескольких наиболее широко распространенных концепций личностного развития.

  1. Социобиологический подход

     Сторонниками  этого подхода были такие социологи, как Э. Уилсон, Д. Фридман и другие. В основу своих теорий они положили тезис о том, что в процессе социализации определяющее влияние на человека оказывают биологические факторы. То есть, согласно этому подходу, некоторые типы поведения, подобно инстинктам, заложены в человеке генетически, представляя собой результат длительной эволюции. Однако эта теория не получила должного распространения из-за того, что при анализе не учитывала способность человека к разумному мышлению, таким образом отрицая саму возможность влияния культуры и социальной среды на процесс становления личности.

  1. Функциональный подход

     Согласно  этому подходу, в основу анализа  надо класть не только, и не столько, индивида самого по себе, а в первую очередь ту функцию, которую он выполняет  в обществе.

    1. Теория «зеркального Я»

     Основоположник  этой теории, американский исследователь  Ч. Кули, считал, что личность формируется  в процессе межличностного общения, в ходе которого человек формирует  так называемые «зеркальные Я», которые  состоят из 3 элементов:

  1. представление о том, как видят нас окружающие (Например, я уверен(а), что люди обращают внимание на мою новую прическу);
  2. представление о том, как окружающие нас оценивают (я уверен(а), что моя прическа им нравится);
  3. наша ответная реакция на результаты предыдущих двух оценок (я полагаю, что и впредь буду стричься в таком стиле)1.

     Таким образом, в основе формирования личности Ч.Кули видит приобретение навыка оценивать  себя со стороны, давать оценку собственным  поступкам, так как они предстают  в глазах других людей.

    1. Ролевая теория личности

     Эта теория получила достаточно широкое  распространение, различные ее варианты можно увидеть в работах таких  социологов, как Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс и других.

     Возьмем для примера теорию, предложенную Дж.Г. Мидом. Он предполагал, что процесс  социализации у ребенка начинается лишь тогда, когда он учится осознавать себя как одного из многих, думать о себе так же, как и о других людях. Весь процесс формирования личности, согласно Миду, можно разделить на 3 стадии:

  1. Имитация. На этой стадии ребенок просто подражает взрослым, он даже не обязательно понимает, какой смысл при этом несет выполняемая взрослым деятельность. Так, например, дочка «помогает» маме варить суп, мешая его ложкой. Главная цель выполняемого действия – подражание, а не реальная помощь.
  2. Игровая стадия, или стадия ролевых игр. На этой стадии ребенок начинает уже осознанно «примерять» на себя определенные роли: врача, учителя, продавца, любых книжных персонажей и т.п. Таким образом, дети ассоциируют свое поведение с исполнением той или иной роли, тем самым уже на этом этапе ища что-то подходящее для себя. Этот этап связан с осознанием собственного Я, в том числе и с тем, как это Я выглядит со стороны.
  3. Стадия коллективных игр. На этой стадии ребенок учится поступать в соответствии с ожиданиями не только отдельных, близких ему людей, но и целых групп. Формируется образ «обобщенного другого», олицетворяющего общественное мнение, с которым следует считаться, контролируя свое поведение так, чтобы оно не выходило за рамки стандартов, установленных «обобщенным другим». Эта стадия хорошо прослеживается в любых командных играх, где от ребенка требуется умение действовать в группе, соблюдать правила, принятые в этой группе.
  1. Марксистский подход

     Личность, по Марксу, стоит рассматривать как совокупность социальных качеств, т.е. общественно значимых черт, присущих данному индивиду, и общественных отношений, характерных для данного общества. Согласно этому принципу, личность, с одной стороны, можно представить как результат исторического развития общества, а с другой – как результат включения индивида в социальную систему, степень его занятости в общественных отношениях.

  1. Психоаналитический подход

     Фрейдистская  концепция личности

     Эта теория базируется на том, что, по мнению Зигмунда Фрейда, индивид всегда находится  в состоянии конфликта с окружающим миром: биологические потребности  резонируют с культурными нормами, принятыми в обществе, и процесс  социализации заключается в обуздании  и контроле этих потребностей.

     Структура личности, по Фрейду, состоит из 3 компонентов  и включает в себя:

  1. Ид (Оно) – сферу подсознания, где главную роль играют биологические потребности, физиологическое стремление человека к получению удовольствия;
  2. Эго (Я) – сферу самосознания, которая служит своего рода контролером Ид, так как ее основной функцией является реализация желаний Ид в форме, приемлемой для окружающей реальности.
  3. Суперэго (Сверх-Я) – сферу сверхсознания, включающую  в себя, в первую очередь, моральные нормы, и выполняющую функцию контроля и нравственной оценки действий, продиктованных Эго.

     Три этих компонента постоянно взаимодействуют  между собой, определяя тем самым  динамику развития личности. Посредством  своего Эго ребенок выбирает способ, время и место для удовлетворения желаний Ид, а Суперэго либо поощряет, либо наказывает человека за совершенные поступки, вызывая чувства гордости или стыда.

     Главную проблему Фрейд видел в конфликте  отдельного человека и общества в  целом. Однако в своих работах  он так и не пришел к однозначному выводу, насколько этот конфликт разрешим.

     Заключение

     Конечно, список теорий, объясняющих процесс формирования личности, можно продолжать достаточно долго, но, несмотря на все это, среди них не найдется ни одной такой, которая могла бы быть абсолютизирована и возведена в статус абсолютной истины. На основе теорий, проанализированных выше, важно увидеть, что количество факторов, участвующих в формировании личности огромно. Поэтому только синтез различных исследовательских подходов может дать понятие о том, как из одного из многих вырастает неповторимая личность.

 

     

         Список  использованной литературы

    • Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2002
    • http://89.249.21.76/data/449/699/1217/019Smelzer.pdf

Информация о работе Социологические концепции личности