Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:12, реферат
Фраза, приведенная в эпиграфе данной работы, отражает суть самого важного процесса в жизни человека – процесса становления личности, социализации. Но как происходит этот процесс? Какие факторы влияют на то, каким человеком впоследствии вырастет ребенок? Как при этом будет влиять на процесс социализации окружающая среда, индивидуальный опыт, физиологические особенности?
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.
Эрих Фромм
Фраза, приведенная в эпиграфе данной работы, отражает суть самого важного процесса в жизни человека – процесса становления личности, социализации. Но как происходит этот процесс? Какие факторы влияют на то, каким человеком впоследствии вырастет ребенок? Как при этом будет влиять на процесс социализации окружающая среда, индивидуальный опыт, физиологические особенности? Эти и многие другие вопросы интересовали социологов всего мира на протяжении долгого времени, и это, в результате, сподвигло их на создание целого ряда теорий для объяснения, каким образом совокупность различных внешних и внутренних факторов влияет на создание уникальной личности. Целью данной работы является анализ нескольких наиболее широко распространенных концепций личностного развития.
Сторонниками этого подхода были такие социологи, как Э. Уилсон, Д. Фридман и другие. В основу своих теорий они положили тезис о том, что в процессе социализации определяющее влияние на человека оказывают биологические факторы. То есть, согласно этому подходу, некоторые типы поведения, подобно инстинктам, заложены в человеке генетически, представляя собой результат длительной эволюции. Однако эта теория не получила должного распространения из-за того, что при анализе не учитывала способность человека к разумному мышлению, таким образом отрицая саму возможность влияния культуры и социальной среды на процесс становления личности.
Согласно этому подходу, в основу анализа надо класть не только, и не столько, индивида самого по себе, а в первую очередь ту функцию, которую он выполняет в обществе.
Основоположник этой теории, американский исследователь Ч. Кули, считал, что личность формируется в процессе межличностного общения, в ходе которого человек формирует так называемые «зеркальные Я», которые состоят из 3 элементов:
Таким образом, в основе формирования личности Ч.Кули видит приобретение навыка оценивать себя со стороны, давать оценку собственным поступкам, так как они предстают в глазах других людей.
Эта теория получила достаточно широкое распространение, различные ее варианты можно увидеть в работах таких социологов, как Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс и других.
Возьмем для примера теорию, предложенную Дж.Г. Мидом. Он предполагал, что процесс социализации у ребенка начинается лишь тогда, когда он учится осознавать себя как одного из многих, думать о себе так же, как и о других людях. Весь процесс формирования личности, согласно Миду, можно разделить на 3 стадии:
Личность, по Марксу, стоит рассматривать как совокупность социальных качеств, т.е. общественно значимых черт, присущих данному индивиду, и общественных отношений, характерных для данного общества. Согласно этому принципу, личность, с одной стороны, можно представить как результат исторического развития общества, а с другой – как результат включения индивида в социальную систему, степень его занятости в общественных отношениях.
Фрейдистская концепция личности
Эта
теория базируется на том, что, по мнению
Зигмунда Фрейда, индивид всегда находится
в состоянии конфликта с
Структура личности, по Фрейду, состоит из 3 компонентов и включает в себя:
Три
этих компонента постоянно взаимодействуют
между собой, определяя тем самым
динамику развития личности. Посредством
своего Эго ребенок выбирает способ,
время и место для
Главную проблему Фрейд видел в конфликте отдельного человека и общества в целом. Однако в своих работах он так и не пришел к однозначному выводу, насколько этот конфликт разрешим.
Заключение
Конечно, список теорий, объясняющих процесс формирования личности, можно продолжать достаточно долго, но, несмотря на все это, среди них не найдется ни одной такой, которая могла бы быть абсолютизирована и возведена в статус абсолютной истины. На основе теорий, проанализированных выше, важно увидеть, что количество факторов, участвующих в формировании личности огромно. Поэтому только синтез различных исследовательских подходов может дать понятие о том, как из одного из многих вырастает неповторимая личность.
Список использованной литературы