Социологические теории социального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:43, реферат

Описание

На повседневный вопрос: "Как вы поживаете?" или "Как дела?", большинство людей отвечают: "Спасибо, отлично", даже если они немного простужены или чем-то недовольны. Это создает легкость и удобство в общении. Люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга. Каждый из нас проявляет определенное усилие для получения вознаграждения, чтобы удовлетворить свою потребность. Проще говоря, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше общение устойчивым и приятным.

Работа состоит из  1 файл

Учреждение образовани1.docx

— 24.33 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования

Белорусский Государственный педагогический

Университет имени М.Танка

факультет психологии

заочное отделение  4 курс, группа 044 (ПСО-4)  
 

Реферат

Тема: Социологические  теории социального  взаимодействия 
 

              Выполнила: Виноградова Н. Н. 
               

МИНСК-2011

1. Социологические теории социального взаимодействия

 

В социологии существует много теорий межличностного взаимодействия. Эти основные теории Н. Смелзер кратко суммирует в таблицу1.  

Теория Теоретик Основная идея
Теория  обмена Джордж Хоуманс Люди взаимодействуют  друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты
Символический интеракционизм Джордж Герберт  Мид,

Герберт Блумер

Поведение людей  по отношению друг к другу и  предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают
Управление  впечатлениями Эрвин Гофман Социальные  ситуации напоминают драматические  спектакли, в которых актеры стремятся  создавать и поддерживать благоприятные  впечатления
Психоаналитическая  теория Зигмунд Фрейд На межличностное  взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в  раннем детстве, и конфликты, пережитые  в этот период

1.1 Джордж Хоуманс: "Взаимодействие  как обмен".

 

На повседневный вопрос: "Как вы поживаете?" или "Как дела?", большинство людей  отвечают: "Спасибо, отлично", даже если они немного простужены или  чем-то недовольны. Это создает легкость и удобство в общении. Люди чувствуют  себя свободно и понимают друг друга. Каждый из нас проявляет определенное усилие для получения вознаграждения, чтобы удовлетворить свою потребность. Проще говоря, каждый из нас стремится  уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше общение устойчивым и приятным. Подобные обменные взаимоотношения  постоянно имеют место в людских  взаимодействиях, и в этом заключается  сущность теории Хоуманса. Согласно его  теории, поведение человека в настоящий  момент обусловлено тем, вознаграждались  ли поступки человека в прошлом. Здесь  можно выделить четыре принципа теории:

Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он будет  повторяться. Например, если мы играем в карты и после этого выигрываем, наверное, мы снова захотим поиграть. Если каждая наша игра заканчивается  неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию.

Если вознаграждение зависит от каких-то условий, то человек  стремится воссоздать эти условия. Например, если мы идем на рыбалку. Рыбная ловля бывает более успешна в  тенистых заводях, чем в залитых  солнцем местах, вероятно, мы будем  стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения. Если рыбак  знает место, где богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться  на скалы, чтобы достичь этого  места. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей  мере готов прилагать усилия для  их удовлетворения. Например, играя  в карты, мы подряд выигрываем несколько  раз, вероятно, уже в десятой партии мы будем меньше увлечены игрой, чем  в первый. Хоуманс применяет эти  принципы на все виды взаимодействия людей, таким образом можно анализировать  даже его сложные виды: отношения  власти, переговорный процесс и т.д. 

1.2 Джордж Герберт  Мид: "Символический  интеракционизм"

 

Другая важная теория была предложена Джорджем Гербертом  Мидом, он отрицал, что поведение  людей является пассивной реакцией на вознаграждение и наказание. Мид  рассматривал поступки человека как  социальное поведение, сформированное на коммуникации. Он считал, что люди реагируют не только на поступки людей, но и на их намерения. Например, когда  ваш знакомый человек подмигивает, вас заинтересует, что он подразумевает. Может быть, он стремится поухаживать  за вами, вместе посмеяться над шуткой, высмеять чье-то поведение, а может  даже быть, что у него просто такой  нервный тик. По мнению Мида, люди разгадывают  намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый  опыт в подобных ситуациях.

Мид выделил  два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. По мнению Мида, более важную роль играет значимый жест. В этом случае человек не реагирует  автоматически на воздействия извне. Он разгадывает значение поступка, прежде чем ответить на него. Например, когда два мальчика дерутся и  один из них замахивается на другого, второй стремится уклониться от удара. Он действует автоматически, т.е. совершает  при этом незначимое действие. Рассмотрим другой пример, два боксера сражаются  на ринге в более сложной ситуации. Боксер, может быть, не станет уклоняться от удара, если он истолковал удар противника как ложный удар. Вместо этого, воспользовавшись ситуацией, он может сам нанести  удар. Это значимое действие, так  как оно связано с осмыслением  поступков и намерений.

Такой процесс  кажется сложным, но он проявляется  почти во всех наших взаимодействиях  с другими людьми. Мы способны на это, потому что нас с детства  учат придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда человек  придает значение чему-либо, оно  становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или  выражают смысл другого понятия, действия или предмета. Символами  могут быть слова, предметы, выражения  лица и поступки. Символы выступают  проводниками, которые в процессе длительного взаимодействия оказываются  общими и понятными для нас. Это  облегчает общение между людьми.

 

1.3 Эрвин  Гоффман: " Управление  впечатлениями"

 

Эрвин Гоффман  в социальном взаимодействии отводит  важную роль такому виду управления впечатлениями. Он считает, что сами люди создают  ситуации, чтобы выразить символические  значения, с помощью которых они  производят хорошее впечатление  на других. Эта концепция названа  драматургическим подходом. Гоффман  рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли  в миниатюре: люди действуют подобно  актерам на сцене, используя как  декорации окружающую обстановку для  создания определенных впечатлений. Например, это особенно ярко проявляется во время предвыборных кампаний. Человек  стремится обеспечить достаточное  согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или наоборот - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить  других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую  человек ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Это регулирование осуществляется путем его влияния на понимание  ситуации другими, т.е. он действует  так, чтобы производить на других людей необходимое ему впечатление. Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всего прочего, стараются  создать впечатление своей значимости, внушить другим, что без них  никакое мероприятие не состоится. 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Зигмунд Фрейд: "Психоаналитическая  теория"

 

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей отражается их детский опыт. Согласно теории Фрейда, в различных  жизненных ситуациях мы применяем  понятия, усвоенные в раннем детстве. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются там  потому, что испытывают чувство преданности  и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется не каким-то особым качеством лидера, а вернее тем, что люди отождествляют их могущественными, богоподобными личностями, которых  в детстве олицетворяли отцы. В  таких ситуациях человек регрессирует или возвращается к более ранней стадии развития.

Регрессия проходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Томас Коттл  исследовал некоторые группы, образовавшиеся в Гарвардском университете. Они  состояли из студентов мужского и  женского пола в возрасте от 18 до 22 лет, их возглавляли аспиранты или  члены профессорско-преподавательского состава. Эти группы встречались  в назначенное время, но у них  не было четкого плана деятельности. Коттл отметил, что отсутствие определенных ожиданий способствовало укреплению власти лидеров групп. Здесь действовали  законы джунглей. В какой-то мере эти  группы напоминали семьи в примитивных  обществах: их члены семьи принимали  на себя роли "отца", "матери" и "ребенка"; "родители" должны были "улаживать" проблемы и конфликты, происходившие в жизни "детей". "Улаживание" ситуации иногда требуется, например, когда руководитель на предприятии  подвергает нападкам коллегу только за то, что она напоминает ему  нелюбимую сестру или когда студентка  плохо успевает по какому-то предмету, потому что ей не удается очаровать  преподавателя.

 

Заключение

Разработан целый  ряд социологических концепций, которые описывают и объясняют  механизмы социального взаимодействия. Согласно теории обмена, поведение  человека в настоящий момент обусловлено  тем, вознаграждались ли поступки человека в прошлом. В соответствии с концепцией символического интеракционизма социальная жизнь зависит от нaшeй способности  воображать себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого  зависит от нашей способности  к внутреннему разговору с  самим собой. Концепция управления впечатлениями (драматургического  интеракционизма) утверждает, что регулирование  взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них  символических значений, и они  нередко сами создают ситуации, в  которых, как они считают, могут  произвести наиболее благоприятное  впечатление на других. По теории Зигмунда Фрейда в процессе взаимодействия людей  отражается их детский опыт, люди применяют  понятия, усвоенные в раннем детстве.

 

Литература

 

1. Борцов Ю.С.  Социология. Учебное пособие. - Ростов  на Дону: изд-во "Феникс", 2002. - 352 с.

2. Козлова О.Н.  Социология. - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 320 с.

3. Кравченко  А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация "Логос", Екатеринбург: "Деловая книга", 2000. - 382 с.

4. Кравченко  А.И., Анурин В.Ф. - СПб.: Изд-во Питер, 2005. - 432 с.

5. Смелзер Н.  Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

6. Сорокин П.А.  Система социологии. Т.1. Социальная  аналитика: Учение о  
строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447 с.

7. Сорокин П.А.  Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994. - 560 с.

8. Фролов С.С.  Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2001 - 344 с.

Информация о работе Социологические теории социального взаимодействия