Социологические взгляды Э.Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:44, реферат

Описание

Э. Дюркгейм [5] отверг утверждения о том, что климатические условия играют первостепенную роль в генезисе суицидального поведения. В ходе статистического анализа он обнаружил, что наиболее часто самоубийства случаются в дневные часы, а самым суицидальным временем года является весна. Но происходит это не вследствие жары, а в силу наибольшей интенсивности социальной жизни в эти периоды. На совершаемость самоубийств, считал Дюркгейм, влияют не темпоральные или климатические факторы, а их социальные последствия - интенсификация и уплотнение социальной деятельности людей.

Работа состоит из  1 файл

дюркгейм.docx

— 19.01 Кб (Скачать документ)

Э. Дюркгейм [5] отверг утверждения о том, что климатические  условия играют первостепенную роль в генезисе суицидального поведения. В ходе статистического анализа  он обнаружил, что наиболее часто  самоубийства случаются в дневные  часы, а самым суицидальным временем года является весна. Но происходит это  не вследствие жары, а в силу наибольшей интенсивности социальной жизни  в эти периоды. На совершаемость самоубийств, считал Дюркгейм, влияют не темпоральные или климатические факторы, а их социальные последствия - интенсификация и уплотнение социальной деятельности людей.

Таким образом, гипотеза, согласно которой лишь первые проявления жары оказывают в данном случае вредоносное  действие. Она не согласуется: 1) с  непрерывным характером кривой самоубийств как на восходящей, так и на нисходящей ветви, 2) с тем фактом, что первые холода, которые должны были бы оказывать то же самое влияние, в действительности никакого влияния не оказывают

Сезонную периодичность  в суицидальном поведении наблюдал и П. Сорокин

Оба социолога приводят документальные случаи, подтверждающие связь между подражанием и  самоубийствами.

По Дюркгейму, не подлежит никакому сомнению, что мысль о  самоубийстве обладает заразительностью [5]. Как пример - часовая будке  в булонском лагере, которая на протяжении нескольких дней послужила местом нескольких самоубийств. Факты этого рода часто наблюдались в армии: в 4- м стрелковом полку в Провансе в 1862 г.; в 15-м пехотном в 1864 г.; в 41-м сначала в Монпелье, а потом в Ниме R 1868 г. и т. д. В 1813 г. r маленькой деревушке St. Pierre Monjau повесилась на дереве одна женщина, и в течение небольшого промежутка времени несколько других повесились там же. Пинель рассказывает, что по соседству с Etampes повесился священник; через несколько дней на том же месте повесились еще два духовных лица, а вскоре затем их примеру последовали несколько светских людей. Когда лорд Кэстльри бросился в кратер Везувия, несколько человек из его спутников последовали за ним. Дерево Тимона-Мизантропа сделалось историческим. В домах заключения многочисленными наблюдениями также подтверждаются случаи психического заражения.

С Э.Дюркгеймом соглашается  и П.Сорокин, указывая, что одной  из простейших социальных причин самоубийства служит так называемое подражание или  заражение - процесс, в силу которого человек бессознательно и механически  повторяет тот или иной поступок другого человека [17]. Особенно ясны явления подражания в толпе. Достаточно одному в театре крикнуть "пожар" и броситься из театра, чтобы все  остальные, как стадо баранов, бросились, давя друг друга. То же происходит и  при эпидемии самоубийств. Достаточно иногда бывает одного случая самоубийства, чтобы вызвать ряд других самоубийств - "подражаний". В 1813 г. в одной  французской деревне повесилась одна женщина, и сразу же после  нее повесилась на том же дереве много других женщин. В 1772 г. в доме инвалидов повесился на одном  крючке один инвалид, и вслед за ним  повесилось один за другим на том же крючке 15 инвалидов. Что здесь действовало  простое заражение (также, как и при эпидемии холеры, например), это видно из того, что достаточно было снять крючок, чтобы самоубийства прекратились. Таких фактов можно привести бесконечно много. Во всех этих случаях человек кончает с собой без всяких оснований, просто в силу заражения примером. Не будь этого примера - едва ли бы произошли и самоубийства.

Однако оба социолога  соглашаются, что причины или  факторы самоубийства следует искать в социальной или общественной жизни  людей; главная причина самоубийств кроется не в подражании, а в чисто общественных условиях. Перечисленные нами факторы - физические и биологические - имеют не главное, а второстепенное значение.

2.4 Религия

Дюркгейм подробно расписывает межконфессионные различия, подчеркивая, в частности, малый процент самоубийств среди евреев и католиков.

Все разновидности  христианства запрещают и осуждают самоубийство; на него не только обрушиваются самые суровые моральные кары, но католические религии учат, что  за гробом начинается новая жизнь, где  люди будут нести наказание за свои грехи, к числу которых и  протестантизм, и католицизм относят самоубийство. Наконец, и в том и в другом культе запрещение убивать себя носит божественный характер; мы имеем здесь не какое-нибудь логическое умозаключение, а авторитет самого Бога. Поэтому если протестантизм благоприятствует большому числу самоубийств, то вовсе не потому, что относится к нему иначе, чем католицизм [5].

Единственным существенным различием между католицизмом и  протестантизмом является тот факт, что второй в гораздо большей  степени допускает свободу исследования, чем первый. Протестант в большей  степени является творцом своей  веры; Библия находится в его руках, и ему не запрещено толковать  ее в любом направлении.

Получается, что наклонность  протестантов к самоубийству должна находиться в зависимости от того духа свободомыслия, которым проникнута эта религия.

Дюркгейм вполне справедливо  считал, что современный высокий  уровень числа самоубийств есть признак морального бедствия. В том  проценте самоубийств, который в  настоящее время господствует среди  европейских народов, приходится видеть признак патологического состояния

С ним соглашается  и Сорокин: " ...самоубийство - нежелательное, печальное и трагическое. Во что  бы то ни стало нужно бороться с  ним. Но бороться, конечно, не путем  издевательства над трупом самоубийцы и строгих наказаний, ибо кары не уменьшили самоубийств". Средства борьбы, по П.Сорокину, нужны другие. Раз главный источник самоубийств - недостаточная организация окружающего  нас общества, делающая человека одиноким - то задача борьбы с самоубийствами сводится к тому, чтобы изменить эту организацию в том направлении, которая уменьшала бы одиночество  личности, создавала бы вокруг нее  группу, крепко и прочно связанную  с ней общностью целей, интересов  и задач.

В отличие от Сорокина, Дюркгейм допускал применение "для  врачевания этого зла", хоть и  в ограниченном объеме, репрессивные меры. Далее, он отрицал способность  воспитания реформировать моральное  состояния общества, ибо оно само является лишь отражением последнего. Необходимо воздействовать на самые  причины, порождающие самоубийства; можно, однако, игнорировать альтруистическое самоубийство, которое по природе  своей не заключает в себе ничего ненормального.

Средство борьбы с  эгоистическим самоубийством: надо сделать более сплоченными группы, окружающие индивидуума. Однако Дюркгейм считал, что для этого не годится ни политическое общество, которое слишком далеко отстоит от индивида, ни религиозное общество, которое в состоянии социализировать индивидуумов, лишь отнимая у них свободу мысли, ни семья, которая мало-помалу сводится к брачной паре. Самоубийства супругов численно возрастают, совершенно так же, как и самоубийства лиц, не состоящих в браке. Профессиональная группа - она одна в состоянии выполнить вышеуказанную функцию.

Взгляд Дюркгейма  на проблему самоубийств: причины, классификация 
 
Проблеме самоубийств посвящён отдельный труд Дюркгейма – «Самоубийство: Социологический этюд». Дюркгейм подходит к изучению данной проблемы с позиции собственной теоретико-методологической концепции. 
«Указывая, что психологические мотивы самоубийств, часто кажущиеся их причинами, представляют лишь индивидуальное, притом искаженное отражение общих условий, Дюркгейм обратился к изучению социальной среды как главной причины, под влиянием которой изменяется процент самоубийств. Дюркгейм полностью не отвергал роли индивидуальных факторов, психического состояния отдельных самоубийств, их специфических жизненных обстоятельств, но подчеркивал второстепенное значение этих факторов, зависимость от общих социальных причин, состояния общества. 
Согласно концепции, выдвинутой Дюркгеймом, процент самоубийств (отношение количества самоубийств к численности населения) является функцией нескольких социальных переменных: взаимоотношений в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах. Объединяет эти переменные степень социальной интеграции или социальной связи индивида. Например, начав с исследования того, как то или иное вероисповедание влияет на самоубийство, Дюркгейм показал различия между католицизмом и протестантизмом как с точки зрения вероучения, так и с точки зрения обрядов. Католицизм как более старая традиционная система верований и обрядов обладает по сравнению с протестантизмом гораздо большей целостностью, силой убеждений, непримиримостью к новшествам, разрушающим общий дух. Это обусловливает большую сплоченность религиозной группы католиков, а отсюда, следовательно, меньший среди них процент самоубийств. Протестантизм же связан с упадком традиционных верований, проникнут «духом свободомыслия» и критицизма. Его возможность объединить верующих меньше, и процент самоубийств поэтому выше.» 
Дюркгейм выделил четыре вида самоубийств, в зависимости от причин: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое. 
Эгоистическое самоубийство – причиной служит отдаление индивида от общества, разрыв социальных связей, отсутствие коллективной поддержки и возникающее вследствие этого «чувство одиночества, тоски, пустоты, ощущение трагизма существования».  
Альтруистическое самоубийство – «встречается тогда, когда личные интересы совершенно поглощены социальными, когда интеграция группы настолько велика, что индивид перестает существовать как самостоятельная единица. К этому виду Дюркгейм относит древние обычаи: самоубийство стариков и больных, самосожжение жен после смерти мужей, самоубийство рабов после смерти хозяина и т. п. Такого рода самоубийства существовали главным образом в архаических обществах.»  
Аномическое самоубийство – «встречается по преимуществу во время крупных общественных потрясений, экономических кризисов, когда индивид теряет способность приспосабливаться к социальным преобразованиям, новым социальным требованиям и теряет связь с обществом. Когда колеблется и дезорганизуется общественная структура, одни индивиды быстро возвышаются, другие теряют свое положение в обществе, когда нарушается общественное равновесие, число самоубийств растет. Таким образом, ослабление или отсутствие общественной регламентации, беспорядочная, неурегулированная общественная деятельность лежит в основе аномического самоубийства.  »  
Фаталистическое самоубийство – «противоположностью аномического самоубийства является фаталистическое, возникающее в результате усиленного контроля группы над индивидом, «избытка регламентации», которая последнему становится невыносимой.  
 
«Наиболее ценной чертой дюркгеймовского анализа самоубийств является раскрытие социальной сущности этого явления как порождаемого кризисным состоянием общества. Идеи Дюркгейма послужили толчком для социологических исследований «отклоняющегося поведения», в частности, его подход был широко использован и развит Робертом Мертоно. Но, ярко описав состояние морального разложения, морально-психологической дезорганизации и упадка буржуазного общества, Дюркгейм не вскрыл истинных причин этого кризиса, усматривая их не в сущности капиталистических отношений, а в слишком быстрых темпах социальных изменений, за которыми не поспевает моральное сознание.»

Информация о работе Социологические взгляды Э.Дюркгейма