Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:06, реферат
Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение.
Введение.
1. Функции социологического знания.
2. Понятие социологических знаний в структурах.
3. Социология как система знаний.
4. Социализация.
5. Социализация личности.
6. Механизмы, инструменты социализации.
7. Процесс социализации в современных условиях.
Заключение.
Список использованной литературы.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребёнок, подросток учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать своё представление об обществе, в котором он живёт, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?
Мощным инструментам социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
И наконец, социализация
личности связана с трудовой, общественно-политической
и познавательной деятельностью
человека. Недостаточно просто обладать
знаниями. Необходимо обратить их в
убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно соединение
знаний, убеждений и практических
действий и образует характерные
черты и качества, свойственные тем
или иным типам личности.
7.
Процесс социализации
в современных условиях.
В
современных условиях процесс социализации
предъявляет новые требования к
духовному облику, убеждениям и действиям
людей. Это обусловлено, во-первых, тем,
что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.
В-третьих,
социализация личности является неотъемлемой
частью решения всех общественных проблем.
Жизнь убедительно
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально-опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами?
И
наконец, социализация личности происходит
в условиях взаимодействия мировой
и национальной культур. И хотя общечеловеческие
мотивы признаны ведущими в структуре
общественного сознания и поведения,
влияние национальных особенностей
оказывается решающим фактором, который
во многом определяет облик общественных
и политических движений. Феномен
национального в процессе социализации
поставил перед социологией вопрос
о поиске новых резервов его сочетания
с общечеловеческими
Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении людей.
На путях социализации человека серьезным препятствием являются различные формы ложного сознания, проявляющегося в мифотворчестве, в извращенных формах реально-функционирующего сознания.
Так, мифологизация в нашей стране базировалась на многих “священных коров”, которые были неприкосновенны и неоспоримы: требовалось только их неустанное восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие утверждения, как “загнивание капитализма” и “расцвет социализма”, “социальное равенство” и “дружба народов”, а также такие перлы, как “экономика должна быть экономной”, “единодушная признательность “, “долгие, продолжительные аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-ых гг., что через 20-25 лет мы будем жить при коммунизме, принес разочарование и утрату той перспективы, которая питала людей в их стремлении к благополучию и счастью.
Не меньше бед принесла и показуха. В сознании работников распространилось стремление создать впечатление о “большой” и “трудной” работе. И чем больше бездельничал человек, тем больше он старался продемонстрировать видимость работы. Брались и провозглашались обязательства, которые никогда не доводились до конца, формировались рекламные группы для показа ”достижений”.
В этих условиях, как реакция на деформированные виды общественного сознания, не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход от реальной жизни, экстремизм, мистика, паразитирование на тревогах и бесперспективности повседневной жизни.
Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий. Но именно знание этих противоречий подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации, пути к подлинной социализации человека.
Процесс социализации, и особенно такие его субъективные факторы как пропаганда и воспитание, требует тщательного анализа усилий всех организаций, причастных к его осуществлению.
В целом, социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие) изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени влияния, и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
В
условиях противоречивых действий, путаницы
идей и доктрин, взаимных обвинений
и упреков общественное сознание
не могло не прийти в состояние
растерянности и
В процессе социализации личности наряду с пропагандой, тесно переплетаясь и взаимодействуя с ней, выступает воспитание. Оно придает качественную определенность другим структурным элементам социализации, характеризует её цель, направленность развития духовных процессов и явлений.
Если исходить из сущности воспитания, то оно связано прежде всего с субъективным воздействием на сознание, на соединение его с практикой, ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание тем и сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.
В социологии накоплен большой опыт проведения социологических исследований по проблемам воспитания. Некоторые из них, например по трудовому, политическому, нравственному воспитанию, насчитывают сотни наименований. Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные исследования. Но всем им, даже самым лучшим, была присуща ориентация на должное, а не на сущее, а это неминуемо рождало целую серию издержек, ограничивало их результативность и действительность. Значительный вред воспитанию нанесла односторонняя, однобокая ориентация только на официальные установки, монополизм в определении её ориентиров со стороны КПСС.
Таким образом, изучение таких средств социализации, как пропаганда и воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры, науки, народного образования, семьи дают возможность обогатить наши представления о путях становления и развития личности.
Процесс
социализации достигает определенной
степени завершенности при достижении
личностью социальной зрелости, которая
характеризуется обретением личностью
интегрального социального
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Дивиантное поведение — чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако дивиантное поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой определить консервативное, мешающее двигаться вперед.
Социологическое
знание вобрало в себя всё лучшее, что
имеется в трудах предшествующих поколений
социальных мыслителей. И оно не остается
неизменным. На каждом этапе исторических
преобразований социология открывает
пути для новых направлений, которые определяют
её движение вперёд.
Заключение.
Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию, и включает в себя обучение, как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.
Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.
Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета".
Социализация
взрослых направлена на то, чтобы помочь
человеку овладеть определенными навыками,
а социализация детей формирует главным
образом мотивацию их поведения.
Список использованной литературы.
1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
2. Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.
3. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.
4. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
Информация о работе Социологические знания как важнейший инструмент социализации