Социологические знания как важнейший инструмент социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:06, реферат

Описание

Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение.

Содержание

Введение.

1. Функции социологического знания.

2. Понятие социологических знаний в структурах.

3. Социология как система знаний.

4. Социализация.

5. Социализация личности.

6. Механизмы, инструменты социализации.

7. Процесс социализации в современных условиях.

Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Социологические знания как важнейший инструмент социализации.docx

— 55.88 Кб (Скачать документ)

    Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к  выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых молодым человеком  знаний усложняется. Однако не все они  приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребёнок, подросток учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать своё представление об обществе, в котором он живёт, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

    Мощным  инструментам социализации  личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в  убеждения, которые проявляются  в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные  черты и качества, свойственные тем  или иным  типам личности. 

7. Процесс социализации в современных условиях. 

    В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к  духовному облику, убеждениям и действиям  людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения  могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убеждённый в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

    Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности  требует постоянного  совершенствования средств его  осуществления. Они нуждаются в  обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность  человека при решении как общественных, так и личных проблем.

    В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный  процесс, что он в многократной степени  может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются  объективные перемены, а также  изменения в сознании и поведении  людей.

    В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и  поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие  вопросы: почему часть людей, имеющих  одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально-опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами?

    И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой  и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре  общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей оказывается решающим фактором, который  во многом  определяет облик общественных и политических движений. Феномен  национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания  с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более  глубокого понимания социально-психологических  мотивов признания его особого  места в общественной жизни каждого  народа, каждой нации и национальности и каждого отдельного их представителя.

    Социализация  личности предполагает, что объектом исследования является не одно или  несколько, а весь комплекс общественно  значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

    На  путях социализации человека серьезным  препятствием являются различные формы  ложного сознания, проявляющегося в  мифотворчестве, в извращенных формах  реально-функционирующего сознания.

   Так, мифологизация в нашей стране базировалась на многих “священных коров”, которые были неприкосновенны и неоспоримы: требовалось только их неустанное восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие утверждения, как “загнивание капитализма” и “расцвет социализма”, “социальное равенство” и “дружба народов”, а также такие перлы, как “экономика должна быть экономной”, “единодушная признательность “, “долгие, продолжительные аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-ых гг., что через 20-25 лет мы будем жить при коммунизме, принес разочарование и утрату той перспективы, которая питала людей в их стремлении к благополучию и счастью.

    Не  меньше бед принесла и показуха. В сознании работников распространилось стремление создать впечатление о “большой” и “трудной” работе. И чем больше бездельничал человек, тем больше он старался продемонстрировать видимость работы. Брались и провозглашались обязательства, которые никогда не доводились до конца, формировались рекламные группы для показа ”достижений”.

    В этих условиях, как реакция на деформированные  виды общественного сознания, не могли  не возникнуть тенденции противоположного плана — уход от реальной жизни, экстремизм, мистика, паразитирование  на тревогах и бесперспективности повседневной жизни.

    Таким образом, общественное сознание соткано  из противоречий. Но именно знание этих противоречий подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации, пути к  подлинной социализации человека.

    Процесс социализации, и особенно такие его  субъективные факторы как пропаганда и воспитание, требует тщательного  анализа усилий всех организаций, причастных к его осуществлению.

    В целом, социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие) изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени влияния, и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.

    В условиях противоречивых действий, путаницы идей и доктрин, взаимных обвинений  и упреков общественное сознание не могло не прийти в состояние  растерянности и замешательства, Перед человеком встали по существу две альтернативы — либо стать  приверженцем одной из доктрин, либо прикрыться удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось  на его пути , отравлено пропагандой, Но данная ситуация не является выходом  из создавшегося положения — она  лишь  усложняет его, создает серьезные  помехи на пути  социализации человека.

    В процессе социализации личности наряду с пропагандой, тесно переплетаясь и взаимодействуя с ней, выступает  воспитание. Оно придает качественную определенность другим структурным  элементам социализации, характеризует её цель, направленность развития духовных процессов и явлений.

    Если  исходить из сущности воспитания, то оно  связано прежде всего с субъективным воздействием на сознание, на соединение его с практикой, ориентировано  на выработку мотивов социального  поведения. Воспитание тем и сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.

    В социологии накоплен большой опыт проведения социологических исследований по проблемам  воспитания. Некоторые из них, например по трудовому, политическому, нравственному воспитанию, насчитывают сотни наименований. Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные исследования. Но всем им, даже самым лучшим, была присуща ориентация на должное, а не на сущее, а это неминуемо рождало целую серию издержек, ограничивало их результативность  и действительность. Значительный вред воспитанию нанесла односторонняя, однобокая ориентация только на официальные установки, монополизм в определении её ориентиров со стороны КПСС.

    Таким образом, изучение таких средств  социализации, как пропаганда и воспитание, их сопоставление с влиянием и  ролью культуры, науки, народного  образования, семьи дают возможность  обогатить наши представления о  путях становления и развития личности.

    Процесс социализации достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (дивиантное) поведение. Этим термином  в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства.

    Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии  конфликта между личностными  и общественными интересами. Дивиантное  поведение — чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако дивиантное поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой определить консервативное, мешающее двигаться вперед.

    Социологическое знание вобрало в себя всё лучшее, что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается неизменным. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют её движение вперёд. 
 

    Заключение.  

    Социализация  — начинающийся в младенчестве и  заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей  и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию, и включает в себя обучение, как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.

    Этапы социализации. Принято выделять первичную  социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

    Социализация  взрослых выражается главным образом  в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

    Взрослые  могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.

    Социализация  взрослых часто предполагает понимание  того, что между черным и белым  существует множество "оттенков серого цвета".

    Социализация  взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками, а социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы.

1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

2. Зборовский  Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.

3. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.

4. Краткий словарь  по социологии. М., 1989.

Информация о работе Социологические знания как важнейший инструмент социализации