Социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:59, контрольная работа

Описание

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Содержание

Введение.
1. Виды социологического исследования.
1.1. Разведывательное исследование.
1.2. Описательное исследование.
1.3. Аналитическое исследование.
1.4. Точечное и повторное исследование.
2. Программа и этапы эмпирического исследования.
3. Выборочный метод в социологии.
4. Прогнозирование в социологических исследованиях.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по социологии 3 курс.docx

— 1.39 Мб (Скачать документ)

 

     Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

     Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования. Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов:

 

методологическая часть:

 

1.     формулировку  и обоснование проблемы,

2.     указание  цели, и задач исследования,

3.     определение  объекта и предмета исследования,

4.     логический  анализ основных понятий,

5.     формулировку  гипотез;

 

методическая (процедурная) часть:

 

1.     определение  обследуемой совокупности,

2.     характеристику  используемых методов сбора первичной  социологической информации,

3.     логическую  структуру инструментария для  сбора этой информации, логические  схемы ее обработки на, ЭВМ.

 

     Следует помнить, что разработка данного документа является необходимостью. Часто начинающие исследователи пытаются работать без четко разработанной программы, опираясь лишь на смутные идеи о целях поиска и характере нужного эмпирического материала.  Это приводит к большому объему напрасной работы, большому количеству ошибок. В конце такой работы исследователь неизбежно приходит к выводу, что теперь он проделал бы все это совершенно иначе.

     Программа эмпирического исследования – документ, который содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Она относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Программа включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологическая часть –формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть –определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. В методическую часть программы включается также характеристика методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); логическая структура применяемого методического инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.

     Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей.

 

Рис. 1. Основные компоненты научного исследования

 

 

Рис. 2. Последовательность этапов исследования

     Стратегия эмпирического исследования определяется программой, которая включает: теоретико-методологическую часть–формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ, организационный план.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Основные этапы проведения эмпирического исследования

 

 

Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению.

Цель – общая постановка задачи, модель ожидаемого результата исследования.

Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и  решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.

Объект – то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

Логический анализ основных понятий – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Его называют еще теоретической интерпретацией понятий, цель которой – создание теоретической модели. Это обобщенное выражение проблемной ситуации в научном знании.

 

 Рис. 4. Этапы создания  теоретической модели

 

 

     Структурная и факторная интерпретация исходных понятий отражают априорные (до начала исследования) представления социолога о предмете исследования, которые образуют его гипотетическую модель и служат основой для формирования рабочих гипотез.

     Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия). Главное требование: гипотезы должны быть конкретными и операциональными (проверяемыми в опыте).

     Для получения конкретных гипотез общие социологические понятия переводят (сначала конкретизируют, а затем операционализируют) в частные, которым приписывают количественную меру.

     Операционализация – установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Результат – система социологических переменных, которые связаны между собой и образуют теоретическую модель предмета исследования. Связь можно установить количественным способом – с помощью измерения, либо качественным – через логические процедуры.

     После завершения социологического опроса проводится проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

     На составление программы опытные социологи тратят от трети до половины всего времени исследования. Примерное распределение времени на организацию социологического исследования выглядит так: а) разработка программы – 30-40%; б) сбор информации – 10-15%; в) подготовка данных к машинной обработке – 10-15%; г) обработка данных – 5-10%; д) анализ материалов, написание отчета – 30-40%.

     После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

     На заключительном этапе эмпирического исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

 

  1. Выборочный метод в социологии.

 

      В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без применения выборки. Это исключительно важный этап в разработки методического раздела программы исследования.

     Далеко не всегда выборка играла такую роль в социологическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов 20 в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональных, что повлекло за собой существенное увеличение материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип проводимых в те времена опросов был прост: чем больше респондентов будет опрошено, тем лучше и точнее будет результат. Однако, начиная с первой половины 30-х годов 20 века, изучение общественного мнения стало осуществляться с применением строгих методов научного анализа. В это время возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятностей, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с достаточно высокой степенью точности.

В 1933 г. никому неизвестный  в то время исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных  выборочных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В 1934 г. он опробовал  свои методы в более широком масштабе, во время выборов в Конгресс США, где достаточно точно предсказал победу демократов. В 1935 году он создал Американский институт Гэллапа. В 1936 году на основе проведенных им выборочных опросов предсказал победу в президентских  выборах Т. Рузвельта. При этом размер выборки составлял 1500 чел. Начиная  с 1936 г. выборочный метод стали активно  применять также при исследовании рынка.

     Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части. Например, в коробке находится 10 тыс. шариков поровну красного и зеленого цвета. Если их перемешать и наугад вытащить 400, то окажется, что по цвету, они распределились приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат будет практически неизменным. Статистика позволяет установить процент неточности, который зависит от размера выборки.

Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается  структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в  виду, что выборочный опрос это  опрос с ошибкой. В большинстве  исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем  меньше ошибка.

     Выборочный метод исследования позволяет делать вывод о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности (множество элементов, являющихся объектом социологического исследования.) на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Выборочная совокупность – это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая все важнейшие ее признаки и характеристики как целого.

     Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые определяют типологию, или видовое разнообразие выборочного метода.

1. Случайная (вероятностная) выборка – это выборка, построенная таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа. Таким образом, это более строгое определение случайности, чем то, которым мы оперируем в быту, однако это почти тоже самое, что выбор с помощью лотереи.

Виды вероятностной выборки:

• простая случайная – строится с помощью таблицы случайных чисел;

• систематическая – осуществляется через интервал в перечне объектов;

• серийная – единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы, жилые кварталы и т.п.);

• многоступенчатая – случайная, в несколько ступеней, где на каждой ступени изменяется единица отбора;

2. Неслучайная (целенаправленная) выборка – это способ отбора, при котором нельзя заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При таком подходе невозможно рассчитать репрезентативность выборки, поэтому социологи отдают предпочтение вероятностной выборке. Вместе с тем достаточно часто возникают такие ситуации, когда неслучайная выборка оказывается единственно возможным вариантом.

Виды неслучайной выборки:

• целенаправленная – выбираются типичные элементы по установленным критериям;

• квотная – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов. Чаще всего при этом учитывается пол, возраст, образование, занятость;

• стихийная – выборка "первого встречного", где критерии не определены (примером является обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет или журналов. В этом случае заранее практически невозможно обозначить структуру выборочной совокупности, т.е. тех респондентов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность).

     Каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать конкретные задачи социологического исследования.

 

  1. Прогнозирование в социологических процессах.

 

     Прогнозирование в социологии - это способ научного предвидения с той или иной степенью вероятности итога, направленности, или характера протекания социальных процессов в течение некоторого промежутка времени. В прикладной социологии, учитывая возможности применяемых в ней формально-логических статистических методов, относительно эффективный (точный) прогноз возможен только на краткосрочную перспективу и то, при условии небольшой вариации характеристик исследуемого социального процесса.

     Момент времени, на который в распоряжении социолога имеются исходные данные социальной статистики (результатов исследования), и до момента, к которому относится прогноз, называется периодом упреждения. Максимальная величина периода упреждения в прикладной социологии не превышает нескольких месяцев. Более длительный прогноз имеет более низкую достоверность из-за того, что социальные процессы в течение времени подвержены воздействию большого числа факторов.

Информация о работе Социологическое исследование