Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:39, контрольная работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. ТИПОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ
Нестандартизированное
(неструктурированное) наблюдение. В
этом случае исследователь определяет
лишь общие направления наблюдения,
согласно которым результаты фиксируются
в свободной форме
Формы и приёмы фиксации результатов наблюдателя – бланки и дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения:
1.
Полное участие наблюдателя в
ситуации: предполагает включение
наблюдателя в изучаемую
2. Участник ситуации как наблюдатель: характеризуется включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.
3. Наблюдатель как участник: означает, что наблюдатель – прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.
4.
Полностью наблюдатель:
Процедура наблюдения. Процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов:
1.формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;
2. определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;
3. разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения; определение выборочных процедур с ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;
4. подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.);
5. запись результатов наблюдений;
6. анализ и интерпретация данных;
7.
подготовка отчёта и выводов по итогам
исследования.
Достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность.
Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений.
И, наконец, дешевизна – обычный атрибут, присущий этому методу.
Среди
недостатков прежде всего следует
отметить качественный характер выводов,
которые можно получить в результате
наблюдения. Метод редко может
быть применён к наблюдению больших
совокупностей. Однако наиболее крупный
недостаток связан с возможностью привнесения
определённой доли субъективности в
существо метода и меньшими, чем
в других случаях, возможностями
широкого обобщения результатов
исследования.
3.3 Массовый опрос
К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п.
Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменён никаким другим. Однако методом опроса может быть получена информация и о поведении людей, различные фактологические сведения.
Суть
метода опроса сводится к общению
исследователя прямо или
Таким
образом, в опросе реализуется познавательное
взаимодействие двух различных уровней
общественного сознания: научного,
носителем которого выступает исследователь,
и обыденного, практического, носителем
которого выступает опрашиваемый, респондент.
3.4 Эксперимент
Социологический эксперимент- способ получения информации о количественном и качественном изменении деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.
Классическая модель эксперимента. Её можно свести к изучению воздействия независимой переменной (например, выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную (голосование человека на выборах). Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую.
Принципиальное
значение в такой модели имеет
вопрос о подборе экспериментальной
и контрольной групп. Основная задача
исследователя- достичь до эксперимента
максимального подобия (т. к. полной
идентичности достичь невозможно) этих
двух групп. Термин "подобие" понимается
здесь в статистическом смысле, т.
е. единицы генеральной
Социологическое исследование - это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интерпретацию изученных фактов. Собранный первичный материал непригоден для теоретического анализа, его необходимо обработать (упорядочить, классифицировать).
Можно
выделить два класса процедур анализа:
дескриптивные и аналитико-
Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов. Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д.
Перекрестная группировка - это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:
а) обнаружить какие-то взаимозависимости;
б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое.
Одна из задач перекрестной классификации - поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, динамики процесса.
Эмпирическая типологизация - наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов – таксономии и кластерного анализа.
Теоретическая типологизация - обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типологизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпирическими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предполагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеализированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.
Статистический метод в социологии - совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита применительно к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие группы.
К первой группе можно отнести выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экспериментов.
Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей. Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следовательно, расширяет эмпирическую базу социологических исследований и сферу их приложения.
Методы
математической статистики имеют важное
значение для выявления закономерностей
и фактов, но они лишь средство, которое
не должно заслонять собою цель.
Достоверная статистическая тенденция
- это все же не социологическая
закономерность; выпадающие из общей
картины индивидуальные значения, возможно,
являются отражением закономерностей
иного порядка, чем те, что выявляются
с помощью математических методов.
Список
литературы
2. Ядов В. А. Социологическое исследование., - М., - 1995