Социологическое исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:39, контрольная работа

Описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. ТИПОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ

Работа состоит из  1 файл

sociology.docx

— 30.96 Кб (Скачать документ)

     Нестандартизированное (неструктурированное) наблюдение. В  этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются  в свободной форме непосредственно  в процессе наблюдения или позднее  по памяти.

     Формы и приёмы фиксации результатов наблюдателя – бланки и дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.

     В зависимости от роли наблюдателя  в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения:

     1. Полное участие наблюдателя в  ситуации: предполагает включение  наблюдателя в изучаемую группу  как полноправного её члена.  Роль наблюдателя неизвестна  членам группы.

     2. Участник ситуации как наблюдатель: характеризуется включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.

     3. Наблюдатель как участник: означает, что наблюдатель – прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.

     4. Полностью наблюдатель: исследователь  выполняет лишь функцию наблюдателя,  не взаимодействуя с участниками  ситуации, оставаясь вне поля  их зрения.

     Процедура наблюдения. Процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов:

     1.формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;

     2. определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;

     3. разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения; определение выборочных процедур с ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;

     4. подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.);

     5. запись результатов наблюдений;

     6. анализ и интерпретация данных;

     7. подготовка отчёта и выводов по итогам исследования. 

     Достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность.

     Гибкость  метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений.

     И, наконец, дешевизна – обычный атрибут, присущий этому методу.

     Среди недостатков прежде всего следует  отметить качественный характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может  быть применён к наблюдению больших  совокупностей. Однако наиболее крупный  недостаток связан с возможностью привнесения  определённой доли субъективности в  существо метода и меньшими, чем  в других случаях, возможностями  широкого обобщения результатов  исследования. 

     3.3 Массовый опрос

     К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п.

     Во  всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального  источника информации, который не может быть заменён никаким другим. Однако методом опроса может быть получена информация и о поведении  людей, различные фактологические сведения.

     Суть  метода опроса сводится к общению  исследователя прямо или косвенно через его представителя с  совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит  в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям  научной процедуры, а с другой- исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники  изучаемых процессов, осознающие эти  процессы в рамках повседневного  житейского опыта.

     Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней  общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем  которого выступает опрашиваемый, респондент. 

     3.4 Эксперимент

     Социологический эксперимент- способ получения информации о количественном и качественном изменении деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.

     Классическая модель эксперимента. Её можно свести к изучению воздействия независимой переменной (например, выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную (голосование человека на выборах). Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую.

     Принципиальное  значение в такой модели имеет  вопрос о подборе экспериментальной  и контрольной групп. Основная задача исследователя- достичь до эксперимента максимального подобия (т. к. полной идентичности достичь невозможно) этих двух групп. Термин "подобие" понимается здесь в статистическом смысле, т. е. единицы генеральной совокупности, из которых подбираются группы, должны иметь одинаковые шансы попасть  и в первую группу, и во вторую. Подобный процесс подбора часто  называют рандомизацией. Рандомизация преследует цель исключить систематические  смещения и ошибки, которые могут  возникнуть при экспериментальном  воздействии на неэквивалентные  группы.

  1. МЕТОДЫ  АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ

     Социологическое исследование - это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы  дать научно обоснованную интерпретацию  изученных фактов. Собранный первичный  материал непригоден для теоретического анализа, его необходимо обработать (упорядочить, классифицировать).

Можно выделить два класса процедур анализа: дескриптивные и аналитико-экспериментальные  процедуры.

     Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов. Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д.

Перекрестная  группировка - это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить  взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Одна  из задач перекрестной классификации - поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, динамики процесса.

Эмпирическая  типологизация - наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов – таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типологизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпирическими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предполагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеализированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.

     Статистический  метод в социологии - совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита применительно к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие группы.

     К первой группе можно отнести выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экспериментов.

     Вторая  группа включает ряд методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей. Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следовательно, расширяет эмпирическую базу социологических исследований и сферу их приложения.

     Методы  математической статистики имеют важное значение для выявления закономерностей  и фактов, но они лишь средство, которое  не должно заслонять собою цель. Достоверная статистическая тенденция - это все же не социологическая  закономерность; выпадающие из общей  картины индивидуальные значения, возможно, являются отражением закономерностей иного порядка, чем те, что выявляются с помощью математических методов. 

      Список  литературы 

      2. Ядов В. А. Социологическое исследование., - М., - 1995

     3. Тавокин Е.П.  Основы методики  социологического исследования: Учебное  пособие ИНФРА-М, 2009 г. 239 страниц.

Информация о работе Социологическое исследования