Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:56, реферат
В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: является ли личность априорной “характеристикой” человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Что такое личность?................................................................................................4
Социальное и биологическое…………………………………………………….6
Формирование личности………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….11
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное “Я” и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего “Я”. Он не знает границ между собой и "не собой", между “Я” и “не-я”. Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего “Я”.
Проявляя ослушание, ребёнок “нащупывает” рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего “Я” для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подробные вопросы,
это верный признак завершающего этапа
становления социального “Я”: сквозь
индивидуальность уже проклёвывается
личность. Развитая индивидуальность
рождает пока ещё не развитую личность.
Дальнейший процесс развития собственно
личности может продолжаться как угодно
долго. Наука не установила никаких количественных
границ. До глубокой старости человек
меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы,
правила поведения. Процесс социализации
объясняет то, каким образом человек из
существа биологического превращается
в существо социальное, общественное,
становиться личностью.
Заключение.
Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
Мы, не говорим “личность новорожденного”, понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов.
В отличие от индивида, личность не есть
целостность, обусловленная генотипом:
личностью не рождаются, личностью становятся.
Определенное влияние на развитие и формирование
личности оказывает процесс становления
социального “Я”.
Содержание процесса становления социального “Я” - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего “Я” и осмысление своего “Я”. На этом завершается начальная социализация и формирование личности.
Становление социального “Я” возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального “Я” (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального “Я” происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.
Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как “узелок” завязывающийся в сети взаимных отношений.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.