Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:42, реферат
В этом реферате рассматривается понятие девиации и девиантного поведения! Как можно разглядеть тонкую грань между девиантным и делинквентным поведением? Причины возникновения девиантного поведения. Откуда оно берется? К чему может привезти девиантное поведение?
Введение 3
Глава 1 3
Глава 2 5
Глава 3 7
Глава 4 8
Глава 5 11
Глава 6 12
Санкт Петербургский
Тема: Социология девиации и девиантного
поведения
Содержание
Введение 3
Глава 1 3
Глава 2 5
Глава 3 7
Глава 4 8
Глава 5 11
Глава 6 12
В этом реферате рассматривается
понятие девиации и девиантного
поведения! Как можно разглядеть
тонкую грань между девиантным и
делинквентным поведением? Причины
возникновения девиантного поведения.
Откуда оно берется? К чему может привезти
девиантное поведение?
К огромному сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с нормами морали и общественными нормами.
Термин “социальное отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Во все времена общество пыталось бороться с девиантным поведением. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, интересами правящей элиты.
Например, во времена инквизиции, индивидов, которые подозревались в наличии сверхъестественных способностей, или проще говоря, ведьм, сжигали на костре.
Наличие сверхъестественных способностей в те времена считалось девиантным отклонением, отклонением от нормы.
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации.
Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная социологическая теория - социология девиантного поведения. У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы.
Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.
Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Действительно, существует
множество современных
Например, готическая субкультура. Зародилась она достаточно давно, но наиболее широкое распространение получила в конце 90-х.
Мрачные одежды, депрессивные
взгляды на мир, яркий макияж в
черных тонах, проведение собраний на
кладбищах…все это чуждо
Еще одна субкультура, которую считают отклонением от нормы – эмо-культура. Она зародилась в 2005 году благодаря возникновению немецкой эмо-рок группе Tokio Hotel. Спустя год эмо-культура приобрела воистину глобальные масштабы. Повсюду можно было встретить молодых людей с черными косыми челками, в узких джинсах и кроссовках с розовыми шнурками.
Можно сказать, что эмо-культура это подвид готической культуры. Такие же депрессивные взгляды на мир, еще более участившиеся случаи суицида. Разница лишь в том, что эмо-культура основана на музыке, а готическая, скорее на кинематографе. Так же эмо-представители не проводят собраний на кладбищах, но, тем не менее, эмо-культура – яркий пример девиантного поведения.
Таким образом, девиантность
определяется в социологии как отклоняющееся
поведение, деятельность человека (группы
людей), не соответствующая сложившимся
в данном обществе нормам (образцам) поведения,
социальным ожиданиям.
Глава 2. Норма и отклонение от нее.
Социология девиантного поведения относится к “сквозным” теориям, то есть специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.
Например, в наше время ученый, отдающий все свое время науке, работающий в лаборатории за ничтожную зарплату, забывший о жене и детях, вызовет неодобрение общества и будет назван лентяем-эгоистом. В наше время, когда наибольшую ценность представляют деньги, а главной целью является способ заработка денег, подобный индивид будет считаться девиантом.
Однако, в прошлом и в позапрошлом веке такой ученый вызвал бы всеобщее одобрение. Никому бы и в голову не пришло называть его лентяем и т.д. Человек старается на благо общества! Он изобретатель!
Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы девиации и ее происхождения в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, криминологов. Наряду с ростом позитивных (культурно одобряемых) девиаций (политическая активность, экономическая предприимчивость и т. п.) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.
Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной задачей.
Расцвет преступности приходится на 90-е годы. Тогда преступность была буквально везде. Куда ни глянь, везде заголовки о перестрелках на улице и т.д. и т.п.
В те годы люди стремились заработать денег как угодно и где угодно. Нередко применялись методы, отклоняющиеся от нормы и морали. Люди, применявшие девиантные методы в те годы, сегодня занимают важные посты. Никому и в голову не придет обвинить, допустим, президента крупной фирмы в девиантности или тем более в делинквентности.
Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.
Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, то есть отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной степенью дистанционности от нормы. Значительное отклонение от нормы определяется легко, труднее определить незначительные отклонения.
Действительно, всем понятно, что, например, изнасилование или ограбление является более чем значительным отклонением от нормы. А если человек проехал на красный свет, или поставил машину в неположенном месте… Сложно сказать является ли это отклонением от нормы. С точки зрения закона – да. А вот с точки зрения морали…
Если дорога пустая, никого нет, то почему бы и не проехать на красный свет. Зачем ждать, если можно спокойно проехать. Другое дело если это оживленный проспект, где нельзя проехать на красный свет без ущерба для чьей-либо жизни.
Если машина, поставленная в неположенном месте, никому не мешает, и все эти правила просто чья-то прихоть. То же вроде ничего противозаконного. Другое дело, если машина перегородила кому-то дорогу или мешает въезду и выезду машин.
Результаты социологического исследования показали, что ¼ респондентов признает, что они совершали противоправные действия, но в целом оценивают это поведение как нормальное для своей возрастной когорты. В данном случае мы сталкиваемся с феноменом “институционализации девиации”, своего рода превращением ее в социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения.
Глава 3. Причины
отклоняющегося поведения
В социологии девиантного поведения
выделяются несколько направлений, объясняющих
причины возникновения отклоняющегося
поведения. Так, Роберт Мертон, используя
выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии
(например, в работе “Социальная структура
и аномия”), причиной отклоняющегося поведения
считает несогласованность между целями,
выдвигаемыми обществом, и средствами,
которые оно предлагает для их достижения.
Например, человеку нужны деньги. Он идет устраиваться на работу. Ему раз отказали, два отказали, три отказали. В лучшем случае отчаявшийся человек устроиться дворником, а в худшем пойдет воровать и т.д. Причина девиантного поведения – несоответствие общественным целям, нормам и средствам. В большинстве случаев человек сам виноват, что он не соответствует. Однако есть исключения.
Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн).
Яркий пример конфликт скинхедов и представителей кавказской национальности. Этот конфликт произрастает из Германии образца 40-х годов 20-го века. Всем известно, что Адольф Гитлер, помешанный на идее главенства немецкой нации и стремившийся расширить территории для своей нации, убил немыслимое количество людей разных наций. В числе которых были: армяне, грузины, цыгане, русские и т.д.
Гитлеровский фашизм остался реальностью и в наши дни, только в более мелких масштабах.
Множество убийств было совершено только потому, что человек не принадлежал к русской расе.
Пример: убийство студента Филологического факультета Санкт Петербургского Государственного Университета скинхедами. По данным из источников СМИ, его убили рядом с Площадью Восстания, когда студент раздавал горячую еду бездомным жителям Санкт Петербурга.
Еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни.
Самоубийство считалось во все времена девиантным поведением. Оно совершается по разным причинам среди которых утрата людьми смысла жизни. Также среди наиболее «популярных» причин безответная любовь к артисту, наличие огромных денежных долгов.
На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служит “социальная неустроенность” как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть “ниже” (философ-истопник) или “выше” (посредственность в директорском кресле) своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец).
Информация о работе Социология девиации и девиантного поведения