Социология Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:08, доклад

Описание

Одним из наиболее ярких представителей классической западной социологии стал французский исследователь Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он считал себя последователем позитивизма, того направления в философии и социологии, основателем которого являлся Огюст Конт. При этом Дюркгейм уделял большое внимание разработке методов социальных исследований.

Работа состоит из  1 файл

Социология Дюркгейма.docx

— 17.65 Кб (Скачать документ)

Социология Дюркгейма

Одним из наиболее ярких  представителей классической западной социологии стал французский исследователь  Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он считал себя последователем позитивизма, того направления в философии и социологии, основателем которого являлся Огюст Конт. При этом Дюркгейм уделял большое внимание разработке методов социальных исследований. В своих работах он широко использовал данные статистики. В 1895 г. Дюркгейм издал книгу «Метод социологии», в которой объявил, что социальные факты следует рассматривать как вещи, подобные вещам в природе. Его методологии присущи 2 особенности:

  1. натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы
  2. социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, её превосходства над индивидами.

Согласно Дюркгейму, основной задачей социологии является изучение социальных фактов, к числу  которых он относил прежде всего так называемые коллективные представления, то есть традиции, обычаи, нормы морали, религиозные верования. Как подчеркивал Дюркгейм, социальные факты существовали независимо от отдельного человека и, кроме того, они оказывали на поведение человека принудительное воздействие, побуждая его поступать определенным образом. В своих работах Дюркгейм обращался главным образом к анализу социальных причин, влияющих на человеческое поведение. Одним из основных понятий в теории Дюркгейма выступает понятие социальной солидарности, которое обозначает у него те механизмы общественной жизни, которые обеспечивают целостность, сплоченность человеческого общества. По мнению Дюркгейма, характер социальной солидарности был различным в разные исторические эпохи.

 Он выделял  два типа солидарности:

1. механическая

2. органическая

 Механическая  солидарность встречается, согласно  Дюркгейму, в неразвитых первобытных  обществах. В таких обществах  практически отсутствуют разделение  труда и все люди исполняют сходные функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями, религиозными идеями.

 Органическая  солидарность получает наибольшее  развитие в условиях индустриального  общества. Согласно Дюркгейму, преобладание  органической солидарности связано  с расширением общественного  разделения труда, в результате  чего люди начинают специализироваться  на различных видах деятельности, а взаимосвязь между этими  людьми устанавливается главным  образом за счет экономического обмена. При этом влияние коллективных представлений на человеческое поведение значительно ослабевает.

 Согласно Дюркгейму,  механическая и органическая  солидарности представляют собой  две противоположных теоретические  модели и в любом человеческом  обществе присутствуют, хотя и  в разных сочетаниях, элементы  как механической, так и органической  солидарности. Как уже в первобытном  обществе возникают простейшие  элементы разделения труда, а  в развитом индустриальном обществе  сохраняются определенные коллективные  представления.

 В своих работах  Дюркгейм много внимания уделял  анализу различных коллективных  явлений общественной жизни, в  частности широкую известность  получило его исследование «Самоубийство». С точки зрения Дюркгейма это  явление следовало объяснять  не столько особенностями индивидуальной  психики, сколько влиянием социальной  среды, социального окружения  человека.

Дюркгейм выделял  три типа самоубийств:

1. эгоистическое

2. альтруистическое

3. аналическое

Эгоистическое самоубийство встречается, согласно Дюркгейму, в современном индустриальном обществе. Оно являлось результатом разрыва социальных связей, изоляции человека от его ближайшего окружения, выделяющего в результате чувство одиночества.

 Альтруистическое  самоубийство характерно прежде всего для неразвитых обществ, в которых преобладает механическая солидарность. В таких обществах отдельный человек полностью подчинен требованиям группы и может пожертвовать собственной жизнью ради коллективных интересов.

Аналическое самоубийство, по мнению Дюркгейма, получает распространение в эпоху кризисов и социальных потрясений, когда резко изменяются условия жизни и не все люди способны адаптироваться к процессам изменений.

 В своей последнем произведении – «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) – Дюркгейм старался доказать, что религия является творением общества. Работы Дюркгейма по социологии оказали значительное влияние на развитие социологии в 20 веке как во Франции, так и в других западных странах (в частности в США).

 В настоящее  время Дюркгейм считается одним  из классиков социологии.

Информация о работе Социология Дюркгейма