Социология и ее методика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования

Содержание

1.Предмет социологического знания. Его основные понятия, категории и функции.
2.Эмпирическое и теоретическое исследование социального объекта.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контр по социологии.docx

— 36.84 Кб (Скачать документ)

В социологии выделяют пять категорий социальных законов:

— законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и  явление Б. Так, индустриализация и  урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве  населения.

— законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение  структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений  к другому. Изменение характера  производительных сил требует изменения  отношений производства. 

— законы, устанавливающие связь между  социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными  элементами социального объекта, что  определяет характер его функционирования.

— законы, фиксирующие причинную связь  между социальными явлениями. Важнейшим  и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов. 

— законы, утверждающие возможность или вероятность  связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных  странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция  проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме — в  деятельности отдельного человека. Человек  осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология исследует  отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять. 

Функции социологии

Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции  гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и  конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции  раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции  только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная  из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает, что  можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно  требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая  функция, естественно, состоит в  том, что социология накапливает  знания, систематизирует их, стремится  составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная  функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических  записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются  попытки воссоздать идеальную картину  социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется  высокая нравственная чистота и  порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются  управленческие решения. Эти материалы  есть точкой отсчета, источником сравнения  для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она  позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют  потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах  и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические  исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного  прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный  прогноз опирается на вскрытую тенденцию  развития социального явления, а  также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный  вид научного исследования. Поэтому  в социологической практике чаще всего используются краткосрочные  прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

Суть  преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки  и принятия определенных решений. Уже  всем ясно, что при реализации крупных  инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое  обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения  реализации — это прерогатива  органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами  по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям  ученых, что приводит к тяжелым  последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления  обновления общества и дает возможность  выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и  возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении  отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и  качественном повышении ее эффективности. Задача социологии — теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Украине. Процесс трансформации  общества в Украине идет от одного качественного состояния к другому  как раз в связи с сознательным превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания  сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических  рекомендаций объясняется не столько  недостаточной квалификацией социологических  кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько  лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений. 

Информационная  функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый  оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах  она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились  исследования. В установленном порядке  информацию получают государственные  и другие управленческие и хозяйственные  учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно  корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и  способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного  сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в  большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций  именно социологические концепции  того или иного рода выступали  ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона  Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа  Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую  роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала  ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала  основой нацистского путча и  третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в  системе общественных наук. 

2.Эмпирическое  и теоретическое  исследование социального  объекта.

В недалеком  прошлом считалось, что познание имеет две ступени:

1. чувственное  отражение действительности,

2. рациональное (разумное) отражение действительности.

Затем, когда  все больше прояснялось, что у  человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали  приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых  формируется эмпирическое и теоретическое  знание.

Эмпирическое  познание, или чувственное, или живое  созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные  формы:

1. ощущение - отражение  в сознании человека отдельных  сторон, свойств предметов, непосредственное  воздействие их на органы чувств;

2. восприятие - целостный  образ предмета, непосредственно  данный в живом созерцании  совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. представление  - обобщенный чувственно-наглядный  образ предмета, воздействовавшего  на органы чувств в прошлом,  но не воспринимаемого в данный  момент.

Различают образы памяти и воображения. Образы предметов  обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и  отброшены несущественные.

Ощущения по органу чувств, через который они  получены, делятся на зрительные (самые  важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия. Как видим, познавательные способности человека связаны с  органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную  систему, связанную с сигналами  о внутреннем физиологическом состоянии  организма.

     Теоретическое познание наиболее полно и адекватно  выражено в мышлении. Мышление - это  процесс обобщенного и опосредованного  отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и  обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных  данных) и их выражение в системе  абстракции.

     Различают два уровня мышления:

1.рассудок - исходный  уровень мышления, на котором  оперирование абстракциями происходит  в пределах неизменной схемы,  шаблона; это способность последовательно  и ясно рассуждать, правильно  строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

2. Разум (диалектическое  мышление) - высший уровень теоретического  познания, творческое оперирование  абстракциями и сознательное  исследование их собственной  природы.

Рассудок - это  обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая  основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью  разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная  задача разума - объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и  их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют  место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е  на эмпирическом и теоретическом  уровнях научного познания.

Но процесс  мышления не всегда осуществляется в  развернутом и логическом виде. Важное место в познании занимает интуиция (догадка). Интуицию издавна делят  на чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики деятельности субъекта. Интуиция - это непосредственное знание, которое не опирается на логическое доказательство.

Познание связано  с практикой - материальным освоением  общественным человеком окружающего  мира, взаимодействием человека с  материальными системами. В практике люди преобразуют и создают материальные вещи, т.е. идет опредмечивание, или  материализация намерений людей. Практика имеет две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления  и производство орудий труда.

Практика и  познание, практика и теория взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление  противоречий ведет к развитию и  теории, и практики.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной  действительности.

Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение - сравнение  объекта по каким-либо сходным свойствам  или сторонам.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Существует несколько  видов эксперимента:

1) лабораторный, 2) естественный, 3) исследовательский, 4) проверочный, 5) воспроизводящий, 6) изолирующий, 7) количественный, 8) физический, 9) химический  и т.д.                                                                                             Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, оксиомотический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

Формализация - это отображение содержательного  знания в знаковой форме (формализованный  язык).

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - оксиомах (постулатах), из которых  остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (и вообще одних формул из других) формулируются  специальные правила вывода.

Информация о работе Социология и ее методика