Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:21, контрольная работа
Что же представляет объект и предмет научного познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования
1.Предмет социологического знания. Его основные понятия, категории и функции.
2.Эмпирическое и теоретическое исследование социального объекта.
Список использованной литературы
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
— законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.
— законы,
устанавливающие тенденции
— законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.
— законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.
— законы,
утверждающие возможность или вероятность
связи между социальными
Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять.
Функции социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная
из гносеологических функций социологии
— теоретико-познавательная, критическая.
Речь идет об оценке познаваемого мира
с позиций интересов личности.
Реализуя критическую функцию, социология
дифференцирование подходит к действительности.
С одной стороны показывает, что
можно и нужно сохранить, упрочить,
развить — ведь не все надо менять
перестраивать и т. п. С другой
стороны выявляет то, что действительно
требует радикальных
Описательная
функция социологии — это систематизация,
описание исследований в виде аналитических
записок, различного рода научных отчетов,
статей, книг и т. п. В них имеются
попытки воссоздать идеальную картину
социального объекта, его действие,
взаимосвязи т. п. При исследовании
социального объекта требуется
высокая нравственная чистота и
порядочность ученого, потому что на
основе данных, фактов и документов
делаются практические выводы и принимаются
управленческие решения. Эти материалы
есть точкой отсчета, источником сравнения
для будущих поколений
Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.
Суть
преобразовательной функции социологии
в том, что выводы, рекомендации,
предложения социолога, его оценка
состояния социального субъекта
служит основанием для выработки
и принятия определенных решений. Уже
всем ясно, что при реализации крупных
инженерных проектов требуется не только
технико-экономическое, но и социально-экономическое
обоснование. Вот тут-то и вспоминают
о процессах. Но социология лишь наука,
ее функция — разработка практических
рекомендаций. Что же касается их внедрения
реализации — это прерогатива
органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство,
что многие весьма ценные и полезные
рекомендации, разработанные социологами
по преобразованию современного общества,
так и не нашли на практике реализации.
Более того, нередко органы управления
поступают вопреки
Информационная
функция социологии представляет сбор,
систематизации и накопление информации,
полученной в результате исследований.
Социологическая информация — самый
оперативный вид социальной информации.
В крупных социологических
Мировоззренческая
функция социологии вытекает из того,
что объективно, участвует в социально-
Итак, основные
функции социологии определяют не только
задачи, но и место социологии в
системе общественных наук.
2.Эмпирическое и теоретическое исследование социального объекта.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:
1. чувственное отражение действительности,
2. рациональное (разумное) отражение действительности.
Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.
Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:
1. ощущение - отражение
в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов,
2. восприятие - целостный
образ предмета, непосредственно
данный в живом созерцании
совокупности всех своих
3. представление
- обобщенный чувственно-
Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.
Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия. Как видим, познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.
Теоретическое
познание наиболее полно и адекватно
выражено в мышлении. Мышление - это
процесс обобщенного и
Различают два уровня мышления:
1.рассудок - исходный
уровень мышления, на котором
оперирование абстракциями
2. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Рассудок - это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума - объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Но процесс
мышления не всегда осуществляется в
развернутом и логическом виде. Важное
место в познании занимает интуиция
(догадка). Интуицию издавна делят
на чувственную и
Познание связано
с практикой - материальным освоением
общественным человеком окружающего
мира, взаимодействием человека с
материальными системами. В практике
люди преобразуют и создают
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики.
Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание - фиксация
средствами естественного или
Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Существует несколько видов эксперимента:
1) лабораторный,
2) естественный, 3) исследовательский,
4) проверочный, 5) воспроизводящий, 6) изолирующий,
7) количественный, 8) физический, 9) химический
и т.д.
Формализация -
это отображение
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - оксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.