Социология и ее становление как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:25, контрольная работа

Описание

Основной труд Конта - шеститомный "Курс положительной философии" был опубликован между 1830-1842 годами. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. "Основной характер позитивной философии, - писал он, - выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных".

Содержание

Позитивизм О. Конта……………………………………………………..3
Органическая теория Г. Спенсера………………………………………6
Теория социального реализма Э. Дюркгейма…………………………8
Понимающая социология М. Вебера…………………………………..10
Социальная теория К. Маркса………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

4.docx

— 26.01 Кб (Скачать документ)

ГЕОРГИЕВСКИЙ  ФИЛИАЛ «РГЭУ» (РИНХ)

 

Ф.И.О. Дубовикова Евгения  Николаевна

Предмет: Социология

Контрольная работа

Группа: 414

Дата проверки:

Результат проверки:

Подпись преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Георгиевск

2012

                                        Содержание

 

Позитивизм О. Конта……………………………………………………..3

Органическая теория Г. Спенсера………………………………………6

Теория социального реализма Э. Дюркгейма…………………………8

Понимающая социология М. Вебера…………………………………..10

Социальная теория К. Маркса………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позитивизм О. Конта

Основной труд Конта - шеститомный "Курс положительной философии" был опубликован между 1830-1842 годами. Конт отвергал в нем все попытки  философии постичь сущность вещей  и провозглашал главной задачей  философии ответы на вопросы, как  возникают и протекают те или  иные явления, а не какова их природа. "Основной характер позитивной философии, - писал он, - выражается в признании  всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем  безусловно недоступным и бессмысленным  искание так называемых причин, как  первичных, так и конечных". Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях - теологической, метафизической и позитивной. 
В своих политических ориентация Конт, в отличие от Сен-Симона, придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в "глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей". Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. 
Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания, зачатки которой прослеживаются в построениях Ф.Бэкона, просветителей и Сен-Симона, получают у Конта умеренно реформистское звучание. Вполне уместной оказалась и характерная для позитивистского умонастроения совокупность методологических формул и социальных ориентиров: научное изучение социальной статики и социальной динамики ради целей объяснения и предвидения; "порядок и прогресс" - как главная формула умеренного реформаторства на все времена; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих основных занятий людьми. Эти идеи были обстоятельно обсуждены в "Системе позитивной политики"(1852 - 1854 гг.). 
Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следовании познанных законов, соответствующих данному явлению - когда падающее тело устремляется к центру Земли, это следование с пропорциональной времени падения скоростью и есть свобода. Так и в жизни человека или растения. Каждая их функция жизнедеятельности свободна лишь в случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внешних и внутренних препятствий. 
Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону, в этом случае они не способствуют никакому порядку - ни индивидуальному, ни коллективному. 
Человеческие привязанности не могут сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничество патриотизма, любви к отечеству. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепым презрением к народу. В идеальном строе, желательно, поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части, именуемой пролетариатом. 
Все законы, сконструированные положительной философией, есть "всеобщие факты" или вполне подтвержденные наблюдением гипотезы. Вместе с тем, "оцененная объективно, их точность всегда остается приблизительной". Различные неизмененные законы образуют некую "естественную иерархию, в которой каждая категория (законов) базируется на предшествующей, согласно их нисходящей степени обобщения и возрастающей сложности". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органическая  теория Г. Спенсера 
 Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. 
 Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. 
 Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла. 
 
 Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития. 
 
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов. 
 
 В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория социального  реализма Эмиля Дюркгейма

 
Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют  одним словом – социологизм, или  социологический реализм. В отличие  от предшественников Э.Дюркгейм первым обратил внимание на социальные факты  и их роль в развитии общества. Теоретико-методологический способ изучения общества Э. Дюркгейма  отличался сугубо социологическим  характером, ибо на первый план выдвигал задачу исследования законов социальной реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология и только социология. В  этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.  
Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог.метода. Д. писал, что основное правило его социолог.метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийсясовокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.  
Общество, социальная реальность рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.  
Соц. факты Д. подразделял на:  
морфологические (плотность населения);  
образующие материальный субстрат общественной жизни, 
духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.  
Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.  
Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. 


 

 

 

 

 

Понимающая социология М. Вебера

Свою социологию М. Вебер, а за ним его последователи  и исследователи, определяет как  понимающую. Почему? Идея немецкого  социолога состоит в следующем. Объясняя явления природы, люди прибегают  к суждениям, подтвержденным человеческим опытом, чтобы иметь ощущение того, что они их понимают. Здесь понимание  достигается через определение  понятий и установление связей между  ними, так сказать, "опосредованным" путем. Тем более, что сами эти  явления природы, как таковые, смысла не имеют.

Другое дело - человеческое поведение. Здесь понимание оказывается  непосредственным: профессор понимает поведение студентов, слушающих  его лекции; пассажир понимает, почему шофер такси не едет на красный  свет. Человеческое поведение, в отличие  от "поведения" природы, представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем фактом, что  люди наделены разумом. Социальное поведение (социальное действие) содержит осмысленное  построение, которое социологическая  наука в состоянии понять и  исследовать.

Принцип понимания оказывается  критерием, с помощью которого сфера, важная для социолога (имеющая для  него существенное значение, релевантная), отделяется от той, что не может быть предметом его исследования. Поведение  индивида социолог понимает, а "поведение" клетки - нет. В равной степени, по Веберу, социолог не понимает "действия" народа или народного хозяйства, хотя вполне может понять действия составляющих -народ индивидов. Другими  словами, возможности социологического понимания ограничиваются действиями и поведением индивидов.

Речь идет о том, что  специфическим объектом понимающей социологии Вебер провозглашает  не внутреннее состояние или внешнее  отношение человека как таковое, взятое само по себе, а его действие. Действие же - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или  иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что оно предполагает наличие определенного субъективного смысла.

 

Раскрывая главные особенности  понимающей социологии, Вебер останавливается  на трех из них, характеризующих наличие  объясняемого поведения человека и  придаваемого ему смысла. В этой связи он пишет: "Специфически важным для понимающей социологии является, прежде всего, поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому  действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным  поведением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого  смысла, понятно объяснено"

В целерациональном действии для Вебера смысл действия и самого действующего совпадает: понять смысл  действия - это и значит, в данном случае понять действующего индивида, а понять его - значит понять смысл  его поступка. Такое совпадение Вебер  считал идеальным случаем, от которого должна отправляться социология как  наука.

 

 

 

 

 

 

 

Социальная теория К. Маркса

Карл Маркс и Фридрих Энгельс - основоположники «научного социализма», или марксизма. Марксизм представляет собой продукт длительного интеллектуального  развития Европы. Его основатели стремились систематизировать достижения разных школ философской, экономической и  общественно-политической мысли. В.И. Ленин  говорил о трех источниках марксизма: немецкой классической философии с  диалектикой Гегеля и материализмом  Фейербаха, английской классической политической экономии (Смит и Рикардо) и утопическом  социализме. Были и другие влияния - политический опыт революционных движений, начиная с Французской революции, достижения в области естественных наук и социальных исследований. К. Маркс, творил в эпоху расцвета позитивизма  и верил в безграничные возможности  науки. Но он не сводил задачу научного анализа и объяснению сущего, пониманию  его разумности, как один из учителей, Гегель. Маркс, как все революционеры, стремился к общественному переустройству.

Основа  марксизма - материалистическая интерпретация  истории, исторический материализм.

Что экономическое положение и  экономические интересы влияют на политические учреждения, политическую борьбу, а  также представления людей было замечено очень давно. Еще Платон отмечал, что всякое государство  делится на две партии - богатых  и бедных. Тем не менее, считалось, что разум, мнения и страсти людей  являются движением исторического  развития. Само по себе экономическое  положение, как правило, объяснялось  свойствами людей - трудолюбием или  ленью, умом или глупостью и т.п. Правда, Т. Мор увидел в частной  собственности основу всех социальных неурядиц. Руссо отмечал различное  противоречие между естественным и  общественным неравенством, а Прудок, объявивший собственность кражей, прекрасно сознавал при этом, что она представляет собой основу современного общества.

Маркс, следуя догадкам критиков частной собственности, пытался проникнуть в тайну имущественного неравенства и общественных противоречий. Он полагал, что в их основе лежит  система производства, отношения, в  которые люди вступают в процессе производства, или производственные отношения. Тип этих отношений объективно обусловлен, предопределен уровнем  развития производственных сил, т. е. средств  производства (природные богатства  и орудия труда). Производственные отношения  или способ производства, определяют весь строй жизни общества и его  развитие. По отношению к способу  производства иные аспекты жизни  общества выступают как производные, как следствие, как надстройка над  экономическим базисом.

Информация о работе Социология и ее становление как науки