Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:46, реферат
В настоящее время взаимодействие между социологией и психологией весьма тесное. Психология стремится к изучению психических процессов человека в связи с его социальным окружением, так как является наукой о психических процессах. Она задействует социологическое знание.
Психология, изучая поведение человека, отталкивается не только от знания его биологии и физиологии, но и от человека как “продукта общественных отношений”, знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса невозможно. Знаний по общей социологии на данный момент не хватает для понимания психологической основы человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих “сторон” человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только в области малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?
В настоящее время взаимодействие между социологией и психологией весьма тесное. Психология стремится к изучению психических процессов человека в связи с его социальным окружением, так как является наукой о психических процессах. Она задействует социологическое знание.
Психология, изучая поведение человека, отталкивается не только от знания его биологии и физиологии, но и от человека как “продукта общественных отношений”, знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса невозможно. Знаний по общей социологии на данный момент не хватает для понимания психологической основы человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих “сторон” человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только в области малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?
Взаимодействие психологии и
социологии помогает разрешать
общие проблемы, которые происходят
в обществе. Каким образом можно
справиться, например, с социальной
агрессией, жестокостью,
Нужно определить, что вызывает агрессию в обществе. Как правило - социальный конфликт, т.е. ситуация, в которой действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов. Из-за появления разногласий возникает агрессия, которую необходимо ликвидировать.
Конфликт
есть не только готовность
действовать определенным
Важным вопросом
в социально-психологическом
М.Вебер,
Т.Парсонс рассматривали агрессивное
Нарушение
порядка ведет к разрушению социальной
структуры общества. В обществе возникают
различные центры власти, использующие
в борьбе друг с другом насильственные
средства. Органы государственной власти
не в состоянии обеспечить политическую
стабильность, интеграцию общества. В
результате нормальный политический процесс
нарушается бунтами, восстаниями и
другими формами агрессивного поведения.
Этот процесс разрушения мы могли
наблюдать при распаде СССР, который
сопровождался многочисленными
кровопролитными этническими
К.
Маркс считал, что конфликт в обществе
происходит из-за разделения людей
на различные классы в соответствии
с их положением в экономической
системе. Основными классами общества,
по Марксу, являются буржуазия и
пролетариат, между которыми происходит
постоянная вражда, так как целью
буржуазии является господство и
эксплуатация наемных рабочих. Антагонистические
конфликты приводят к революциям,
которые являются локомотивами истории.
Конфликт в этом случае рассматривается
как неизбежное столкновение, которое
нужно правильно организовать во
имя ускорения развития общества,
а насилие оправдывается
Современные
теории также рассматривают социальную
структуру как источник агрессивного
поведения. Если социальная структура
поляризована, то в таком обществе
трудно рассчитывать на согласие. Общественные
антагонизмы могут какое-то время
сдерживаться политическими, социокультурными
и психологическими факторами, но рано
или поздно приводят к социальному
взрыву. Хотя социальное неравенство
автоматически не порождает насильственные
столкновения субъектов политики. Отношения
между ними, связанные с их статусными
различиями, правильнее было бы рассматривать
не только в статике, но и в динамике.
Агрессивное поведение в
Таким образом можно сделать вывод, что существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Во-первых, агрессию связывают с инстинктивными влечениями, во-вторых, агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию, в-третьих, агрессия рассматривается как результат социального научения.
Имеется
множество разновидностей этих подходов.
Наибольшее экспериментальное
Знаменитая книга этолога К. Лоренца называется
"Агрессия, так называемое зло". Уже,
исходя из названия, становится ясно, что
автор не считает агрессию чем-то ужасным
и неестественным. В первую очередь Лоренц
задаётся вопросами: Для чего нужна агрессия?
Для чего борются между собой живые существа?
Первое, на чём акцентирует внимание К.
Лоренц - это то, что подлинной агрессией
можно считать только отношения, складывающиеся
между представителями одного и того же
вида. Агрессия берет начало из врожденного
инстинкта борьбы за выживание, который
присутствует у людей так же, как и у других
живых существ. Он предполагал, что этот
инстинкт развился в ходе длительной эволюции,
в пользу чего свидетельствуют три его
важные функции.
Первая - это территориальность агрессии.
Опасности перенаселения, а, следовательно,
и голода, можно избежать лишь взаимоотталкивающим
действием особей одного вида, производя
пространственные расстановки. В этом
состоит огромное ценностное значение
внутривидовой агрессии. Во-вторых, агрессия
помогает улучшить генетический фонд
вида за счет того, что оставить потомство
сумеют только наиболее сильные и энергичные
индивидуумы. Наконец, сильные животные
лучше защищаются и обеспечивают выживание
своего потомства.
Кроме этого агрессия обладает спонтанностью.
И именно спонтанность делает её наиболее
опасным из инстинктов. Если бы инстинкт
был просто реакцией на внешние факторы,
то положение человечества не было бы
столь угрожающим, так как вызывающие
реакцию стимулы с приличной долей успеха
можно было бы элиминировать.
Одним из первых, кто подчеркивал спонтанность
инстинкта вообще, был Зигмунд Фрейд. Он
показал, что отсутствие или дефицит социальных
контактов делают людей более агрессивными.
Центральная нервная система не нуждается
в стимуле, она сама продуцирует его, что
и дает физиологическое объяснение спонтанности
агрессивности, пишет К. Лоренц.
Следующий важный аспект теории К. Лоренца
- понятие "ритуализация агрессии".
Ученый приходит к выводу, что ритуализация
в человеческом обществе присутствует
в двух формах:
1. филогенетической, то есть является
продуктом эволюции;
2. культурной, является итогом развития
культуры.
В обоих случаях ритуал перестает нести
в себе изначальную функцию коммуникации
и начинает выполнять новую - сдерживание
агрессии между представителями одного
и того же вида. Ритуализированная агрессия
служит хорошей внутригрупповой разрядкой
напряжённости.
К. Лоренц считает человека одним из видов
животных, эволюционировавшим из других
видов. Поскольку наши тела и их физиология
обнаруживают явное подобие с телами других
животных, фундаментальное сходство должно
быть и между нашими поведенческими схемами.
Думать о том, что мы существенно отличаемся
от них в силу нашего сознания или предполагаемой
свободной воли, значит впадать в иллюзию.
Исходя из концепции К. Лоренца, опасность
следует из неспособности людей контролировать
социальные процессы именно из-за непонимания
причин, которые являются преградой самопознания.
Три
препятствия мешают человеческому
самопознанию. Первое, самое примитивное
- это образное восприятие. Второе препятствие
- это неприятие человеком
Человек
психологически культурен лишь в
той степени, в какой он оказывается
в состоянии контролировать в
себе стихийное начало. Если механизмы
контроля ослаблены, то человек склонен
к проявлению злокачественной агрессии
, синонимами которой можно считать
агрессию и жестокость. Такая агрессия
не является биологически адаптивной
и она не призвана защищать витальные
интересы человека. Но критерий различения
доброкачественной и
Ученые занимались исследованиями в разное время, и, разумеется, эти факторы не могли не оказать влияние на отношение ученых к агрессии, отсюда разные точки зрения на эту проблему и различные способы ее решения. Конрад Лоренц рассуждал об агрессии, пережив Вторую Мировую войну и побывав в плену советской армии, где поменял свои нацистские убеждения. Эрих Фромм, хотя и жил с ним примерно в одно время, придерживался интернационалистских идей и войну встретил с болью и недоумением.
Различие
подходов к агрессии определяет различие
ее функций и значений, источников и причин
в обществе. В нормально функционирующих обществах
Используемая литература:
.