Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 21:32, доклад
Американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии. 73-й президент Американской социологической ассоциации. Родился в Канаде в еврейской семье. В 1945 окончил университет Торонто, в 1949 Чикагский университет, где его учителями были Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шотландских островов, материалы которого легли в основу докторской диссертации `Коммуникативное поведение в островном сообществе` (1953); ее основные идеи разработаны в его дальнейших исследованиях: взаимодействие лицом-к-лицу, способы поддержания, разрушения и восстановления публичного порядка во взаимодействии и т.д.
Эрвинг Гоффман.
1922-1982
Американский
социолог канадского происхождения, представитель
«второго поколения» Чикагской школы
в социологии. 73-й президент Американской
социологической ассоциации. Родился
в Канаде в еврейской семье. В 1945 окончил
университет Торонто, в 1949 Чикагский университет,
где его учителями были Ллойд Уорнер и
Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование
сообщества на одном из Шотландских островов,
материалы которого легли в основу докторской
диссертации `Коммуникативное поведение
в островном сообществе` (1953); ее основные
идеи разработаны в его дальнейших исследованиях:
взаимодействие лицом-к-лицу, способы
поддержания, разрушения и восстановления
публичного порядка во взаимодействии
и т.д.
Первая его книга – “Представление себя другим в повседневной жизни”, сразу после выхода стала почти культовой, а Гоффман почти великим. Среди социологических текстов книг, выходивших такими тиражами, просто нету.
Почти
до самой смерти в социологии считался
почти безусловным маргиналом. Ставилось
под сомнение, является ли вообще социологией
то, что он делал. Его называли «Кафкой
нашего времени». За своего его считали
почти во всех социальных науках – антропологии,
политологии, PR и т.д. Спецкурсы по Гоффману
читают даже в спецшколах разведки.
Уже в 60-е годы в социологии формируется некий культ Гоффмана. После его кончины культ стал только разрастаться.
Студентов Гоффман по возможности избегал, ни у кого научными работами не руководил.
Апофеоз культа – четырехтомник, в котором собраны труды самых разных социологов, которые пытаются понять, о чем же писал Гоффман.
Структурный функционализм, символический интеракционизм, чикагское направление – ко всем им его можно отнести.
Систематизация его трудов затрудняется тем, что он пользовался своеобразным языковым и методологическим приемом, перспективой несуразности – употребление метафор не только как художественных единиц, доводя метафорическое сравнение до конца. Он применяет для описания ситуаций, элементов повседневной жизни, такие способы говорения, которые в обычной жизни мы бы никогда не употребили.
В 1981 его
избрали Президентом
Гоффмана
особенно интересовали «закрытые» сообщества
в контексте больших
Продолжая традиции исследования ритуала Дюркгейма и Радклифф-Брауна, Гоффман подверг исследованию небольшие межличностные ритуалы, локализованные в повседневных социальных взаимодействиях: приветствия и прощания, ритуальную организацию разговора, принесение извинений, праздничные встречи, предоставление небольших услуг незнакомцам и т.п. Разделив межличностные ритуалы на позитивные (`поддерживающие`) и негативные (`исправительные`), он проанализировал ритуальные аспекты повседневных взаимодействий (`поддержание лица`, уважительные манеры поведения, тактичность, вежливость). Используя оригинальные методол. модели, он продемонстрировал, что такие маленькие ритуалы имеют свою структуру, совершаются по определённым правилам, а также дают индивидам средства восстановления публичного порядка в случаях, когда он преднамеренно или непроизвольно нарушается.
Гоффман придерживается концепции множественности Я. Согласно ей, человек имеет столько разных социальных Я, сколько существует групп, в жизни которых он участвует и мнения членов которых для него значимы. В каждой из этих групп человек представляет себя другим по-разному, стало быть, демонстрирует различные стороны своей личности, своего социального Я. Отсюда следует и трактовка Гоффманом взаимодействия, которое, по его мнению, на самом деле происходит не столько между конкретными индивидами, сколько между различными сторонами и проявлениями их личности.
Поэтому не случайно концепция личности социолога связана с теорией ролей. Возникают "драматургические", "театральные" проблемы взаимодействия, каждый из участников которого представлял свою деятельность другим. Возникает проблема коммуникации между ними, осуществляющейся в форме знаковой активности. Выделяя два вида коммуникации — произвольную (когда люди предоставляют информацию о себе в общезначимых символах) и непроизвольную (непреднамеренной, невербальной и более театральной), Гоффман акцентирует внимание больше на второй. С этим, безусловно, связан его "драматургический подход". Но он не является самоцелью, о чем говорит сам социолог в "Заключении" своей книги "Представление себя другим в повседневной жизни": "Настоящее исследование на самом деле не интересовали элементы театра, которые проникают в повседневную жизнь. Его интерес был сосредоточен на структуре социальных контактов, непосредственных взаимодействий между людьми — на структуре тех явлений в общественной жизни, которые возникают всякий раз, когда какие-либо лица физически присутствуют в пространстве взаимодействия. Ключевой фактор в этой структуре — поддержание какого-либо единого определения ситуации..." [Гофман. 2000. С. 302].
Почти все исследования Гоффмана строятся на мелочах-наблюдениях.
Основные работы:
Основной предмет исследования – область взаимодействия лицом к лицу. Гоффман эту область фактически открыл.
Исследуются особенности порядка, который в этой области действует.
Вопрос – что происходит в этой области с человеческим Я?
Основные понятия:
3 основные единицы:
Контакт, по Гоффману, конституативное ожидание.
Человек:
Так как большинство жизни человека протекает с людьми – то человек почти всегда вовлечен в социальные ситуации.
В американском обществе современного типа жизнь организована по закрытым территориальным областям (районам) – социальным учреждениям.
Социальное учреждение – любое место, окруженное фиксированными барьерами для восприятия, в котором регулярно происходит определенная деятельность (социальное учреждение – аудитория; то есть то, что нужно для деятельности или исследований – это территория и будет считаться социальными учреждениями).
Тотальный институт оказывает влияние на людей в нем находящихся; человек не может избежать этой ситуации.
Взаимодействие привязывается к социальным учреждениям, следовательно, ограничение ситуаций.
Зачем: тотальный институт – определенное социализированное влияние на человека. «Я» не может избежать воздействия тотального института.
Область взаимодействия «лицом к лицу» - основная область изучения.
Восприятие
учениками как целое –
Каркас
этого: поддержание публичного/
Столкновение:
«лицо к лицу» можно
Ритуалы
описываются с помощью
Модель 1. лицо и лицевая работа.
Вывод: Гоффман был одним из лучших американских социологов своего поколения. Одним из первых он начал изучать межличностное взаимодействие, или микросоциологию, детально разрабатывать «драматургический подход» к взаимодействию людей и ввел множество понятий, которые явились значительным вкладом в социологию. От многих выдающихся социологов Гоффмана отличает то, что после смерти его влияние на исследовательскую мысль и работу продолжало возрастать. Гоффман считал себя социологом и предпочитал не сводить свой основной методологический подход к феноменологии и постмодернизму. Как социолог он подчеркивал, что «общество всегда находится на первом плане». Несмотря на то, что Гоффмана часто считают основоположником символического интеракционизма, он думал и над тем, как избавить его от недостатков. Труды Гоффмана оказали значительное влияние на мировую социологию 1970—1980-х годов, которое ощущается и поныне. В 2007 году Гоффман стал шестым в списке наиболее часто цитируемых ученых в области гуманитарных и социальных наук.