Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:11, контрольная работа
Особое внимание следует обратить на многообразие подходов к определению предметной области социологии, выяснить, почему нет однозначного ответа на данный вопрос. Важно подчеркнуть, что на определение предметной области науки влияли не только различные научные школы, но и развивающийся социальный мир, потребности социальной практики в решении социальных проблем, а также развитие самой науки.
Введение…………………………………………………………………...стр. 3
1. Определение социологии……………………………………………стр. 5
2. Предмет и метод социологии……………………………………….стр.10
3. Место социологии в системе наук….……………………………...стр.13
4.Социология в системе гуманитарных наук….……………………..стр.17
5. Категория «Социальное»…………………………………………...стр.21
Заключение………………………………………………………………..стр.22
Список использованной литературы……………………………………стр.24
Предметом социологии является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.
Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования.
Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной.
Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.
Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).
Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).
Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности. Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории. Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.
К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Собственно
социологические методы третьего уровня
основываются на применении сложного
математического аппарата (теории вероятности,
математической статистики).
Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно-обоснованную об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, электронике, учению о свете и т.д.
Теоретической
основой, фундаментом социологии является
философия, в рамках которой социологическая
проблематика решалась в течение 2,5
тыс. лет, пока в XIX в. не стала
самостоятельной наукой. Именно
из философии черпает социология
парадигмы, концепции, подходы, отдельные
идеи, методы и терминологию. Очень
тесные связи социология имеет с
такими науками, как экономика, этнография,
антропология. Менее тесные, хотя
и не менее значимые для своего
развития связи у социологии с
физиологией, математикой, статистикой,
географией и другими науками (рис.1).
Науки не может быть без математики. Рассмотрим «взаимоотношение» социологии и математики.
Анализ истории развития науки говорит о том, что общие закономерности вряд ли могут быть найдены без математики. И это касается не только естественных наук, но и социологии. Как только исследователь находит что-то общее между двумя объектами, создается основа для применения математического аппарата: общее усматривается на базе определенных логичных рассуждений; посредством рассмотрения схожего в разных объектах создается возможность применять обобщающий метод познания. В социологии трудно создавать адекватные реальности математические модели, но, похоже, другой дороги для развития науки, в том числе и социологии, нет.
Покажем на примере рассмотрения истории развития социологических методов, что рано или поздно для решения любого класса задач возникают такие подходы к их решению, которые можно назвать математическими. Наработки теории вероятностей с XVII века постепенно проникали в социологию. Более того, если говорить о науке XVII – XIX веков, то следовало бы говорить о взаимовлиянии, взаимном «подталкивании» друг друга социологии и теории вероятностей. Описанные ниже факты, надеемся, покажут также, что поиск именно общих закономерностей сослужил хорошую службу развитию социологии.
Родившись под воздействием азартных
игр, теория вероятностей
Известные социологи, думая об изучении человеческих мнений, получали математические результаты, предлагали пути использования математики в социологии. Так, в теории экспертных оценок до сих пор пользуется известностью «парадокс Кондорсе», который французский ученый описал при изучении механизма голосования в парламенте. Тот же ученый первым четко сказал, что человеческие мнения можно изучать. До тех пор считалось, что этого делать нельзя, что мнение человека – слишком неопределенная, изменяющаяся материя, чтобы быть предметом научного анализа. И Кондорсе первым сказал, что это – не препятствие для научного анализа, это – повод для использования теории вероятностей.
Чтобы
перевести изучение человеческих мнений
в научное русло, достаточно предположить,
что мнение человека о чем бы то
ни было не точечно, а представляет
собой некоторое распределение
вероятностей. Эта идея была конкретизирована
Терстоуном, который стал отождествлять
мнение одного человека с нормальным
распределением, что привело к
рождению всем известный методов
измерения: одномерной установочной
шкалы Терстоуна, метода парных сравнений
и многих других способов шкалирования.
Это – яркий пример использования
генерализирующего подхода и
математического языка в рамках
изучения мнения одного человека, с
последующим обобщением соответствующих
положений на группу людей. Подчеркнем,
что анализ того, как статистический
подход перешел от изучения общества
в целом к изучению отдельных
личностей хорошо иллюстрирует
имевшее место в прошлом
Социология
давно усвоила, в частности, то,
что математический язык может быть
очень полезным при изучении субъективных
смыслов. Примерами активно использующих
математический язык методов такого
рода служат т.н. психосемантические
методы – метод семантического дифференциала
Осгуда, предложенные Келли методы
поиска конструктов в сознании каждого
человека и т.д. Не будем говорить
о том, что в середине XX века теория
вероятностей и математическая статистика
перестали удовлетворять и
Для более яркой характеристики нашей позиции отметим, что нам часто приходится слышать о том, что использование в социологии математического аппарата можно расценивать как пример интеграции наук (социологии и математики). Такое утверждение в принципе представляется нам неправильным. Использование математического аппарата в процессе решения социологической задачи, на наш взгляд, целесообразно рассматривать как использование своеобразного (математического) языка в качестве естественного фрагмента языка социологии.
Таким
образом, постепенно преодолеваются трудности,
обусловленные большим
4. Социология в системе гуманитарных наук
Совершенно
очевидно, что если объектом социологии
является общество, то она тесно
соприкасается с другими
Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.
Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования. Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области. Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными. Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.
Информация о работе Социология как наука, ее предмет и метод. Место социологии в системе наук