Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 23:17, контрольная работа

Описание

Наблюдая свою собственную жизнь и жизнь других людей, мы видим, что она состоит в непрестанной деятельности. Мы постоянно действуем, постоянно что-то делаем. То мы делаем одну работу, то другую; то отдыхаем, то трудимся; временами мы смеемся, временами плачем; временами помогаем и любим кого-нибудь, иногда - враждуем и ненавидим. Каждый человек с момента своего рождения непрестанно действует.

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

    Предмет конкретных социологических исследований — действия, поступки, какие-то характеристики поведения людей и социальных общностей, конкретные продукты материальной или духовной человеческой деятельности, а также вербальные действия, Т.е. отражение социальной реальности в различных фактах сознания людей (мнения, оценки, суждения, взгляды).

    Любое научное познание, в том числе  и социологическое, выступает как единство двух взаимосвязанных уровней знания — теории и эмпирии, двух видов исследования — теоретических и эмпирических. Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это логическая конструкция действительности посредством ее идеализации (а не непосредственное отражение действительности). Оно направлено на построение теории, концепции или учения об окружающей реальности, дающих целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках окружающих нас объектов. В ходе этих исследований исследователь (социолог) оперирует научными понятиями и категориями, отражающими существенные свойства изучаемых социальных явлений и процессов и использует общенаучные методы.

    Выделяют  также фундаментальную и прикладную социологию. Всякое исследование в основе своей имеет какую-либо проблему, требующую решения. Последняя может сформироваться в рамках самой науки, а может быть задана извне. Задачей фундаментальных исследований является решение проблем, стоящих перед социологией как наукой, - выявление закономерностей развития общества и т.п. Прикладные исследования нацелены на изучение имеющих непосредственное практическое значение проблем, которые не являются собственно предметом социологии как таковой (например, проблема повышения успеваемости учащихся). Сюда же относятся и проблемы социальной инженерии – практического внедрения социальных знаний с целью конструирования новых систем и модификации имеющихся.

    Между фундаментальной и прикладной социологией  нет непроходимой пропасти. Фундаментальное исследование при необходимости можно продолжить как прикладное (самое практичное решение дает, как известно, теория). В то же время из хорошего прикладного исследования не  всегда можно сделать фундаментальные выводы.

    Как видим, структура социологии в настоящее  время рассматривается ведущими социологами в различных видах  с преобладанием трехуровнего варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и  конкретные (эмпирические) социологические исследования. 
 

Функции социологии

    Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

   Основная  из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

    Описательная  функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п.

    В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального  объекта, его действие, взаимосвязи  т. п. При исследовании социального  объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы являются точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества, и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

    Прогностическая функция социологии — это формирование социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.

    Суть  преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального объекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения и реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно этим объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

    Информационная  функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

    Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь идеология - это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности.

    Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук. 
 
 

    Заключение

    Современная социология – одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое  отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.

    Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует все присущие общественной науке функции: познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

    Социологическое знание является мощным и эффективным  инструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

Список  использованной литературы 
 

    
  1. Андреева  Г.М. О соотношении микро- и макросоциологии // Вопросы философии. — 1970. — №7. — С.14-23.
  2. Бендикс Р. Современное общество // Американская социология. – М., 1982.
  3. Гидденс Э. Введение в социологию // Современная зарубежная социология. – М., 1993.
  4. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2008. - 320с. – (Учебный курс: кратко и доступно).
  5. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М., 1994
  6. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко: Под ред.В.И Добренькова. — М.: Изд-во Моск.. ун-та, 1994. - С.464-480.
  7. Румянцев А.М, Осипов Г.В. Марксистская социология и конкретные социальные исследования // Вопросы философии. — 1968. — №6. — С.3-13.
  8. Руткевич М.Н. О предмете социологии // социологические исследования. 1991. № 7.
  9. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
  10. Сорокин П.А. Структура социологии. – М., 1972.
  11. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  12. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Науч.ред. издания на рус. яз. В.А.Ядов. — М.: Феникс, 1994. — 687 с.
  13. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. №2.

Список  литературы.

 

     Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические  институты и процессы. - М., 2005. 

     Основа  социологии. Изд. Саратовского университета,1992. 

     Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994.  

     Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 2003. 

     Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М., 2006. 

     Социология: Энциклопедия / Сост. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. — Мн.: Книжный Дом, 2003 

     Каримов И.М. Общественное мнение. М.: Наука, 2004 

Информация о работе Социология как наука