Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:51, реферат
В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.
Гораздо чаще опрос проводится на выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т.д., то есть быть peпpeзентативной.
Выборочная совокупность может формироваться по разным принципам: случайная выборка осуществляется из всего множества возможных респондентов методом случайных чисел. Она возможна лишь тогда, когда известны все потенциальные респонденты опроса; систематическая выборка предполагает вычисление интервала пропуска данных; стратифицированная выборка заключается в разбиении генеральной совокупности на страты (слои), а затем из каждого из них осуществляется выборка; кластерная выборка учитывает распределение респондентов на группы по географическому признаку (например, жители центра и жители окраины города); целевая выборка - это выборка, осуществляемая по усмотрению опрашивающего, который произвольно выбирает опрашиваемых (но при этом он обязательно должен руководствоваться определенными принципами); многоступенчатые выборки сочетают в себе все указанные способы (или некоторые из них). При этом на каждом этапе выборка осуществляется по разным принципам (например, сначала - кластерная, затем стратифицированная по возрасту, затем случайная выборка).
Различают два вида опроса: интервью и анкетирование.
Социологическое интервью - это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым (респондентом); роль исследователя заключается в постановке перед опрашиваемым вопросов и фиксации его ответов. Стандартизированное интервью предполагает, что опрос проводится в соответствии сжестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые расположены в строго определенном порядке. Нестандартизированное интервью больше напоминает беседу, в которой исследователь не связан очень жесткими требованиями, хотя и руководствуется планом в примерным перечнем вопросов, которые следует задать.
Анкетирование - это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным - в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.
Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную часть и заключительную часть.
В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, в вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.
Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.
Содержательная часть - это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25 - 35 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться необъективными в силу утомления и потери интереса к опросу.
Разработка анкеты и проведение анкетирования - сложный процесс, который предполагает ряд этапов.
1. Формулировка гипотезы.
2. Верстка анкеты.
3. Пилотажное исследование.
4. Проведение анкетирования.
5. Обработка результатов и подготовка отчета.
Полученные в результате опроса данные могут подвергаться вторичному анализу, при котором они подвергаются повторной интерпретации. В этом случае полученные в разных опросах данные могут объединяться, сводиться, сравниваться и т.д. Эта разновидность социологического анализа возникла по причине дороговизны проведения опросов.
Метод опроса имеет достоинства:
1. Опрос - это экономичный и оперативный метод сбора информации.
2. Опрос позволяет
изучать внутренний мир
К недостаткам метода опроса следует отнести:
1. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.
2. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.
Эксперимент - общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось то, что многие ученые с самого момента появления социологии рассматривали ее как естественно-научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.
Эксперимент тесно связан с понятием переменной. Под переменной понимают некий признак, который может принимать то или иное значение.
Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются причинно-следственные отношения. Поскольку в социальной реальности наблюдается скорее взаимовлияние факторов, оказывается крайне необходимым установить, в чем же именно оно проявляется.
При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем случае это социальное положение).
Эксперимент предполагает разделение участников как минимум на две группы - экспериментальную и контрольную. В зависимости от целей эксперимента групп может быть больше, чем две, однако сущность эксперимента можно показать и на таком предельном случае. Экспериментальная группа помещается в условия, в которых ее члены оказываются под воздействием изучаемого фактора; контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Естественно, различие результатов не всегда может зависеть от влияния независимой переменной, однако в большинстве случаев мы
Несмотря на то, что эксперимент - в том числе и по этическим причинам - является преимущественным средством естественных наук и именно оттуда был заимствован социологией, он использовался и понимающей социологией, отрицавшей жесткий детерминизм внутри социальных систем и ориентированной на гуманитарные методы и изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности.
Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица.
Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.
Наблюдение - это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Различают включенное и
невключенное наблюдение. При включенном
наблюдении исследователь вступает
в контакт с участниками
Если опрос и эксперимент обычно связаны с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание реальных факторов, которые оказывают влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые факты в тех условиях, в которых они имеют место: в школах, тюрьмах, трудовых коллективах и т.д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.
Преимуществом наблюдения является то, что исследователь получает более полную и менее искаженную информацию, чем при опросе.
Измерение в социологии - это безэталонный метод познания общественных явлений, средством которого является отношение человека к объекту исследования.
Нередко можно встретить суждения о том, что социолог сам конструирует эталон и с его помощью измеряет явления. В таких суждениях смешивается объективность научного исследования и субъективность исследователя. То, что конструирует социолог, является порождением мысли исследователя и не связан непосредственно с изучаемым явлением. Разные социологи могут создавать разные эталоны относительно одного и того же явления: в экономическом кризисе одни измеряют прибыли самых удачливых бизнесменов, другие - уровень занятости, третьи - уровень нищеты, четвертые степень обработки пропагандой населения и т.д., причем каждый исследователь считает свой подход наиболее важным. Другими словами, то, что конструирует исследователь, нельзя назвать эталоном в полной мере (то есть в том же смысле, как мы говорим об эталоне метра, килограмма и т.д.).
Измерение в социологии начинается с фиксации континуума, то есть шкалы, отражающей протяженность стороны изучаемого явления и включающей указание крайних состояний отношения к нему респондентов: от начала (максимума) до конца (минимума). В социологии используются различные виды шкал:
1) порядковая шкала,
содержащая в себе нечетное
количество позиций (обычно 3 или
5). Такие шкалы предполагают
2) номинальная шкала,
содержащая в себе набор призна
Средством измерения в социологии является индекс - обобщающий качественно-количественный эмпирический показатель каких-либо качеств интересующего объекта. Индекс рассчитывается в интервале от +1 до - 1 или выражается в процентах.
В социологии используются также коэффициенты - количественное соотношение различных свойств людей или процессов. В отличие от индекса коэффициент ориентирован на объективные показатели, даже если речь идет о субъективности человека (например, можно вычислить коэффициент посещаемости студентов, выяснив соотношение между их количеством, количеством присутствовавших и количеством занятий).
В социологии сформулировано три требования к измерению:
1) требование валидности,
то есть обоснованность
2) требование полноты, то есть учета всех значений индикаторов.
3) требование надежности
измерения, то есть
Выделяют следующие
разновидности анализа
Виды анализа:
I. 1) внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов;
2) внутренний анализ -
изучение особенностей
II. 1) качественный анализ, который предполагает углубленное логическое и стилистическое изучение документа, то есть направлен на воссоздание взглядов автора. Этот вид анализа используется при изучении уникальных личных документов и близок к понимающей социологии;
2) качественно-количественный анализ, или контентанализ.
Контентанализ предполагает извлечение данных на основе анализа документов - не только письменных, но и визуальных.
Сущность данного метода состоит в следующем. Исследователи, определив интересующие их вопросы, разрабатывают систему категорий, которые характеризуют исследуемые феномены.
Элементарным примером контентанализа может служить изучение частотности упоминаний политических деятелей в прессе. Обработка полученных данных заключается, например, в построении общего рейтинга, а также в разбиении политических деятелей на группы в зависимости от политических пристрастий или партийной принадлежности и т.д. Полученные данные могут использоваться при анализе восприятия различных партий, их лидеров и использоваться в принятии важных решений в сфере "паблик рилэйшнз".
III. 1) Биографический метод (метод личных документов) - это метод исследования, основанный на анализе личных документов: писем, дневников, хроник, мемуаров, автобиографий и т.д.
Достоинство биографического метода заключается в том, что он обеспечивает правдивость информации, показывающей жизнь "снизу", глазами рядовых людей. Основной недостаток - субъективность содержащейся в документах информации в тех случаях, когда сведения, сообщаемые авторами, связаны с их интересами.
2) Метод официальных документов - способ изучения объективной стороны жизни общества, основанный на анализе документов государства, церкви, политических партий и общественных организаций.
Достоинства официальных документов как объекта социологического исследования заключаются: