Социология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:17, реферат

Описание

С другой стороны, очень часто конфликты становятся причинами непреодолимых разногласий, ссор, обид, неудовлетворенности миром и собой (это особенно касается личностных конфликтов), а в крайних случаях приводят к войнам и насилию.

Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к якобы бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, сознавая его разрушающий характер, когда он перерастает эти рамки.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………... 3

1. Понятие о социальном конфликте……………………………....……..... 4

2. Причины конфликта…….………………….…………………………….. 6

3. Виды социальных конфликтов.……………………………………….…..8

4. Параметры социальных конфликтов..……………………………………9

5. Этапы развития социального конфликта…………....…………….…….15

6. Методы разрешения конфликтных ситуаций.………………….……....16

Заключение…………………….…………………………………….……….21

Список литературы………………………...………………………...……....

Работа состоит из  1 файл

Социология конфликта.docx

— 34.63 Кб (Скачать документ)

Однако  в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины  конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта  просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.

С момента  появления эмоционального конфликта  в сознании людей, участвующих в  нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику.

Развитие  эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве  случаев они неуправляемы.

4. Параметры  социальных конфликтов

Всем  конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота  конфликта, длительность конфликта  и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта. Определение характера  конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины.

Анализ  причин социального конфликта целесообразно  начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин.

Наличие противоположных ориентаций. У каждого  индивида и социальной группы имеется  определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются  и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько  индивидов или групп, противоположные  ценностные ориентации приходят в соприкосновение  и могут стать причиной возникновения  конфликта. При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько  позже) сторонники разных форм собственности  могут вступить в конфликт между  собой. Весьма показателен также  конфликт по поводу различного отношения  к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при  данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к таким  конфликтам относятся любые забастовки).

Идеологические  причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта  противоположности ориентации. Разница  между ними состоит в том, что  идеологическая причина конфликта  заключается в разном отношении  к системе идей, которые оправдывают  и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп  общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором  противоречий.

Причины конфликта, заключающиеся в различных  формах экономического и социального  неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении  ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между  индивидами или группами. Неравенство  в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает  только при такой величине неравенства, которая расценивается одной  из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде  важных социальных потребностей у одной  из социальных групп. Возникающая в  этом случае социальная напряженность  может послужить причиной социального  конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного  места, которое занимают структурные  элементы в обществе, организации  или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Острота конфликта в наибольшей степени  зависит от социально-психологических  характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей  немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена  главным образом внутренними  психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в  то же время каждая из сторон стремится  пополнять свои ресурсы извне. Таким  образом, впитывая энергию извне, конфликтная  ситуация заставляет участников действовать  немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота  конфликта возрастает. Очевидно, что  острый конфликт бывает гораздо более  кратковременным, чем конфликт с  менее сильными столкновениями и  с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт, безусловно, более  разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты  в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними, непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

Длительность  конфликта. Каждый индивид в своей  жизни неизбежно сталкивается с  конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Итак, вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования  социальной группы или организации, Исследование конфликтных ситуаций показывает, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых  обстоятельствах.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают  социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а  с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Таким образом, налицо два типа последствий  конфликтов:

Дезинтегративные последствия конфликтов

Интегративные последствия конфликтов

усиливают ожесточение;

ведут к разрушениям и кровопролитию;

ведут к внутригрупповому напряжению;

разрушают нормальные каналы кооперации;

отвлекают внимание членов группы от насущных проблем.

определяют  выход из сложных ситуаций;

приводят  к разрешению проблем;

усиливают групповую сплоченность;

ведут к заключению союзов с другими  группами;

приводят  группу к пониманию интересов  ее членов

5. Этапы  развития социального конфликта

Анализ  конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков  возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры  потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов:

1) физические  потребности (пища, секс, материальное  благополучие и т.п.);

2) потребности  в безопасности;

3) социальные  потребности (потребности в общении,  социальных контактах, взаимодействии);

4) потребности  в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

5) высшие  потребности в самовыражении,  самоутверждении (например, потребности  в творчестве). Все желания, стремления  индивидов и социальных групп  можно отнести к какому-либо  типу этих потребностей. Сознательно  или бессознательно индивиды  мечтают добиться своей цели  в соответствии с потребностями.

Все поведение  человека упрощенно можно представить  как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения  равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается  восстановлением равновесия и достижением  цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие нового плана действий. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться  по двум направлениям - это может  быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов:

сдерживание - состояние, при котором индивид  отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха, для получения  благ в другой области или в  надежде удовлетворить потребность  спустя некоторое время более  легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности;

подавление - это уход от реализации целей под  воздействием внешнего принуждения, когда  фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти  наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может  быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит  социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные  социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого  индивида или группы, и с этого  момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального  конфликта необходимо, во-первых, чтобы  причиной фрустрации было поведение  других людей и, во-вторых, чтобы  на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако  далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное  напряжение приводят к социальному  конфликту.

Анализ  содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно  проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

6. Методы  разрешения конфликтных ситуаций

Конфликтующие группы могут выбирать следующие  программы поведения:

-достижение  своих целей за счет другой  группы и тем самым доведение  конфликта до более высокой  степени напряженности;

Информация о работе Социология конфликта