Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:17, реферат
С другой стороны, очень часто конфликты становятся причинами непреодолимых разногласий, ссор, обид, неудовлетворенности миром и собой (это особенно касается личностных конфликтов), а в крайних случаях приводят к войнам и насилию.
Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к якобы бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, сознавая его разрушающий характер, когда он перерастает эти рамки.
Введение………………………………………………………….…………... 3
1. Понятие о социальном конфликте……………………………....……..... 4
2. Причины конфликта…….………………….…………………………….. 6
3. Виды социальных конфликтов.……………………………………….…..8
4. Параметры социальных конфликтов..……………………………………9
5. Этапы развития социального конфликта…………....…………….…….15
6. Методы разрешения конфликтных ситуаций.………………….……....16
Заключение…………………….…………………………………….……….21
Список литературы………………………...………………………...……....
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.
С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику.
Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы.
4. Параметры социальных конфликтов
Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.
Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины.
Анализ
причин социального конфликта
Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Весьма показателен также конфликт по поводу различного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к таким конфликтам относятся любые забастовки).
Идеологические
причины. Конфликты, возникающие на
почве идеологических разногласий,
являются частным случаем конфликта
противоположности ориентации. Разница
между ними состоит в том, что
идеологическая причина конфликта
заключается в разном отношении
к системе идей, которые оправдывают
и узаконивают отношения
Причины
конфликта, заключающиеся в различных
формах экономического и социального
неравенства. Этот тип причин связан
со значительным различием в распределении
ценностей (доходов, знаний, информации,
элементов культуры и т.п.) между
индивидами или группами. Неравенство
в распределении ценностей
Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.
Острота
конфликта в наибольшей степени
зависит от социально-психологических
характеристик
Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.
Итак, вопрос
о затягивании конфликта
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:
Дезинтегративные последствия конфликтов
Интегративные последствия конфликтов
усиливают ожесточение;
ведут к разрушениям и кровопролитию;
ведут к внутригрупповому напряжению;
разрушают нормальные каналы кооперации;
отвлекают внимание членов группы от насущных проблем.
определяют выход из сложных ситуаций;
приводят к разрешению проблем;
усиливают групповую сплоченность;
ведут к заключению союзов с другими группами;
приводят группу к пониманию интересов ее членов
5. Этапы развития социального конфликта
Анализ
конфликтов полезно начинать с элементарного,
простейшего уровня, с истоков
возникновения конфликтных
1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.);
2) потребности в безопасности;
3) социальные
потребности (потребности в
4) потребности
в достижении престижа, знаний, уважения,
определенного уровня
5) высшие
потребности в самовыражении,
самоутверждении (например, потребности
в творчестве). Все желания, стремления
индивидов и социальных групп
можно отнести к какому-либо
типу этих потребностей. Сознательно
или бессознательно индивиды
мечтают добиться своей цели
в соответствии с
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие нового плана действий. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов:
сдерживание
- состояние, при котором индивид
отказывается от удовлетворения какой-либо
потребности из страха, для получения
благ в другой области или в
надежде удовлетворить
подавление
- это уход от реализации целей под
воздействием внешнего принуждения, когда
фрустрация постоянно присутствует
внутри индивида, но загоняется вглубь
и может в любой момент выйти
наружу в форме агрессии при определенных
благоприятных для этого
Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.
Однако
далеко не всякое состояние фрустрации
и связанное с ним
Анализ
содержания и особенностей протекания
социального конфликта
6. Методы
разрешения конфликтных
Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения:
-достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности;