Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:09, реферат
Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п.
Введение. 3
1.Понятие культуры. Материальная и духовная культура. 3
2.Основные элементы культуры. 4
3.Субкультура и её виды. 6
4.Социальные функции культуры. 7
Вывод 10
Список использованной литературы. 10
Министерство высшего образования Р.Ф.
Брянский Государственный Технический Университет
Социология
Контрольная работа №1
Тема: Социология культуры
Студент группы З-04 ТМ1 Малашенко Д.В.
Преподаватель
Брянск 2005
Введение.
1.Понятие культуры.
Материальная и духовная
2.Основные элементы
культуры.
3.Субкультура
и её виды.
4.Социальные функции культуры.
Вывод
Список использованной литературы.
Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п.
Во-вторых, это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический (или ценностный).
С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального.
1.Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности.
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. В этом разграничении есть рациональное зерно, но его нельзя абсолютизировать. Здесь всегда надо помнить об относительности границ материальной и духовной культур. Возможно даже, что точнее говорить о материальных и духовных сторонах единого феномена культуры. В самом деле, станок материален, но он был бы только грудой металлолома, если бы в нем не были воплощены мысль конструктора, таланты, навыки рабочих, изготовивших его. Именно историческая преемственность в развитии материальной культуры составляет основу преемственности в развитии культуры в целом, каковы бы ни были разрушения культуры — ее вычеркнуть из исторической жизни нельзя. В той или иной своей части, в тех или иных своих материальных остатках эта культура неустранима, трудности лишь будут в ее возобновлении.
Наконец, обратим внимание еще на один
очень важный момент - на социальный характер
культуры. Культура - это неотъемлемая
сторона жизни общества, она неотделима
от человека как социального существа.
Не может быть общества без культуры, как
и культуры без общества. Поэтому, то обыденное
понимание культуры, с которым мы часто
сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный
человек, ему неведомо, что такое культура",
- неверно с философской точки зрения.
Говоря так, мы обычно имеем в виду, что
человек, о котором идет речь, плохо воспитан
или недостаточно образован. Однако с
философской точки зрения человек всегда
культурен, ибо он есть социальное существо,
а общества без культуры не существует.
Как бы ни было слабо развито то или иное
общество, оно всегда создает соответствующую
культуру, т. е. совокупность материальных
и духовных ценностей и способов их производства.
Другое дело, что степень развитости культуры
может быть различной-сильной или слабой,
высокой или низкой. Эта степень зависит
от конкретного исторического этапа развития
общества, от условий, в которых развивается
человечество, от возможностей, которыми
оно располагает. Во первых, нужно говорить
о конкретной, специфической отрасли знания,
которая находится на стыке областей социологии
и культуры, и соответственно, изучает
социальные закономерности развитие культуры,
формы проявления этих закономерностей
в человеческой деятельности.
2.Основные элементы культуры.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия
(концепты). Они содержатся главным образом
в языке. Благодаря им становиться возможным,
упорядочить опыт людей. Например,
мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов
окружающего мира, но в разных культурах
мир организован по разному.
В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.
Это
различие между двумя языками
объясняется тем, что для
Таким
образом, изучение слов языка
позволяет человеку
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
Каждая
культура формирует
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
Разные
культуры могут отдавать
4.Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.
Ценности
не только сами нуждаются в
обосновании, но и, в свою
очередь, сами могут служить
обоснованием. Они обосновывают
нормы или ожидания и
Нормы
могут представлять собой
3.Субкультура и её виды.
Во
всех обществах существует
Субкультура
формируется под влиянием
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.
Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например, Уильям Лобов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лобов считает, что негритянские дети не лишены, способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лобов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.
Тем не менее, употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности
контркультуры могут быть
Социальный характер культуры. Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура", - неверно с философской точки зрения. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с философской точки зрения человек всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общества без культуры не существует. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень развитости культуры может быть сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.