Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:03, контрольная работа
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно поль¬зуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в пони¬мании того, что есть личность, —характерная черта современной со¬циологии.
Введение 3
1. Статус и социальные функции личности. 4
2. Ролевая концепция личности Дж. Мида 7
3. Социализация личности .9
4. Личность и общество в переходный период. 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
Выделяют следующие стадии социализации:
1.
Первичная социализация, или стадия
адаптации (от рождения до
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
— сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
— изменение себя, «стать как все»;
— конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период, зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5.
Послетрудовая стадия
4.
Личность и общество в
Начатая с середины 80-х гг. перестройка положила начало сложному и противоречивому процессу перехода России к новой системе общественных отношений. Сначала она проходила под весьма привлекательным лозунгом возрастания роли «человеческого фактора» в общественной жизни. В определенной мере этот лозунг сыграл роль стимулятора социальной активности. Сейчас понятие «человеческий фактор» практически исчезло из социально-политической публицистики и науки, поскольку тогда оно связывалось с совершенствованием социализма. Однако сама проблема активности личности в различных аспектах не только не потеряла своей актуальности, но, наоборот, приобрела более важное теоретическое и практическое значение.
Этап
реформационных процессов начинался
в 90-х гг., когда российское общество
после распада СССР вступило в стадию
поиска новых форм социальной организации
и ценностных ориентации жизнедеятельности.
В стране на институционально-
Постепенно расширяется численность занятых в сфере посреднической деятельности, обслуживания, финансово-банковских операций. В стране начинают складываться группы, занятые новыми видами деятельности, связанными с рыночными отношениями, — работники маркетинговой службы, рекламы, менеджеры акционированных и частных предприятий, специалисты в области оценки недвижимости и ценных бумаг и др.
Немалую специфику приобретает процесс формирования в отечественной хозяйственной практике нового слоя предпринимателей, или бизнес-слоя. Пока исследователи не имеют общего мнения относительно понимания сущности, структуры и статуса этого слоя в нашем обществе — слишком размыты и неопределенны еще функции и качества тех субъектов экономической активности, которых можно было бы зачислить в него. Ученые соглашаются лишь с двумя наиболее очевидными характеристиками, на основе которых можно было бы отнести того или работника к этому слою: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода, или наличие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений и личной ответственностью за результаты хозяйствования.
Вместе с тем бизнес-слой в современном российском обществе уже становится массовым — в настоящее время в него можно включить 10-12% работников. И хотя его представители пока слабо идентифицируют себя со своим социально-профессиональным статусом, этот слой объективно уже выделился на фоне других слоев и групп нашего общества.
В значительной степени через деятельность представителей данного слоя осуществляется отработка новых организационных форм труда и перераспределение материально-финансовых ресурсов общества в изменившихся условиях. В рамках экономической активности бизнес-слоя развиваются более самостоятельные и инициативные трудовые процессы, рождаются новые формы владения и распоряжения финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами. Предприниматели сыграли немалую роль и в процессе структурных изменений занятости, т.е. в переходе работников прежде всего из тех отраслей и производств, которые не отвечают запросам времени и неэффективны с точки зрения удовлетворения потребительских запросов, во вновь нарождающиеся.6
Сами по себе сложные процессы перераспределения собственности и структурных перемещений работников сопровождаются несформированностью отечественных технологий в этих областях, отсутствием правовых демократических процедур, слабостью социальной инфраструктуры, что служит причиной огромных издержек, сопровождающих процессы перераспределения собственности и изменения структуры занятости. Некоторые слои и группы работников оказываются в более привилегированном положении в приобретении государственной собственности, чем другие. Перераспределение работников между отраслями и сферами занятости также сопровождается негативными тенденциями. Так, наряду с оттоком работников из социально неэффективных производств идет не менее интенсивный отток из тех сфер деятельности, которые обществу необходимы, но не способны дать быстрый эффект после переструктурирования. Например, за последние годы на одну треть сократилась численность в сфере научного труда. При этом переход наиболее квалифицированных специалистов в коммерческие структуры зачастую идет рука об руку с другим, крайне настораживающим процессом — снижением квалификационного статуса и потерей профессионального мастерства за счет повышения уровня доходов и социального статуса. Аналогичные процессы наблюдаются в некоторых высокотехнологичных и наукоемких производствах; большие кадровые потери несут конверсионные предприятия военно-промышленного комплекса. Таким образом, те слои, которые в новых условиях могли бы выступить ядром формирования среднего класса, размываются, их представители переходят либо в бедные слои, либо в структурные образования с другим статусным уровнем; и в том, и в другом случае они теряют свою активную роль. Все это прежде всего подрывает сами реформы, актуализируя такие преобразования, которые не сопровождались бы резким снижением эффективности использования профессионального и квалификационного потенциала страны.
Серьезным перекосом реформирования российской экономики стал также диспаритет цен на продукцию и оплату труда работников сельскохозяйственного производства, обрабатывающих отраслей (прежде всего ВПК), сферы культуры, науки, образования, с одной стороны, и работников топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей и финансового капитала — с другой. В условиях проводимых преобразований именно представители последних отраслей и секторов труда получили наибольшую свободу действий, деньги и власть, выход на международный рынок; но они поддерживают преимущественно те усилия правительства в развитии рыночных отношений, которые выгодны им. В результате отечественная экономика явно переориентируется с индустриальной на сырьевую основу, что, в свою очередь, ведет к регионализации рынка труда.7
Указанные выше негативные тенденции в сферах занятости, разделения труда и оплаты труда работников разных областей народного хозяйства заставляют признать, что в условиях стихийного развития рыночных отношений невозможно за короткие сроки безболезненно перевести отечественную экономическую практику и процессы стратификации из кризисного состояния в благополучное и что роль перераспределительных механизмов, а также значение сильной центральной власти не теряют пока (по меньшей мере, в условиях спада производства и интенсивного реформирования) своего значения.
Перечисленные выше сдвиги в характере организации труда, собственности сопровождаются трансформацией ценностных шкал и предпочтений. Перед каждым человеком открываются возможности не только более свободно выбирать сферу своей профессиональной деятельности, формы социальной активности, но и реализовывать право на потребление предпочтительной информации, культурных благ. В обществе получает распространение культурная продукция самого разнообразного ценностного содержания, создавая тем самым новую информационную обстановку.
Размежеванию социальных сил общества способствует и расслоение групп по доходам и образу жизни. За исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Расслоение по доходам приводит к тому, что динамика доходов 10% наиболее состоятельных групп резко возрастает по сравнению с доходами 10% наименее состоятельных групп, а разрыв между этими доходами стремительно увеличивается.
В то время как основная часть населения в немалой степени утрачивает возможности поддерживать прежний уровень жизненного комфорта, появляется сравнительно небольшая состоятельная часть населения, образ жизни которой резко контрастирует с историческими традициями: отдых за границей, покупка дорогого автотранспорта, постройка роскошных личных коттеджей в пригородах и т.п.
Наиболее дестабилизирующим фактором для переходных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и места жительства, беженцев из бывших республик СССР, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обусловливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус, а потому отчаявшихся, отказавшихся от нравственных принципов поведения.
Завершая анализ особенностей реформационных процессов в российском обществе, можно утверждать следующее. Историческое развитие российского государства консервировало в обществе военно-имперский, временами репрессивный, характер социальных связей с чрезвычайно слабо выраженными институтами частной собственности, выборных представительных органов, правовой защиты социальных групп и личности.
На мой взгляд, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
Один
из них — образ человека как совокупность
социальных ролей.
Список использованной литературы