Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:57, реферат
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ — область изучения личности как социально-типичного выражения системы общественных отношений и социально-типичного субъекта этих отношений.
С.л. имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичное проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных соц. связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ —
область изучения личности как социально-типичного
выражения системы общественных
отношений и социально-
С.л. имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичное проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных соц. связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.
С.л. исходит из принципа решающего
значения объективных социально-
На уровне социально-исторического и культурологического анализа может быть выделен базисный (А. Кардинер, Р. Линтон), т. е. нормативный для данной культуры, тип личности в отличие от модального, т. е. наиболее распространенного. Социально-характерологические черты личности (догматизм или открытость, терпимость или нетерпимость к чужим взглядам, трудовая мораль, духовность или бездуховность и др.) обусловлены системой общественных отношений, особенностями культуры, по¬ложением индивидов в социальной структуре общества.
Ролевые теории личности (Дж. Мид, Р. Линтон, Р. Дарендорф) исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций — ролей, что зависит от социального статуса индивидов в системе взаимоотношений с другими.
Марксистская концепция личности подчеркивает предметно-деятельностный характер становления личности, ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности. Отчуждение личности от тех или иных форм человеческой деятельности в классовом обществе — фактор ее одностороннего развития. Освоение многообразия форм деятельности — это механизм становления полноценного социального субъекта - личности как многосторонне и гармонично развитого человека.
Тяжелое наследие казарменного социализма, отчуждение производителей от средств производства, подавление социальной инициативы, пренебрежение правами человека — все это выступало тормозом в развитии личности качественно нового демократического общества.
Однако процесс исторического движения к такому обществу, типу личности сложен и противоречив. Быстрые темпы индустриализации в СССР, вовлечение в ряды рабочего класса крестьянства, воспитание коллективизма, а вместе с тем развитие командно-бюрократических методов органи¬зации производства и общественной жизни стимулировали формирование таких черт социального характера личности, как коллективизм, готовность к самопожертвованию, ударничество, организованную массовую инициативу и одновременно сдерживали развитие личной ответственности, самодисциплины, несанкционированного проявления инициативы. В современных условиях революционной перестройки всей обществ, жизни на началах хозяйственно-производственной самостоятельности и демократизации неразвитость этих личностных черт становится серьезным тормозом развития человеческого фактора как соц. субъекта указанной перестройки. В то же время происходящие изменения будут стимулировать развитие таких необходимых черт личности, как активность соц. позиции, ответственность, самостоятельность в действиях, самодисциплина, жизненная целеустремленность.
Лит.: Кон И.О. Социология личности. М., 1967;Смир-нов Г.Л. Советский человек: формирование социалистиче¬ского типа личности. М., 1980; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988; Ануф¬риев Е.А. Личность и общество//Социология. Основы об¬щей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Эфендиев А.Г. Личность//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.) Ч. II. М., 1994; Ольшанский В.Б. Социология личности в России//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996.
В.А. Ядов