6. Марксистское понимание
движущих сил развития человеческого
общества нельзя отделить от
его понимания общественно-экономической
формации. Эта категория марксистского
учения об обществе представляет
собой развитие основной концепции
понимания общества, согласно которой
базис определяет надстройку. Причем
таким образом, что каждой ступени
развития производительных сил
соответствуют определенные производственные
отношения, которые не только
определяют остальные общественные
отношения, но и образуют с
ними единое целое. Таким образом
общественно-экономические формации являются
сравнительно долговечными целостностями
общественных отношений, складывающихся
вокруг основного производственного отношения,
которое определяется наличным уровнем
развития производительных сил и выражается
в собственности на средства производства.
На основе присущих
им способов производства выделяются
пять общественно-экономических
формаций:
Первобытное общество
Характеризуется присвоением
природных благ
Экусплуататорские общества
Рабовладельческое общество
Характеризуется рабством
Феодальное общество
Характеризуется крепостничеством
Капиталистическое общество
Характеризуется системой
наемного труда
Коммунистическое общество
Свободная ассоциация
трудящихся
Не экусплуататорское
общество
7. Согласно марксизму,
развитие общества (отдельных конкретных
обществ), т.е. смена формаций, осуществляется
через социальные революции. Теория
социальных революций гласит, что
революции есть не политические
случайности, а выражение исторической
неизбежности. Отношение между производительными
силами и производственными отношениями
как движущая сила развития
человеческого общества определяет
развитие этого общества в
целом – как в революционной,
так и в эволюционной фазах.
Революционные фазы
– те, когда общество меняется
существенным образом вследствие
изменения основного производственного
отношения, выраженного в собственности
на средства производства, т.е.
происходит смена формаций.
Эволюционные фазы
– те, в ходе которых изменения
происходят в рамках некой
общественно-экономической формации.
К. Маркс создал свою
теорию общества на основе
изучения капитализма. Социологическая
и историческая интерпретация
капиталистического строя, обреченного
в силу его противоречий идти
к революции и замене его
неантагонистическим строем –
основной пункт марксистского
учения.
Согласно марксизму,
капитализм – последнее эксплуататорское
общество, на смену которому, благодаря
революции, придет коммунизм –
бесклассовое общество. Капитализм
характеризуется двумя видами
противоречий: между постоянно развивающимися
производительными силами и медленно
меняющимися производственными
отношениями и между ростом
богатства меньшинства и растущей
нищетой большинства. Капиталистическое
общество, вовлеченное в жесточайшую
конкуренцию, не может ни приумножать
средства производства, ни увеличивать
тем самым численность пролетариата
и его нищету. Ведь согласно
теории прибавочной стоимости
К. Маркса основным источником
прибыли является человеческий
труд – товар, который будучи
оплачиваемый по стоимости, все-таки
производит стоимость превышающую
свою. Таким образом весь капиталистический
строй основывается на эксплуатации человеческого
труда: чем сильнее эксплуатация, тем больше
прибыли и тем хуже положение пролетариата,
что и ведет к революции.
В связи с исследованиями
теории прибавочной стоимости,
условиями труда при капитализме
К. Маркс вводит понятия отчуждения
и целостного человека.
Целостный человек
– человек не искалеченный разделением
труда, который реализует себя как личность
посредством своей трудовой деятельности.
При капитализме человек
отчужден. Он трудится не ради
самореализации, а из-за необходимости
добывания средств к существованию
(наемные работники), либо ради наживы
(предприниматели). Только лишь в ассоциации
свободных трудящихся, при коммунизме,
человек сможет по настоящему стать собой.
Но что же такое
коммунизм – общество будущего
– по К. Марксу? Сам он пишет
вот что: «Когда в ходе развития
исчезнут классовые различия
и все производство сосредоточится
в руках ассоциации индивидов,
тогда публичная власть потеряет
свой политический характер… Если
пролетариат в борьбе против буржуазии
непременно объединяется в класс, если
путем революции он превращает себя в
господствующий класс и в качестве господствующего
класса силой упраздняет старые производственные
отношения, то вместе с этими производственными
отношениями он упраздняет условия существования
классовой противоположности, уничтожает
классы вообще, а тем самым и свое собственное
господство как класса». Прежде чем исчезнуть,
политическая власть, государство достигнет
своего апогея – диктатуры пролетариата.
Диктатура пролетариата
есть крайнее усиление пролетариата
накануне критического момента
его ослабления. Именно посредством
диктатуры пролетариата будут
отменены старые производственные
отношения и, тем самым, основан
коммунизм.
Идеи К. Маркса оказали
огромное влияние на умы XX в.,
его учение получило поддержку
многих мыслителей, социологов, экономистов,
изменило судьбы целых народов,
многие страны в течение долгих
лет жили, руководствуясь идеями
Маркса и его сподвижников.
Последователи Маркса
видели свою основную задачу
в более полной разработке
и изложении основных принципов
исторического материализма. Среди
них наиболее видными были: К.
Каутский (1854-1938), Г.В. Плеханов (1856-1917),
Ф. Меринг (1846-1919). Наибольший вклад
в развитие марксизма внес
В.И. Ленин (1870-1924).
После Ленина об
историко-материалистическом понимании
человеческого общества писали
Дьердь Лукач (1885-1971), Николай Бухарин (1886-1938),
Антонио Грамакин (1891-1937) и Анри Лефевр
(р. 1905). Все они в большей или меньшей степени
старались относиться к марксистскому
учению творчески, а не догматически. Наибольшая
же догматическая ревизия марксизма в
этот период была осуществлена И.В. Сталиным
(1879-1953) и его последователями (Т.Д. Павлов,
Г.Ф. Александров, М.М. Розенталь, Ф.В. Константинов).
Список использованной
литературы.
1. Арон Р., «Этапы развития
социологической мысли», М., 1992.
2. Маркович Д.Ж., «Общая
социология», Изд-во «Центр Владос»,
1998.
3. Словарь «Современная
западная социология», М., Политиздат,
1990.
4. Гречко П.К., «Введение
в обществознание», М., 1999.