Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:37, реферат
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образца жизни молодежи, формирования ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения социальных ролей различными группами молодежи.
Абсентеизм
— уклонение избирателей от участия в
выборах в государственные органы.
«Парадокс Р. Лапьера» — явление, состоящее
в том, что люди не всегда поступают так,
как они говорят; расхождение между вербальным
и поведенческим компонентами социальной
установки.
«Спираль молчания» — описанное Э.
Ноэль-Нойман явление, заключающееся в
том, что многие индивиды, стараясь избежать
потенциальной социальной изоляции, утаивают
свое мнение, если оно отличается от большинства.
И наоборот, те, кто идентифицирует себя
с большинством, открыто демонстрируют
свои позиции. В этой ситуации последние
кажутся сильнее, а первые — слабее, чем
это есть на самом деле. (См. также Спираль молчания)
«Сдвиг последней минуты» — ситуация,
при которой незадолго до выборов резко
меняются электоральные ориентации части
избирателей.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ – предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.). Развитие социологических концепций, описывающих разнообразие религиозных идей, практик и форм опыта, вело к всё более широкой социологической концептуализации религии. Определения религии изменялись: от характерного для классической социологической мысли представления о религии как интегрированной совокупности верований и практик, адресованных к области священного - как отделенного от профанного, посюстороннего, - которая служит основанием моральной солидарности верующих (Э.Дюркгейм), либо как о проникнутом идеологией «едином мировоззрении» (К.Маркс), до современных релятивистских подходов, не проводящих содержательных различий между собственно религиозными убеждениями, относящимися к сфере внеэмпирического и трансцендентного, с одной стороны, и многообразными экзистенциальными, мифологическими и философскими взглядами и доктринами, описывающими смысл и ценности человеческой жизни.
СОЦИОЛОГИЯ
СЕМЬИ - одна из старейших социальных
дисциплин. Проблема брака и семьи
всегда представляла массовый и устойчивый
интерес. Институт семьи всегда находился
в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с
одной стороны - социальный институт, с
другой - малая группа, которая развивается
и функционирует по своим законам. Она
зависит от общества, существующего политического
строя, экономических, социальных, религиозных
и иных отношений.
Семья - социально санкционированное
и относительно постоянное объединение
людей, связанных родством, браком или
усыновлением, живущих вместе и экономически
зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда
социальных функций (например, воспитание
детей), включает совокупность общих ценностей,
являющихся переплетением статусов и
ролей.
Социология семьи является одной
из старейших социальных дисциплин. И
это понятно. Ведь ее объект изучения -
социальный институт семьи - в истории
человечества играет ведущую роль. Соответственно,
научные труды, так или иначе описывающие
и объясняющие формы общественной жизни,
не могли не зафиксировать непреходящее
значение семейно-родовой организации
бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы
жизнедеятельности и образует базовые
предусловия функционирования социума
путем физического и социокультурного
замещения поколений благодаря рождению
детей и поддержанию существования всех
членов семьи. Без этого воспроизводства
населения и социализации потомства невозможно
восполнение всех социальных образований,
обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций
семьи не есть следствие каких - либо
биологических регуляторов или механизмов,
а представляет собой результат специфических
социальных процессов, происходящих в
широком социальном контексте. Семья включает
в себя разнородные компоненты, связанные
с физиологическими процессами, с психологической
динамикой взаимоотношений, с нормами
и ценностями культуры, с экономическими
условиями рынка и производства, с демографическими
изменениями, с институтами армии, церкви,
здравоохранения, правительственного
управления и с историческими трансформациями
в целом.
В связи с этим можно напомнить знаменитое
отступление от марксизма одного из его
основоположников Ф. Энгельса, который
считал, что определяющим моментом в истории
является "ступень развития" труда,
с одной стороны, и с другой - семьи.
Разрушение крестьянского семейного хозяйства,
семейная дезорганизация и крах родительского
влияния на детей в городах сыграли, думается,
не последнюю роль в кризисе нашего общества.
Втягивание в сферу наемного труда на
государственные предприятия поголовно
всех женщин и мужчин трудоспособного возраста,
ликвидация всех форм частного семейного
производства и превращение семьи
в ячейку бытового самообслуживания обескровило
экономику страны, разрушило преемственность
семейных поколений и низвело социализацию
детей до элементарных контактов по поводу
физиологического цикла жизни.
Все это проявилось в нарушении баланса
между личным (частным) и общественным
(родовым), что сказывается на всех уровнях
социальной структуры, обостряет социальные
процессы. Во всяком случае, особенности
уклада жизни, сложившиеся за последние
75 лет, наложились на общие тенденции семейных
изменений и наряду с другими обстоятельствами
привели к краху тоталитаризма. В этой
связи подчеркнем, что семья в качестве
социального института отнюдь не обречена
на пассивность, а способна через изменение
семейной и демографической структуры
оказывать самостоятельное воздействия
на ход социально-исторического развития.
«Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность.
Во – вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения.
В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).
В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей.
В-пятых общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь ввиду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.
В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена».
Следует заметить,
что термин «общественное мнение»
используется в двух смыслах: 1)мнение,
поддерживаемое реальным числом людей,
представителями отдельной
Исходя, из первого
определения, «общественного мнения может
быть много, и их число зависит
от степени гетерогенности и степени
неравенства в обществе». По второму
определению можно сделать
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что «социология общественного мнения - очень сложная специальная социологическая дисциплина, предметом изучения которой является установление закономерностей и механизмов формирования и функционирование оценочного отношения больших социальных общностей». А без всестороннего изучения общественного мнения невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм развития власти. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления.
Как и любая, конкретно – социологическая дисциплина, социология общественного мнения имеет свои ключевые понятия, категории и критерии. Теперь будет уместно задать вопрос: «когда же возникает общественное мнение?» Как утверждают большинство учёных, занимающихся исследованием этого феномена, таких факторов несколько, но важнейшим являются социальные интересы людей.
Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирование общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе.
Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности.
Нужно так же упомянуть ещё об одной очень важной стороне анализируемого вопроса – сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу можно сделать следующие предположения:
1. Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;
2. Критерием
отбора при формировании
3.Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений.
4. Общественное
мнение выступает в качестве
специфической побудительной,
5. Общественное
мнение представляет собой
Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения, (дельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т.д.).
При решении проблемы субъекта общественного мнения необходимо различать понятия субъект и объект общественного мнения.
Субъект – это народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учёт которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Включённость то или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, её важности для данной группы. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.
Объект общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.
Объект общественного мнения ограничен не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью и выполняемыми функциями, а также, некоторыми критериями, в соответствии, с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление действительности в качестве объекта для своих суждений. О них я уже говорила, сейчас лишь расскажу поподробнее.
Общественный интерес. Первый и важнейший из этих критериев, связан с категорией «общественный интерес». В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.
Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже антагонизме по содержанию.
Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Совершенно ясно, что элементарная просьбы или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказываниях, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках и т. д., то есть, заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.