Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:46, реферат

Описание

Анализ различных слоев населения позволяет рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных поколений.
Это методологическое положение позволяет определить фундаментальную роль поколенческих отношений в определении тех или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития. Это -- экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.

Содержание

1. Понятие «молодежь».
2. Тенденции молодежного развития.
3. Потребности молодежи.
4. Особенности культурных потребностей молодежи.
5. Особенности молодежи в современном российском обществе.

Работа состоит из  1 файл

социлогия молодежи.rtf

— 161.56 Кб (Скачать документ)

     Поэтому уже, сегодня стоит важная практическая задача -- разработка методологической модели социологического изучения молодежной субкультуры российского общества.

     В ее основе должна лежать теория потребностей: от их возникновения до развития и реального состояния.

     Эти методологические позиции позволяют охарактеризовать сложности и противоречия формирования культурных потребностей.

 

      3. Культурные потребности молодежи. 

     Для определения культурного вида потребностей известный интерес представляет осмысление социально-психологических механизмов этого явления. Свое начало социально-психологическая теория потребностей ведет от школы представителя немецкой гештальтпсихологии К. Левина, который рассматривал потребность как двигатель человеческой деятельности, как динамическое состояние, возникающее у человека при реализации его намерений. Для раскрытия процесса функционирования потребностей много сделала экспериментальная психология, изучавшая личность (Б.Г. Ананьев, В. П. Мясищев). Значительным вкладом в изучение природы потребностей личности явилась и концепция Д.Н.Узнадзе об установке.

     В отечественной социологии известен также оригинальный подход к определению структуры потребностей, который носит название иерархической системы диспропорций. Смысл этого подхода в том, что потребности образуют некую иерархическую систему, состоящую из четырех уровней: низкого, где формируются элементарные (витальные) потребности; второго уровня, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третьего уровня, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности.

     Названные подходы не могут в полной мере характеризовать методологию осмысления проблемы субкультур без учета такого аспекта, как формирование разумных потребностей.

     В сфере культуры при формировании последних, нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.

     В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени.

     И еще одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненное с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью.

     Исходя из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:

     - потребность в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию окружающей действительности и применение этого знания в практической деятельности с целью воздействия на природу и общество и создания нового продукта материальной и духовной жизни;

     - нравственная потребность, стремление к развитию таких нравственных сторон поведения и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах, занятиях в свободное время;

     - потребность в духовном общении (коммуникативная), желание человека устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере семейных отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;

     - художественно-эстетическая потребность является реализацией природного чувства прекрасного как проявление гармонии и эстетических стимулов в мироощущении человека. Эта потребность реализуется в процессе приобщения к художественной культуре и в значительной степени отражает показатели конкретной субкультуры.

     Тщательный анализ всей системы духовных потребностей свидетельствует о том, что они не остаются неизменными, а представляют собой продукт исторического развития. В определенных жизненных условиях наблюдается изменение и дифференциация духовных потребностей. Особое влияние на этот процесс оказывают социально-экономические сдвиги, происходящие в обществе. Под воздействием конкретных изменений в социально-экономической и политической жизни неизбежно формируются новые виды духовных потребностей.

     Опираясь на такую структуру, концептуальная модель потребностей может быть сформулирована как теория трех уровней потребностей.

     Это, во-первых, потребности, которые в сфере культуры выступают в виде потенциальных возможностей личности, такие, как априорная активность субъекта, стремление к общению, повышению культурного и образовательного уровня и т. п. В зависимости от их развития они могут перерасти в потребности второго уровня, которые находятся в устойчивой зависимости от деятельности учреждений культуры и искусства и удовлетворяются ими традиционно. Это потребности в просмотре кинофильмов, посещении театров, выставок, концертов, стремление к участию в художественной самодеятельности, к другим формам регламентированной досуговой деятельности и т. п. В-третьих, это потребности наиболее высокого уровня, предполагающие различные виды духовной деятельности, направленные на удовлетворение личностных запросов человека. Это индивидуальная работа по повышению духовной активности, по усвоению новостей науки и техники, культуры и искусства, политических знаний.

     Учитывая пластичность культурных потребностей, их динамичность и способность проявляться в определенных индивидуализированных продуктах духовного производства, надо иметь в виду, что особое место в их характеристике принадлежит деятельности личности. Поэтому культурные потребности невозможно представить без анализа процесса создания ценностей культуры и их потребления. Производство и потребление, являясь двумя сторонами единой системы, выражают основу индивидуализации культурной потребности.

     В свою очередь, стимулом культурной деятельности является интерес как объективная реальность. Если представить структурно процесс реализации культурных потребностей, то интерес будет той первоначальной ячейкой, от которой личность начинает свой путь в приобщении к духовным ценностям и их усвоению, на основе которых и формируется субкультура.

     Использование интереса в качестве базисного ядра культурных потребностей позволяет особенно близко подойти к определению содержания этих потребностей.

     Интерес всегда выражает волю и желание конкретного человека. Словом, потребность не может проявляться иначе, чем через интерес. В особенности это относится к таким специфическим потребностям, как культурные, которые одновременно являются носителями интереса личности. Поэтому в разработке этого понятия большое место принадлежит эмпирическим показателям, позволяющим проследить путь формирования культурных потребностей, охарактеризовать их структуру. Опираясь на эти подходы, охарактеризуем систему культурных потребностей молодежи.

 

      4. Особенности культурных потребностей. 

     Важной особенностью культурных потребностей является их дуалистичность. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям, познания или создания тех или иных образцов культуры. Но этим процесс удовлетворения культурной потребности не ограничивается. . 186

     Другая сторона культурной потребности -- ее предметно-деятельная сущность. Потребность в художественном творчестве может быть удовлетворена, если она нашла формы оценочного воплощения и была воспринята не только отдельной личностью (мастером, актером, участником самодеятельности), но и массовым потребителем художественных ценностей (читатель, зритель, аудитория). Учет этих особенностей позволяет дифференцировать потребности художественного творчества с точки зрения их практической реализации. А это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно формировать потребности в художественном творчестве, принимая во внимание их обратную связь, проявляющуюся в каждой конкретной культурно-исторической ситуации по-разному.

     Значительное место в системе субкультуры молодежи принадлежит познавательным потребностям. Круг их проявления довольно широк. Условно можно выделить три сферы их проявления: система получения знания, чтение, средства массовой информации и искусства.

     Что касается первой сферы удовлетворения познавательной потребности молодежи, то она, в основном, реализуется за счет различных форм государственного образования, а, кроме того, за счет повышения квалификации, самообразования в экстерных учреждениях, а также в многочисленных образовательных структурах частного характера или работающих на принципах контракта. Определенное место здесь занимают краткосрочные формы обучения (курсы, семинары, различные школы, работающие за рубежом).

     Реализация потребности в чтении, прежде всего, связана со сложной дифференциацией читательского интереса молодых людей. Лишь часть этих потребностей удовлетворяется в нужном объеме в системе образования, что определяется учебной программой учреждений просвещения и курсов повышения квалификации.

     Что касается потребности в средствах массовой информации и искусства, то ее удовлетворение чрезвычайно усложнено главным образом за счет «плюрализма», царящего в СМИ и в сфере художественной жизни, за счет отсутствия должных нравственных норм, засилья низкопробной рекламы и произведений сомнительной художественной ценности.

     Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Это наиболее сложная категория, которая с трудом поддается эмпирической фиксации, а проявляется в идеологических взглядах и мировоззренческой культуре личности.

     Будучи существом социальным, человек в своей деятельности особую роль отводит нравственной регуляции. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость определенной системы нравственных потребностей, которые имеют критериальное значение для оценки поведения человека.

     Применительно к характеристикам культурных потребностей молодежи, влияющих на ее субкультуру, целесообразно остановиться на тех потребностях, которые формируют человека как нравственную личность. Нравственность -- сторона духовного мира личности, культура -- другая его сторона, причем неразрывно связанная с первой. Поэтому без раскрытия нравственной направленности, идеалов и принципов личности невозможно охарактеризовать ее культуру. Подлинная нравственность личности детерминируется развитостью общественных отношений, уровнем демократизации и культуры.

     Тем не менее носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира. Вот почему для понимания культурного развития личности необходимо рассматривать ее нравственные потребности.

     Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития.

     Определяя конкретные подходы к социологическому изучению молодежной субкультуры, надо иметь в виду, что культурное потребление и создание культурных благ неразрывно связаны с активностью субъекта. Элементы культурной инфраструктуры -- образовательные и культурные учреждения, средства массовой информации, система пропаганды -- могут реализовать свои возможности культурного воздействия не иначе, как через активное участие молодежи в их работе. В свою очередь, степень активности населения определяет действенность того или иного элемента культурной инфраструктуры. Фактическое проявление культурной активности молодежи в разных областях социально-культурной деятельности неодинаково. Наиболее охотно молодежь участвует в зрелищных мероприятиях, посещая более половины массовых представлений.

Информация о работе Социология молодежи