Социология
образования
ЛИХОМАНОВА
Е.Е.
МОСКВА.
2002
План:
- Образование как
социокультурный феномен.
- Предмет и объект
социологии образования.
- Важнейшие концепции
социологии образования.
- Социологические
методы изучения сферы образования.
1.
Образование как
социокультурный
феномен.
Образование
-это процесс и результат усвоения
систематизированных знаний, умений
и навыков, необходимое условие
подготовки человека к жизни и
труду. Разные науки изучают образование
под своим углом зрения. В философии
понятие "образование" употребляется
в значении общего духовного процесса
формирования человека и результата
этого процесса - духовного облика
человека. Образование исследуется
как культурно-историческое явление,
средство сохранения, передачи и умножения
накоплений духовной культуры человечества,
народов, наций.
Психологию
интересуют проблемы влияния образования
на формирование личности, ее психики.
Социальная психология рассматривает
человека в качестве субъекта учебной
деятельности в рамках образования
как социальной организации. Ее интересует,
как добиться того, чтобы организация
образования не была чужда человеческой
природе, какие законы и социальные
технологии должны лежать в основе
организации учебной деятельности,
как система образования должна
способствовать самоактуализации и
саморазвитию человека, его нормальному
социальному функционированию. Социологию
интересует социальная сторона образования:
как благодаря образованию человек
включается в те или иные социальные
группы, занимает определенные позиции
в социальной структуре общества,
осваивает и выполняет разнообразные
роли в обществе.
Образование
выступает историко-культурным феноменом
менталитета общества, его сознания.
В образовании создаются предпосылки
для выявления и развития творческих
способностей общества, для последовательной
передачи накопленных обществом
знаний, умений, культурного наследия
всех поколений.
2.
Предмет и объект
социологии образования.
Социологию
образования интересуют социальные
характеристики образования, влияние
на него социальных институтов, социальной
макро- и микросреды. Социология представляет
собой целостную систему социологических
знаний, состоящую из 3 уровней:
- общесоциологический
(общетеоретический) уровень;
- специальные (частные)
социологические теории;
- эмпирические
социологические исследования.
На базе
общих теорий первого уровня основываются
специальные (частные) социологические
теории среднего уровня. Сюда относится
и социология образования.
Философская
энциклопедия, определяет предмет социологии
образования, как социальной природы:
"Социология образования - отрасль
социологии, изучающая образование
как социальный институт, как форму
и средство общественной жизни".
А.Майер пишет, что социология образования
"...имеет своим предметом социологическое
исследование общих социальных закономерностей
образования и воспитания как
социального процесса и их функций
на всех уровнях взаимодействия общественных
сил". В.Н.Турченко обращает внимание
на приоритет системной организации
образования: "...социология образования
имеет предметом своего рассмотрения
системы и подсистемы (элементы)
образования в их целостности
и совокупности (общественных) отношений".
Обобщением изложенных позиций является
определение Ф.Р.Филиппова: "Социология
образования есть специальная социологическая
наука, предметом которой является
система образования как социальный
институт, взаимодействие ее подсистем,
а также взаимодействие системы образования
и ее подсистем с обществом, прежде всего
с его социальной структурой".
Объектом
социологии образования является сфера
образования как социальное явление;
люди, их объединения и организации
в системе образования, где происходит
функционирование процессов образования,
действуют определенные субъекты в
форме разнообразных учебных
занятий, где в ходе таких занятий
складываются определенные системы
взаимоотношения людей. Таким образом,
объектом изучения является образование
с позиций его социальной природы.
3.
Важнейшие концепции
социологии образования.
Социология
образования рассматривает влияние
образования на все стороны жизни
общества - экономическую, социальную,
политическую, духовную. В то же время
она рассматривает и собственно
"образовательные" проблемы: как
функционирует и развивается
система образования, насколько
она соответствует требованиям
общества, насколько эффективно ее
организационное строение.
Исследования
затрагивают такие вопросы, как:
- соответствие
структуры образования актуальным и перспективным
социальным целям, долгосрочным программам
общества;
- пропорциональность
морфологического строения структуры
образования;
- влияние результатов
образовательных процессов на другие
социальные процессы - профессионально-трудовые,
нравственные, психологические, организационно-технические
и другие.
Исследование
проблем структуры образования
связано с изучением его социальных
функций: передача накопленных знаний,
преемственность социального опыта
и духовная преемственность поколений,
социализация личности, ее саморазвитие
и самореализация, накопление ею духовного,
интеллектуального, социального потенциала.
Все исследования
в социологии образования объединены
по двум направлениям:
- внутри институциональное,
охватывающее внутренние проблемы образования
как социального института социальные
аспекты деятельности субъектов образования,
- внешне институциональное,
т.е. все исследования социальных аспектов
взаимодействия образования с другими
социальными институтами, Социология
образования может быть представлена
в виде двух структур
1) теоретико-концептуальное
содержание:
- основные категории:
культура, образование, воспитание, социализация,
учение, личность;
- социальная детерминация
образования, социокультурная организация
сферы образования, эффективность образования;
2) технологическая
последовательность познавательной
деятельности:
- теоретическая
концепция: гипотезы, категории, законы,
принципы;
- методы и технологии:
диагностика, моделирование, прогнозирование,
проектирование;
- фактический материал:
данные диагностики и прогнозирования;
- проекты и модели
социокультурной деятельности.
4.
Социологические
методы изучения
сферы образования.
Всякое
социологическое исследование начинается
с анализа документов:
- официальных: указы
и постановления правительства, планы
работы, материалы печати, личностные
документы;
- неофициальных:
мемуары, письма, фотографии, заявления;
- специальных: анкеты,
тесты, протоколы наблюдений.
Среди методов
анализа документов выделяется два
основных вида:
- традиционный
- качественно-количественный
(контент-анализ).
Традиционный
основывается на анализе материала,
логике текста, обоснованности и достоверности
приводимых сведений. Количественно-качественный
анализ основывается на переводе текстовой
информации в количественные показатели
с последующей ее обработкой.
Часто применяется
метод наблюдения, т.е. сбор информации
об объекте путем непосредственного
восприятия и прямой регистрации
событий. Наблюдения бывают:
- систематическое,
проводимое регулярно в течение определенного
периода;
- простое, носящее
эпизодический, случайный характер;
- включенное, когда
социолог непосредственно включен в изучаемый
учебно-воспитательный процесс, контактирует
и действует совместно с наблюдаемыми;
- не включенное,
без общей жизнедеятельности наблюдателя
с наблюдаемыми;
- кратковременное,
в течение 1-2 часов;
- длительное, в
течение ряда лет.
Метод наблюдения
дает хороший результат в сочетании
его с методом опроса.
Опрос - это
метод сбора социальной информации
об изучаемом объекте в ходе непосредственного
(интервью) или опосредованного (анкетирование)
социально-психологического общения
социолога и опрашиваемого путем
регистрации ответов на вопросы,
вытекающие из целей и задач исследования.
Анкетирование
в исследованиях процесса образования
применяется для сбора информации
о массовых социальных явлениях и
позволяет получить значительный объем
эмпирической информации в короткий
срок и анонимно. К недостаткам
этого метода относится невозможность
проконтролировать ситуацию ответа
на вопрос, его самостоятельность
и полноту. Преодолеть эти недостатки
помогает метод интервью, когда информация
об исследуемом объекте получается
в процессе личного общения с
респондентом по специально составленному
вопроснику.
Одним из
современных видов метода интервью
являются фокусированные интервью, носящие
дискуссионный характер, что стимулирует
расширение взгляда на предмет исследования.
Эффективность
методов социологического исследования
в значительной степени определяется
уровнем профессионализма исследователей,
а также комбинированным применением
набора методов, наиболее соответствующих
его целям и условиям проведения.
Образование
является открытой социальной системой,
оно связано с другими социальными
системами. Процесс образования
взаимодействует с другими социальными
процессами и является одним из важнейших
механизмов социализации человеки, продолжающимся
всю его жизнь.
Используемая
литература:
- Нечаев В.Я. Социология
образования. – М., МГУ, 1992.
- Сорокин П. А. Человек.
Цивилизация. Общество. – М., Политиздат,
1992.