Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:42, реферат

Описание

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.

Содержание

1. Образование как социокультурный феномен.
2. Предмет и объект социологии образования.
3. Важнейшие концепции социологии образования.
4. Социологические методы изучения сферы образования.

Работа состоит из  1 файл

Социология образования.docx

— 20.26 Кб (Скачать документ)

Социология  образования

 ЛИХОМАНОВА  Е.Е.

 МОСКВА. 2002

 План:

    1. Образование как социокультурный феномен.
    2. Предмет и объект социологии образования.
    3. Важнейшие концепции социологии образования.
    4. Социологические методы изучения сферы образования.

1. Образование как  социокультурный  феномен.

 Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие  подготовки человека к жизни и  труду. Разные науки изучают образование  под своим углом зрения. В философии  понятие "образование" употребляется  в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется  как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения  накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

 Психологию  интересуют проблемы влияния образования  на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает  человека в качестве субъекта учебной  деятельности в рамках образования  как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация  образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и  саморазвитию человека, его нормальному  социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек  включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции  в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные  роли в обществе.

 Образование выступает историко-культурным феноменом  менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки  для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом  знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

2. Предмет и объект  социологии образования.

 Социологию  образования интересуют социальные характеристики образования, влияние  на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических  знаний, состоящую из 3 уровней:

  • общесоциологический (общетеоретический) уровень;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • эмпирические социологические исследования.

 На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические  теории среднего уровня. Сюда относится  и социология образования.

 Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль  социологии, изучающая образование  как социальный институт, как форму  и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое  исследование общих социальных закономерностей  образования и воспитания как  социального процесса и их функций  на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации  образования: "...социология образования  имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности  и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая  наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

 Объектом  социологии образования является сфера  образования как социальное явление; люди, их объединения и организации  в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в  форме разнообразных учебных  занятий, где в ходе таких занятий  складываются определенные системы  взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование  с позиций его социальной природы.

3. Важнейшие концепции  социологии образования.

 Социология  образования рассматривает влияние  образования на все стороны жизни  общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время  она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как  функционирует и развивается  система образования, насколько  она соответствует требованиям  общества, насколько эффективно ее организационное строение.

 Исследования  затрагивают такие вопросы, как:

  • соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
  • пропорциональность морфологического строения структуры образования;
  • влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие.

 Исследование  проблем структуры образования  связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта  и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

 Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:

  • внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования,
  • внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, Социология образования может быть представлена в виде двух структур

 1) теоретико-концептуальное  содержание:

  • основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
  • социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;

 2) технологическая  последовательность познавательной  деятельности:

  • теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
  • методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
  • фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
  • проекты и модели социокультурной деятельности.

4. Социологические  методы изучения  сферы образования.

 Всякое  социологическое исследование начинается с анализа документов:

  • официальных: указы и постановления правительства, планы работы, материалы печати, личностные документы;
  • неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
  • специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

 Среди методов  анализа документов выделяется два  основных вида:

  • традиционный
  • качественно-количественный (контент-анализ).

 Традиционный  основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности  приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой  информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

 Часто применяется  метод наблюдения, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного  восприятия и прямой регистрации  событий. Наблюдения бывают:

  • систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
  • простое, носящее эпизодический, случайный характер;
  • включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
  • не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми;
  • кратковременное, в течение 1-2 часов;
  • длительное, в течение ряда лет.

 Метод наблюдения дает хороший результат в сочетании  его с методом опроса.

 Опрос - это  метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения  социолога и опрашиваемого путем  регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

 Анкетирование в исследованиях процесса образования  применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и  позволяет получить значительный объем  эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам  этого метода относится невозможность  проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность  и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с  респондентом по специально составленному  вопроснику.

 Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные интервью, носящие  дискуссионный характер, что стимулирует  расширение взгляда на предмет исследования.

 Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением  набора методов, наиболее соответствующих  его целям и условиям проведения.

 Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными  системами. Процесс образования  взаимодействует с другими социальными  процессами и является одним из важнейших  механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

 Используемая  литература:

    1. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., МГУ, 1992.
    2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., Политиздат, 1992.

Информация о работе Социология образования