Социология. Предмет, объект и функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:27, реферат

Описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество — не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Содержание

1. Социология — наука об обществе 2
1.1. Понятие социологии в структуре социальных 2
1.2. Социология — система знаний 4
1.3. Структура социологии 4
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 6
2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества 7
2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности 7
2.3. Методы социального познания 8
2.4. Законы и категории социологии 9
2.5. Функции социологии 10
2.6. Социология в системе социальных наук 11
Литература 13

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 50.90 Кб (Скачать документ)

Социология. Предмет, объект и функции социологии

 

1. Социология — наука  об обществе 2

1.1. Понятие социологии  в структуре социальных 2 

1.2. Социология — система  знаний 4

1.3. Структура социологии 4

 

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 6

2.1. Социология — наука  о социальных отношениях общества 7

2.2. Социологические исследования  — инструмент познания социальной  реальности 7

2.3. Методы социального  познания 8

2.4. Законы и категории  социологии 9

2.5. Функции социологии 10

2.6. Социология в системе  социальных наук 11

 

Литература 13

 

1. Социология — наука  об обществе

1.1. Понятие социологии  в структуре социальных

Каждая из отраслей науки  имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет  особые функции по отношению к  практике, исследует определенную сферу  общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество — не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Что же и как изучает  социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч. — Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология. 

Ведь социология изучала  общество, социальные отношения и  социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает  личность и социальные общности как  объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия  их сущности, а не в развертывании  сущности в действительности, выявлении  жизни во всем ее противоречи¬вом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретиче¬ских социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социо¬логии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной филосо¬фии, перенимает философскую культуру, признавая особое значе¬ние теоретического обобщения, целостного концептуального осмыс¬ления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает фило¬софия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального. 

Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных  социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи  определяют социологию как науку  об обществе, социальных группах и  социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изоли¬рованных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в сов¬ременных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особен¬но ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социо¬логия и ставит целью: помочь людям разобраться самим в слож¬ных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология. 

Современная социология —  это множество течений и научных  школ, которые по-разному объясняют  ее предмет и роль, по-разному  отвечают и на вопрос что такое  социология. Существуют различ¬ные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологиче¬ский словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процес¬сов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания ко¬торой находятся социальные общности, их генезис, взаимодей¬ствие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио¬нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме¬том социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — тео¬рией права, политической экономией, историей, психологией, фило¬софией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе¬циальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную дея¬тельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология —  это наука о родовых свойствах  и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное  восприя¬тие единственным средством достоверного познания, обществен¬ных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интере¬сов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные дейст¬вия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается со¬циологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная со¬циология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социоло¬гии — выживание человечества и обновление цивилизации, подня¬тия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социо¬логия — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социаль¬ных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, высту¬пающая объектом макросоциологического анализа,— это цивилиза¬ция и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциоло¬гический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явле¬ниям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам груп¬повых, общностных поступков и т. п. 

Социология — наука  о становлении, развитии и функциониро¬вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль¬ных отношениях между общностями, между общностями и лич¬ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

1.2. Социология — система  знаний

Известно, что система  — это совокупность элементов, образующих целост¬ность. Наличие определенной структу¬ры — устойчивых связей между элементами — одно из важнейших свойств системы. Устойчивость связи обеспечивает целостность и тождественность системы, сохраняют ее основные свойства при внутренних и внешних изменениях. Если же наука — система зна¬ний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между ними. Определить социологию как систему знаний — значит дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообще¬ства. Последовательность теорий отражает объективные связи и от¬ношения между социальными общностями как объектами и субъекта¬ми социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает категориями, интегративными, то есть объединительными свой¬ствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но вместе с тем существует и «обратное» движе¬ние: представление о личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о лично¬сти становится богаче и конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каж¬дой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной тео¬рии к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществле¬ние перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межлич¬ностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведе¬ния и общения, глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.

В современной социологии преодолевается противопоставление объекта  и субъекта, теории и практики, познавательного  и ценност¬ного отношения к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответ¬ствии с гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные систе¬мы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осе¬вая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена процедура вывод не может считаться легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержа¬ние социологии имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий об обществе, об общественных отношениях и т. п.

 

1.3. Структура социологии 

Структура любой науки  всегда обусловлена теми задачами, которые она. ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные пробле¬мы, связанные с формированием знания о социальной действительно¬сти, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о со¬циальной действительности, и образуют теоретическую, фундамен¬тальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практи¬ческие проблемы.

Информация о работе Социология. Предмет, объект и функции социологии