Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:31, реферат
Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно — в 30 годы 19 века. Термин “социология” ввел в научный оборот в 1839 году французский философ и социолог Огюст Конт. Социология в переводе с латинского означает — “наука об обществе” или “учение об обществе”.
1. Определение социологии, ее объекта и предмета.
2. Структура и функции социологии.
3. Методы социологии.
4. Заключение.
3.2 Методы социального исследования
Выдвижение и проверка гипотез.
Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное
предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и
связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.
Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате
предварительного анализа изучаемого объекта.
В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо
подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже
доказана.
Наблюдение
В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора
первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном,
целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации
социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается
самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, факторов.
Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение
предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая
накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной
действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их
интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем
больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его
восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей
его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения
повторного наблюдения.
Опрос
Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С
его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае
опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те
стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому
наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании
тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных
отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в
определенных условиях и ситуациях.
Анкетирование
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Интервьюирование
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
Прессовый опрос
Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Почтовый опрос
Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.
Телефонный опрос
Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.
Телевизионный экспресс - опрос
Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:
1. формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;
2. мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";
3. просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);
4. оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;
5. комментирование полученных результатов.
Выборочное обследование.
Принципы выборочного лежат в основе всех методов социологии – анкетного
опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует
две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и
интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии
анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным
или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить
значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с
опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель
) сам задает вопросы и фиксирует ответы.
В зависимости от источника первичной социологической информации
различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным
источником информации выступают представители различных социальных групп,
деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.
Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главный источник информации – компетентные
лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт
позволяет делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких
опросов являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по
интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко
распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы
или оценки. Качество оценок самих результатов зависит от концептуально-
аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.
Почти во всех индустриальных странах проводились и проводятся
социологические эксперименты, доставляющие эмпирическую информацию с
помощью самых разных способов социального измерения. Социальный эксперимент
– это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых
условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают
специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на
нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Под
влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные
изменения в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые
экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, названный
независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект
теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта
или «раствориться» в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на него.
Контент-анализ.
Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из
документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных
статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент
– анализ в социологии – это количественный анализ любого рода
социологической информации. В настоящее время применение этого метода
связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество
этого метода – в оперативном получении фактографических данных о том или
ином социальном явлении на основе объективной информации.
Следует отметить, что в практике социологических и особенно социально –
психологических исследований достаточно широко используются такие методы,
как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости
и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.
Заключение
Итак, в заключение работы сделаем основные выводы.
Современная социология -- это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Социология -- наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.
В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.
В качестве основных структур в ней выделяют:
· макроциологию и микросоциологию
· общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
· теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
· отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);
Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.
Список литературы :
Курбатов В.И. Социология. – М.: Март, 2000.
Радугин А.А., К.А.Радугин. Социология. - М.: Центр, 2001.
Растов Ю.Е., С. И. Григорьев. Начала современной социологии: Учебное пособие. – М., 1999..
Социологический словарь. - Минск: Университетское, 1991.
Ядов В.А. Социология в России. – М.: Ин-т социолог. РАН,1998.
Анкета социологического опроса
«Проявление насилия в семье, масштабы распространения и возможные меры профилактики»
Внимательно прочитайте предложенные вопросы. Пометьте каким-либо знаком выбранные варианты ответов. Если таких вариантов нет, то напишите свой вариант ответа в пункте «Ваш вариант».
Укажите свой пол
Укажите свой возраст
3. Укажите свое социальное положение:
рабочий
специалист со средним образованием
специалист с высшим образованием
предприниматель
безработный
учащийся вуза
учащийся среднего специального учебного заведения
учащийся школы
ваш вариант
4. Известны ли Вам случаи проявления насилия в Вашей семье и в семьях нашего города?
да
нет
ваш вариант
5. В чем проявлялись известные Вам случаи насилия?
физическое насилие (избиение, издевательства с применением силы и др.)
моральное, психологическое насилие (угрозы, оскорбления, запреты и др.)
сексуальное насилие (совершение полового акта, домогательства, сексуальные провокации и др.)
экономическое насилие (манипуляция денежными средствами, финансовая зависимость и др.)
ваш вариант
6. Кто, на Ваш взгляд, чаще всего становится жертвой насилия в семье?
дети
пожилые люди
женщины
мужчины
ваш вариант
7. Каковы, по Вашему мнению, причины насилия в семье?
пьянство
материальные и жилищные проблемы
личная неприязнь
низкий культурный уровень
ваш вариант
8. Обращались ли Вы или известные Вам люди, подвергавшиеся насилию, за помощью?
да
нет
ваш вариант
9. Если обращались, то куда?
в милицию, прокуратуру
к администрации, в профсоюзную организацию по месту работы
к социальным работникам
по телефону доверия
к родственникам, друзьям
ваш вариант
10. Назовите известные Вам государственные учреждения, социальные службы, общественные организации, помогающие женщинам в решении их проблем:
11. Если бы был принят Закон «О насилии в семье», какие бы лично Вы внесли предложения?