Социология Р. Дарендорфа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:47, реферат

Описание

Ральф Густав Дарендорф родился 1 мая 1929 г. Его отец Густав Дарендорф (1901-1954) работал редактором социал-демократической газеты «Hamburger Echo», заседал в городском парламенте, а впоследствии стал депутатом Рейхстага. После прихода нацистов к власти в 1933 г. он был арестован и провел около четырех месяцев в тюрьме. Новая власть приурочила освобождение заключенных к Рождеству, символично обозначив начало примирения всего германского народа, потому что теперь перед нацией стояли новые задачи.

Содержание

Биография Ральфа Дарендорфа.
Социология Р. Дарендорфа.
Теория социального конфликта.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Копия Реферат по соц.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Это не означало, что он не видел недостатков  американского общества и американской социологии, которая, как он полагал, закрывает глаза на многие негативные стороны социальной действительности (антиинтеллектуализм, дискриминация неграждан, высокая бедность в США).

Особенно  критично он оценивал структурно-функциональный анализ (в США его главным представителем был Т. Парсонс). В силу того что  он, этот подход, по его мнению, полностью закрывает глаза на такую фундаментальную характеристику общества, как конфликт. Разработка теории конфликта в либеральном политическом ключе — одно из основных научных достижений Дарендорфа. Идеологическая категория «либеральный» использована здесь не случайно — Дарендорф отрицательно оценивал тенденцию к утрате в социологии ценностных и моральных установок. В силу этого Дарендорф, считавший себя последователем Макса Вебера, критиковал тезис последнего о ценностной нейтральности научного знания.

Дарендорф обращался и к фундаментальной социологической проблематике — элементарным категориям социологии как науки (работа «Homo sociologicus», 1959). Такой элементарной «клеткой» социологического анализа не могут быть понятия «социальное действие» (М. Вебер) или «социальное отношение» (Л. фон Визе). По его мнению, элементарной категорией социологического анализа может быть только понятие «социальная роль». Социальная роль — это комплекс ожиданий, которые общество (основной «раздражитель» человека) адресует индивиду. Эти ожидания выражают долженствование или возможность действий, которые отдельные группы адресуют человеку. Человек социологический — это и есть носитель социальных ролей. Овладение социальной ролью в свою очередь составляет существо процесса социализации. Вступая в различные социальные роли, человек отчуждает часть себя обществу, причём ни одна социальная роль не поглощает человека полностью.

Начиная с 1980-х годов Дарендорф обратился к теме труда и трансформации труда в современном обществе. Согласно одному из его тезисов, труд уходит из современного общества — людей трудно привлекать к работе, которую они, например, начинают считать непрестижной. Смысл труда утрачивается также в силу высокой стандартизации и шаблонных алгоритмов современной трудовой деятельности. Дарендорф искал выход из этой тревожной ситуации. Он полагал, что «общество труда» следует заменить «обществом деятельности» — если труд классически связан с необходимостью, то деятельность, по мнению Дарендорфа, со свободой. Расширение сферы «деятельности» Дарендорф связывал с самодеятельностью и самоорганизацией, а также с феноменом, который Дарендорф называл «инициативой». Любопытно, что многие из «инициатив» относятся к области теневой экономики. Теневые «инициативы» выгодны, поскольку свободны от налогов, но дело не только и даже, видимо, не столько в этом. «Инициативы» также более свободны во многих других отношениях, например с точки зрения распоряжения временем или результатами труда. В теневых «инициативах» выше эффективность труда, выше инициативность и предприимчивость. Инициатива, таким образом, неформальный, часто теневой вызов прогрессирующей рутинизации, стандартизации и бюрократизации человеческой деятельности. 

Теория  социального конфликта

Конфликт  — важнейшая тема для всего  творчества Дарендорфа, которую он разбирал как на теоретически-спекулятивном уровне, так и анализирует эмпирически, на материале конкретных исследований. Он считал, что конфликты являются неотъемлемой особенностью любого общества: даже в наиболее плюралистических они ослабевают, но не исчезают. Теория конфликта Дарендорфа является, как уже упоминалось выше, либеральной, то есть он не считает, что современному обществу присущи непримиримые конфликты (как это принято считать, например, в марксизме), которые непременно должны вести к революции. Для Дарендорфа принципиально, что любой социальный конфликт можно сделать контролируемым, а энергию конфликта превратить в конструктивную силу для созидания новых социальных структур.

Напряжение  конфликта, согласно Дарендорфу, тем сильнее, чем ниже мобильность между конфликтующими сторонами (неважно, располагается ли ось конфликта на горизонтальной или вертикальной оси): «Вертикальная и горизонтальная мобильность, переход в другой слой и миграция всегда способствуют снижению интенсивности конфликта».

Самым бесперспективным способом устранения конфликта являются попытки его  подавления: «В той мере, в какой  социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная злокачественность, вместе с этим стремятся к ещё более насильственному подавлению, пока наконец ни одна сила на свете не будет более в состоянии подавить энергию конфликта».

Согласно  Дарендорфу, конфликты следует не подавлять, а регулировать. Для мирного  разрешения конфликта важно, чтобы  он был манифестирован, организационно оформлен, а затем канализирован в мирное русло по определённым правилам игры. Последние, согласно Дарендорфу, представляют собой типовые соглашения, конституции, уставы и т.п., которые «могут быть эффективны только в случае, если они с самого начала не отдают предпочтения одному из участников в ущерб другому, ограничиваются формальными аспектами конфликта и предполагают обязательное канализирование всех противоположностей».

Не следует  во что бы то ни стало стремиться устранять причину конфликтов. Конфликт — это генератор социальной энергии, которую следует направить в правильное русло, а вовсе не искоренить в её источнике.

Перефразируя  Гераклита, Дарендорф утверждал  следующее: «Возможно, конфликт является отцом всех вещей, то есть движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики».

Лоренц  Йегер в некрологе (Frankfurter Allgemeine Zeitung ) следующим образом очертил глубокую связь научной и личной стороны поведения Ральфа Дарендорфа:

«Вспоминая  о нём, я могу сказать, что свою научную решимость к разрешению конфликтов он выдающимся образом сохранял и в личном поведении. Он был необычайно либеральным собеседником. Ему была совершенно чужда личная обида на то, что его собеседник высказывал взгляды, отличающиеся от его собственных, тем более он не считал это опасностью для идеальной общественной цели. Он учтиво излагал свою позицию, без пылкого усердия, но с величайшей определённостью. И бесконечно верил в возможность некатастрофического разрешения конфликтов…»

Дарендорф различал три основных типа групп. Первый тип — квазигруппа, или «совокупности тех, кто занимает позиции с идентичными ролевыми интересами» Они представляют собой источник существования второго типа группы — группы интересов. Дарендорф так описал эти две группы: Общие модели поведения характеризуют группы интересов, формируемые из больших квазигрупп. Группы интересов есть группы в жестком социологическом смысле; и они являются реальными агентами групповых конфликтов. Они обладают структурой, формой организации, программой или целью и коллективом членов Из всего множества групп интересов возникают конфликтные группы, или те, которые реально участвуют в групповых конфликтах.

Дарендорф считал, что понятия латентных  и явных интересов, квазигрупп, групп  интересов и конфликтных групп  — базовые для объяснения социальных конфликтов. При идеальных условиях другие переменные не понадобятся. Однако поскольку условия никогда не бывают идеальными, в процесс вмешивается множество разных факторов. Дарендорф упомянул такие технические условия, как соответствующий коллектив, а также политические условия и социальные условия. Другим важным для Дарендорфа социальным уеловием был переход людей в квазигруппу. Он считал, что если комплектование носит беспорядочный и случайный характер, группа интересов и, в конце концов, конфликтная группа, вряд ли возникнет. Однако когда набор в квазигруппы структурно обусловлен, эти группы обеспечивают плодородную почву для групп интересов и, в некоторых случаях, конфликтных групп.

Дарендорф утверждал, что когда возникают конфликтные группы, они становятся участниками действий, ведущих к изменениям в социальной структуре. Когда конфликт значителен, происходят радикальные изменения. Когда он сопровождается насилием, структурные изменения будут внезапны. Вне зависимости от природы конфликта, социологи должны понимать отношения между конфликтами и изменениями, а также между конфликтами и существующим положением вещей.

17 июня 2009 г. в Кельне в возрасте 80 лет выдающийся немецкий социолог Ральф Дарендорф ушел из жизни. 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Дарендорф Р. Тропы из утопии. — М., 2003.
  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс (Социологические исследования). — 1994. — № 5.
  3. Тимур Миняжев. «Не пытайтесь упрощать мир, в котором вы живете…». Памяти Ральфа Дарендорфа // Социологическое обозрение. — 2009. — Том 8. — № 2

Информация о работе Социология Р. Дарендорфа