Социология религии Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:45, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть социологические взгляды Г. В. Плеханова.
Задачи работы:
1. рассмотреть Г.В. Плеханова как теоретика социал-демократии;
2. раскрыть социологические взгляды Г. В Плеханова.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Г.В. Плеханов как теоретик социал-демократии…………………….4
2. Социологические взгляды Г. В Плеханова…………………………..6
Заключение………………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Социологические взгляды Плеханова.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

                      Федеральное агентство по образованию

                  Саратовский Государственный Университет

                              имени Н.Г.Чернышевского

              Социологический факультет, заочное отделение 
 
 
 
 
 
 

                                 Контрольная работа

                      по дисциплине: «Спец.семинар 3»

          на тему: «Социологические взгляды Г.В. Плеханова» 
 
 

         Работу  выполнила:

         Студентка 6 курса,613 группы

         Социологического  факультета

         Специальности «Социология»

         Ишина Анна Евгеньевна 
 
 
 

         Работу  проверил (а): 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       

                                         

                                       Саратов – 2012г.

Представительство г.Красноармейск 

Содержание 
 
 

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Г.В. Плеханов как теоретик социал-демократии…………………….4

     2. Социологические взгляды Г. В Плеханова…………………………..6

     Заключение………………………………………………………………16

     Литература……………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — выдающийся представитель российского революционного движения, один из ведущих авторитетов марксистской социологии в России и мире на рубеже веков. Родился в Тамбовской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Примкнул к народническому движению и очень скоро приобрел репутацию его ведущего теоретика. В 1880 г. эмигрировал.

     Возникшие в России сомнения в народнических идеях привели в конечном счете Плеханова к переходу на марксистские позиции.

     Плеханов опубликовал массу работ, посвященных марксистской критике народничества, а в дальнейшем так называемого ревизионизма, и пропаганде марксизма, приобрел значительный авторитет и влияние в кругах международной социал-демократии. Плеханов был одним из организаторов и лидеров РСДРП. Отрицательно относившийся к радикализму и авантюризму ленинцев (большевиков), Плеханов стал лидером так называемых меньшевиков. В 1917 г. вернулся в Россию. Категорически не принял октябрьский переворот — счел его гибельным для страны.

     Литературное наследие Плеханова объемно и многообразно по проблематике. Не подлежит при этом сомнению, что в центре его размышлений всегда были вопросы социологии и любую социальную проблему он стремился рассматривать в социологическом ключе.

     Рассмотрение социальных проблем в социологическом ключе является значимым для настоящего времени, когда существует множество разных социальных проблем. Этим обуславливается актуальность данной работы.

     Цель работы – рассмотреть социологические взгляды Г. В. Плеханова.

     Задачи  работы:

     1. рассмотреть Г.В. Плеханова как теоретика социал-демократии;

     2. раскрыть социологические взгляды Г. В Плеханова. 

     1. Г.В. Плеханов как теоретик социал-демократии 

     Последовательным развитием социальных концепций марксизма на российской почве занялись социал-демократы во главе со своим идейным вождем Г.В. Плехановым.

     Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — крупнейший русский теоретик и пропагандист марксизма, видный деятель российского и международного рабочего и социалистического движения.

     Он учился с 1874 г. в Петербургском Горном институте, но в 1876 г. вынужден был уйти оттуда в связи с революционной деятельностью.

     С 1879 г. Плеханов был одним из лидеров организации «Черный передел». С января 1880 г. и до Февральской революции 1917 г. жил в эмиграции в Западной Европе.

     Плеханов создал в 1883 г. в Женеве первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». Ему принадлежит перевод на русский язык ряда программных работ К. Маркса и Ф. Энгельса.

     Наиболее значимы следующие сочинения Плеханова: "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", (1895), "К вопросу о роли личности в истории" (1898), "Материалистическое понимание истории" (1901), "Основные вопросы марксизма" (1907), "История русской общественной мысли" (1914—1916).

     Он развивал социологическую концепцию политических, экономических и социальных процессов современного ему общества на социетальном уровне1.

     В 1920-х гг. его работы были изданы в России в 24 томах, в Петрограде в рамках Государственной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина был создан исследовательский и библиографический Дом Плеханова.

     Наибольший интерес в социологии представляют выводы Г. В. Плеханова относительно роли масс и личности в истории и характера развития социальной революции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Социологические взгляды Г. В Плеханова 

     Социологические взгляды Г. В Плеханова сформировались у него под воздействием трех мыслителей, наиболее на него повлиявших, — Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса. Особенно он подчеркивал роль Чернышевского. Значительным было и влияние сочинений М. А. Бакунина, из которых Плеханов "вынес великое уважение к материалистическому объяснению истории". Но изучение и перевод на русский язык "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, составив, по признанию Плеханова, эпоху в его жизни, привели его к выводу, что "бакунизм и народничество как революционные учения отжили свой век...". При этом он не сжигал мостов, отмечая, что его марксистское миросозерцание есть "логическое развитие основной мысли" его народнического периода2.

     Будучи цельным и целостным учением, марксизм, по мнению Плеханова, представляет собой универсальную социологическую модель, благодаря которой "наука об обществе сама становится естественной наукой".

     Отсутствие сомнений в каких—либо идеях марксизма очень ярко проявилось в стиле сочинений Плеханова. Большинство из них носит полемический характер, причем основным принципом доказательства неправоты оппонента служит сравнение его взглядов с высказываниями Маркса и Энгельса. В этом выявлялась силлогистичность, доктриналыюсть мышления Плеханова, стремление свести все к одному знаменателю, нетерпимость к иным мнениям как изначально ложным.

     Плеханов стремился представить марксистскую модель в виде строгой системы, дать ее категориальный анализ и тем самым доказать, что марксизм и есть научная философия истории, тождественная социологии.

     "Всякому, — писал Плеханов, — кто хочет заниматься социологией, надо прежде всего дать себе ясный ответ на вопрос о том, где лежит та основная причина, от которой зависит в последнем счете вся совокупность общественных явлений"3.

     Решая эту проблему, "социология становится наукой лишь в той мере, в какой ей удается понять возникновение целей у общественного человека (общественную "телеологию") как необходимое следствие общественного процесса, обусловливаемого в последнем счете ходом экономического развития".

     Такой научной социологией и является исторический материализм Маркса. Конечно, подчеркивает Плеханов, материалистическое понимание истории не дает какой- то "магической формулы" для решения всех проблем, но оно указывает верный путь научного исследования. Достигается это тем, что данная концепция открывает объективные социальные законы, которым подчиняется развитие общества и, следовательно, действия людей.

     Тем самым утверждается материалистический социальный монизм, противоположный всякому антинаучному субъективизму и плюрализму.

     Очень резко и во многих случаях несправедливо критикуя субъективный метод, Плеханов противопоставляет ему марксистский диалектический метод которому мы и обязаны "пониманием истории человечества как закономерного процесса".

     В итоге стало возможным социологическое предвидение, которое, отличаясь малой точностью в предсказании отдельных событий, позволяет достаточно точно определить общий характер и направленность общественных процессов.

     Вслед за Марксом исходным объясняющим принципом социальной науки Плеханов считал первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию4.

     Правда, нигде Плеханов не дает определения общественного бытия, как, впрочем, и многих других базовых понятий экономического материализма, фактически исходя из их обыденного, наивно — реалистического понимания. По его мнению, положение о первичности общественного бытия устраняет дуализм при объяснении социальных явлений. Мыслитель явно не замечал, что на самом деле он этот дуализм утверждает, ибо фактически исходит из параллелизма двух сторон социального, не обращая внимания на тот факт, что духовное имманентно всему тому, что он включает в общественное бытие.

     Столь же аксиоматическим для Плеханова было положение о том, что все стороны социальной жизни, характер деятельности людей, динамика общества определяются способом производства ("экономией") как единством производственных отношений и производительных сил.

     Согласно Плеханову, “понять различие классовых интересов — значит понять ход исторического развития”. Наряду с классовыми интересами существуют интересы общества. “В исторической жизни каждого класса… бывает период, когда его “частный” интерес есть также интерес поступательного движения и тем самым интерес всего общества”. Совпадение интересов и формирование общего интереса происходит, согласно Плеханову, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе5.

     “Каждый класс, — отмечает Плеханов, — всегда прекрасно, хотя и бессознательно, приспосабливает к своим экономическим нуждам свои “идеалы”. Но это приспособление может произойти различным образом, и почему оно совершается так, а не иначе, это объясняется не положением данного класса, взятого в отдельности, а всеми частностями отношения этого класса к его антагонисту (или к его антагонистам). С появлением классов противоречие становится не только двигающим, но и формирующим началом”.

     При этом, принимая марксово деление общества на "базис" и "надстройку", Плеханов стремился конкретизировать соотношение этих элементов и представить структуру общества в системном виде.

     Выражением этого стал так называемый генетический ряд ("пятичленка"), согласно которому выстраивается следующая генетическая последовательность элементов общества:

     1) состояние производительных сил;

     2) обусловленные им экономические отношения (базис);

     3) социально-политический строй, выросший на данной основе;

     4) психика общественного человека;

     5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики (последние три элемента и есть надстройка).

     Как видим, основной рабочей категорией, исходным пунктом "всякого исторического исследования" для Плеханова было понятие производительных сил. Но опять же мы нигде не находим у него определения столь важного для него понятия. Чаще всего производительные силы сводятся Плехановым к орудиям труда, технике6.

Информация о работе Социология религии Спенсера