Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:44, реферат
Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания.
Религия давала
человечеству иллюзию относительной
безопасности, обеспечиваемой помощью
дружественных
В первобытном
обществе возникают тотемизм (представление
о родственной связи всех членов
рода с каким-то видом животных или
растений - тотемом), магия (совокупность
символических обрядовых
К существенным
изменениям в характере религиозных
верований привело разложение родоплеменных
отношений и углубление социальной
дифференциации внутри племен. Социальное
расслоение внутри племен, формирование
племенной аристократии, становление
раннеклассового общества нашли
также свое отражение и в содержании
религиозных представлений. На передний
план выходит задача по обеспечению
регулирования помыслами и
Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.
По мере усложнения
общественных отношений и представлений
преобразуется и усложняется
вся общественная система, в том
числе и религиозная
В развитой форме
религиозные организации
Становление христианской церкви как социальной организации.
Возникновение
и распространение христианства
пришлось на период глубокого кризиса
античной цивилизации упадка ее основных
ценностей. Произошло столкновение
двух различных идей: античной и
христианской. Христианское учение привлекало
многих, разочаровавшихся в римском
общественном устройстве. Оно предлагало
своим приверженцам путь внутреннего
спасения: уход от испорченного, греховного
мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям
противопоставляется строгий
Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис “нет ни эллина, ни иудея” провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в
единении, с одной стороны, и довольно
широкое распространение
История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:
На протяжении
каждой из этих стадий переживали серьезные
эволюционные изменения и вероучение,
и культ, и религиозная организация.
Менялся социальный состав верующих,
возникали и распадались
На второй стадии
при переходе от актуальной эсхатологии
к приспособлению социальный состав
общин менялся. Теперь уже влиятельное
положение в общинах стали
занимать представители состоятельных
слоев общества. Они брали на себя
функцию идеологического и
В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.
Христианство
обладало качествами чрезвычайно важными
во всех отношениях. Его космополитическая
направленность, выработавшаяся в предыдущем
веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни
иудея, ни богатого, ни бедного, перед
богом все равны”, его демократичность
по отношению к социальным низам,
реально не угрожающая правящим слоям
общества, создавали условия наилучшего
распространения в
Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции. (3, стр.160).
С этого времени
церковь как орган управления
приобретает относительную
Заключение
Можно много
спорить о положении религии
в современном обществе. Однако однозначно
оценить ее роль, возможности и
перспективы попросту невозможно. Весь
опыт ХХ в. показал несостоятельность
односторонних прогнозов
На положение
религии в современном обществе
решающее воздействие оказывают
две главные силы современности
- наука и политика. Их эволюция в
современном обществе ведут к
неоднозначным для религии
Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.
Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.(4. стр. 235-237).
В настоящее
время большинство церковных
иерархов и рядовых священнослужителей
стоят на позициях нового осмысления
современных социально-