Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:16, реферат
Возможно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством обосновывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — действительность человеческой жизни, конкретно так и следует её принимать.
1.Введение………………………………………………………………………………………………………….2
2.1.Онтологические критерии науки
2.2.Эпистемологические критерии науки
2.3. Организационно-институциональный критерий науки
3.Заключение.
4.Список используемой литературы
5.Приложения
ФГБОУ ВПО «ВятГГУ»
Факультет философии и культурологи
Кафедра социологии и философии
Реферат по дисциплине «Введение в профессию»
На тему «Социология религии»
Кандидат социологических наук,
старший преподаватель
Бушкова-Шиклина Э.В.
Выполнили студентки группы соц-11
Коростелева Ольга
Баруткина Галина
Киров 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………
2.1.Онтологические критерии
2.2.Эпистемологические
2.3. Организационно-
3.Заключение.
4.Список используемой
5.Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Возможно,
никто не будет спорить, что религия —
это один из важнейших факторов человеческой
истории. Можно, в зависимости от ваших
взглядов, утверждать, что человек без
религии не стал бы человеком, можно (и
это тоже существующая точка зрения) с
равным упорством обосновывать, что без
нее человек был бы лучше и совершеннее.
Религия — действительность человеческой
жизни, конкретно так и следует её принимать.
Роль религии в жизни конкретных людей,
обществ и стран неодинакова. Довольно
сопоставить двух человек: одного — живущего
по законам какой-либо серьезной и изолированной
секты, а другого — ведущего светский
образ жизни и полностью индифферентного
к религии. Так же обстоит дело с различными
обществами и государствами: одни живут
по серьезным законам религии (допустим,
ислама), остальные дают полную свободу
в вопросах веры своим гражданам и вообще
не вмешиваются в религиозную сферу, а
в третьих религия может находиться под
запретом. В ходе истории положение с религией
в одной и той же стране может изменяться.
Броский пример того - Россия. Да и концессии
отнюдь не одинаковы в тех требованиях,
которые они предъявляют к человеку в
собственных правилах поведения и кодексах
морали.
Религии могут объединять людей или разъединять
их, вдохновлять на созидательный труд,
на подвиги, призывать к бездействию, покою
и созерцанию, способствовать распространению
книжности и развитию искусства и в то
же время ограничивать какие - либо сферы
культуры, накладывать запреты на отдельные
виды деятельности, науки и т.Д. Её роль
для всего общества, для отдельной группы
людей либо для конкретного человека может
быть различна. Совместно с тем можно говорить,
что религии традиционно свойственно
делать по отношению к обществу и отдельным
личностям определенные функции. Вот они:
во-первых, религия, являясь мировоззрением;
во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное ублажение, опору; в-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне изменяется и становится способен нести идеи собственной религии, утверждать добро и справедливость (так, как соображает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает либо оскорбляет его; в-четвертых, религия заведует поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов; в-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ НАУКИ
Социолог имеет дело с
религией как социальным феноменом,
т.е. религиозным поведением как
разновидностью коллективного поведения,
как одной из систем социальных действий.
Хотя социология имеет дело и с
индивидом, все же главными объектами
ее исследования являются человеческие
общности и те социальные отношения,
существование которых
Приложение 1
Характеристика социологии религии.
Критерии науки |
Характеристики критериев |
1)Онтологические |
а) Объекты - человеческие общности и те социальные отношения, существование которых обеспечивает поддержание сети и взаимосвязанных действий их членов. б) Предмет – религиозные
группы, их образование и |
2)Эпистемологические |
а) Предпосылки возникновения
данной отрасли социологии были заложены
в эпоху французского Просвещения. К этому
времени накопился богатый фактографический
материал по истории христианства и не
европейских религий, требовавший упорядочения
и осмысления. Многие идеологи французского
Просвещения сформировали критический
интерес к религии как социальному институту. Позитивистская
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современных этапах мирового общества уровень социального изучения религии возрос, вследствие того, что многие деятели государств мира осознали роль религии в формирования поведения человека в обществе. Немаловажную роль имеет активизация религиозной пропаганды, а также стремление новых государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий. Религия-это одна из основных ценностей, ориентир, с помощью которого можно регулировать поведение и сознание личности.
Признание суверенитета религии над областью предельных мировоззренческих значений и ограничений сферы своей компетенции «мирской реальностью». Религиозной культуре прививается как бы «внутренняя светскость», не выходящая, однако, за достаточно четкие определенные рамки. Таким образом религия формирует своего рода «буферную зону», позволяющая ей - как на уровне социальных институтов, так и на уровне сознания отдельных верующих - избежать секуляризации, т.е растворения.
Религия постепенно становится одной из важнейших частей духовной культуры народов, важным социальным институтом, призванным восстановить утраченную связь времен и этнокультурную идентичность.