Социология религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:16, реферат

Описание

Возможно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством обосновывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — действительность человеческой жизни, конкретно так и следует её принимать.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………………….2
2.1.Онтологические критерии науки
2.2.Эпистемологические критерии науки
2.3. Организационно-институциональный критерий науки
3.Заключение.
4.Список используемой литературы
5.Приложения

Работа состоит из  1 файл

свой реферат по введению.docx

— 22.27 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО «ВятГГУ»

Факультет философии и культурологи

Кафедра социологии и философии

 

 

 

Реферат по дисциплине «Введение в  профессию»

На тему «Социология религии»

 

 

 

 

Кандидат социологических наук,  
старший преподаватель 
Бушкова-Шиклина Э.В. 
Выполнили студентки группы соц-11 
Коростелева Ольга 
Баруткина Галина

 

Киров 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение………………………………………………………………………………………………………….2

2.1.Онтологические критерии науки

2.2.Эпистемологические критерии  науки

2.3. Организационно-институциональный  критерий науки

3.Заключение.

4.Список используемой литературы

5.Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возможно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством обосновывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — действительность человеческой жизни, конкретно так и следует её принимать. 
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и стран неодинакова. Довольно сопоставить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо серьезной и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и полностью индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по серьезным законам религии (допустим, ислама), остальные дают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может изменяться. Броский пример того - Россия. Да и концессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в собственных правилах поведения и кодексах морали. 
Религии могут объединять людей или разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие - либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.Д. Её роль для всего общества, для отдельной группы людей либо для конкретного человека может быть различна. Совместно с тем можно говорить, что религии традиционно свойственно делать по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они: 
во-первых, религия, являясь мировоззрением;

во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное ублажение, опору; в-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне изменяется и становится способен нести идеи собственной религии, утверждать добро и справедливость (так, как соображает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает либо оскорбляет его; в-четвертых, религия заведует поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов;  в-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению.

 

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ  КРИТЕРИИ НАУКИ

Социолог имеет дело с  религией как социальным феноменом, т.е. религиозным поведением как  разновидностью коллективного поведения, как одной из систем социальных действий. Хотя социология имеет дело и с  индивидом, все же главными объектами  ее исследования являются человеческие общности и те социальные отношения, существование которых обеспечивает поддержание сети и взаимосвязанных  действий их членов. Предметом социологии религии являются религиозные группы, их образование и функционирование. При этом наряду с изучением религии  в качестве одной из автономных областей социальной жизни влияние на деятельность религиозных групп и поведение  религиозных людей внешних по отношению к ним факторов, с  одной стороны, а с другой - последствия и значения деятельности религиозных групп для более широких объединений и обществ, к которым они принадлежат. Религия рассматривается, таким образом, как социальный институт, как социальный институт, как комплекс образцов поведения и взаимоотношений, достаточно внутренне связанных, чтобы отграничивать их от других сфер социального поведения, с одной стороны, и, что не менее важно, - выявить религиозную мотивацию социального поведения, влияние религии на другие сферы жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Характеристика социологии религии.

Критерии науки

Характеристики критериев

1)Онтологические 

а) Объекты - человеческие общности и те социальные отношения, существование которых обеспечивает поддержание сети и взаимосвязанных действий их членов.

б) Предмет – религиозные  группы, их образование и функционирование.

2)Эпистемологические

а) Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. К этому времени накопился богатый фактографический материал по истории христианства и не европейских религий, требовавший упорядочения и осмысления. Многие идеологи французского Просвещения сформировали критический интерес к религии как социальному институту. Позитивистская методология Огюста Конта и рационалистическая гносеология Иммануила Канта сформировали методологическую основу анализа религии. 
Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля. 
Эмиль Дюркгейм одним из первых начал анализа религии, в 1897 году он исследовал самоубийства среди католических и протестантских групп населения, дал описание основных функций религиозного ритуала. Работы Макса Вебера подчеркнули взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества, а также заложили основу типологии религиозных групп и религиозного лидерства. Дюркгейм также изучал вопрос о ранних формах религии. 
Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма. 
б) Понятия: социология религии, религия, религиозные группы, религиозные организации, религиозные отношения. 
в) Законы:  
г) Методы:  
д) Функции: компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, культурнотранслирующая. 
е) Направления:

  • Эволюционизм в социологии религии (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель)
  • Функционализм в социологии религии (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Н.Луман, Р.Мертон)
  • Неоэволюционизм в социологии религии (Р.Белл, М.Вебер)
  • Конфликтологические теории религии (марксистская теория религии) 
    ж) Отрасли:  
    з) Ученые: Гоббс, Локк, Юм, Руссо, Кант, Фейербах, Маркс, Конт, Спенсер, Дюркгейм, Малиновский.
   
   

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На  современных этапах мирового общества уровень социального изучения религии  возрос, вследствие того, что многие деятели государств мира осознали роль религии в формирования поведения  человека в обществе. Немаловажную роль имеет активизация религиозной  пропаганды, а также стремление новых  государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной  поддержки ведущих религиозных  конфессий. Религия-это одна из основных ценностей, ориентир, с помощью которого можно регулировать поведение и  сознание личности.

Признание суверенитета религии над областью предельных мировоззренческих значений и ограничений сферы своей  компетенции «мирской реальностью». Религиозной культуре прививается  как бы «внутренняя светскость», не выходящая, однако, за достаточно четкие определенные рамки. Таким образом  религия формирует своего рода «буферную  зону», позволяющая ей - как на уровне социальных институтов, так и на уровне сознания отдельных верующих - избежать секуляризации, т.е растворения.

Религия постепенно становится одной из важнейших  частей духовной культуры народов, важным социальным институтом, призванным восстановить утраченную связь времен и этнокультурную идентичность.

 


Информация о работе Социология религии