Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:32, реферат
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
I. Введение…………………………………………………………... 2 стр.
II. Семья как социальный институт и малая группа
1. Исторический взгляд на брак.………….............................. 4 стр.
2. Классификация семейно-брачных отношений…………... 5 стр.
III. Общественное и индивидуальное значение семейных функций……………………………………………………………. 6 стр.
IV. Характерные признаки семьи, основные аспекты ее изучения………………………………………………………….... 10 стр.
V. Заключение………………………………………………………... 12 стр.
VI. Список литературы……………………………………………….. 13 стр.
Алматинский институт энергетики и связи
Кафедра социальных дисциплин
Семестровая работа №1
по социологии
Тема: «Социология семьи»
Алматы 2010
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение…………………………………………………………
II. Семья как социальный институт и малая группа
1. Исторический взгляд на брак.………….....................
2. Классификация семейно-брачных отношений…………... 5 стр.
III. Общественное и индивидуальное значение семейных функций……………………………………………………………
IV. Характерные признаки семьи, основные аспекты ее изучения…………………………………………………………
V. Заключение……………………………………………………
VI. Список литературы……………………………………………….. 13 стр.
Введение.
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
1. Почему люди живут семьями?
2. Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает “давление” на семью?
4. Всегда ли существовала семья?
5. Сохранится ли семья в будущем?
6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?
Ведь сегодня по статистике по количеству разводов на первом месте стоят наши соседи, Россия (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу. И начнем, пожалуй, с экскурса в историю, так как именно в истории необходимо искать ответы на волнующие вопросы.
Исторический взгляд на брак.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального государства”, в целях достижения сплоченности общества, он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство.
Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: “Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья...Таким образом, семья – это прообраз политических обществ, пренштель – это подобие отца, народ – детей.”.
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816-1887), автор работы “Материнское право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818—1881) “Древнее общество”. Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно- экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что “семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество”.
Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В.И.Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.
Классификация семейно-брачных отношений.
В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной “постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем”. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. “Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива”.
Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу – запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.
Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только лишь их природой, и браком, как социально регулируемым отношением между полами. С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытного строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами другого рода. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:
1) она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;
2) жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связь с другими человеческими объединениями;
3) таким путем можно было достичь внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы.
Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств.
К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).
Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор. Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.
Общественное и индивидуальное значение семейных функций.
Как уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А.Маслоу, делится на:
1) физиологические и сексуальные потребности;
2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
3) социальные потребности в общении;
4) престижные потребности в признании;
5) духовные потребности в самореализации.
Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.
В литературе времен “застоя” принято считать, что основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.
Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Э.Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие. Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской солидарности, утверждает Э. Дюркгейм.
Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением “воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий”.