Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Содержание

1. Социология семьи как наука и учебная дисциплина 3
1.1. Основные понятия социологии семьи 4
1.2. Эволюция социологии семьи 6
1.3. Взаимосвязь семьи и общества 6
3. Семья как социальный институт и малая социальная группа 11
4. Структура и социальные функции семьи 14
5. Жизненный уклад семьи и типы семейно-брачного поведения 18
6. Межличностное взаимодействие и особенности социализации в семье 19
7. Становление и развитие социологии в России 23
Заключение 26
Библиографический список 27

Работа состоит из  1 файл

социология семьи.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли на макро - и микроуровнях анализа. При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы.

В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как "единство взаимодействующих личностей". Изучение семьи как социального института в своем развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть, как из многообразия результатов семейного поведения складываются "макротенденции" изменения семьи.

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы.

Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений.

Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

4. Структура и социальные функции семьи

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на понятия «структура семьи» и «типология семейных структур» Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в зтносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется, но отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще партнерская семья, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи, среднедетная и многодетная семья. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Следует сказать, что семья выполняет множество функций, необходимых для ее функционирования. В этом смысле все семейные функции являются главными. Однако необходимо различать среди них те особенные функции, которые присущи только семье и позволяют отличать семью от других институтов. Поэтому следует выделить специфические и неспецифические функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

К неспецифическим функциям семьи относят:

* накопление и передача собственности и статуса;

* организация производства и потребления;

* домохозяйство;

* отдых и досуг;

* забота о здоровье и благополучии членов семьи;

* создание микроклимата в семье.

Эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.

Подобная "прогрессистская" точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".

5. Жизненный уклад семьи и типы семейно-брачного поведения

Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом изменения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменение семьи в ходе жизни привело к понятию "семейного цикла жизни" или "жизненного цикла семьи". Возможно, слово "цикл" здесь неточно, т. к. только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социально-психологической целостности. Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояний семейной атмосферы, термин цикл семейной жизни применим для характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной схеме стадий функционирования семьи.

6. Межличностное взаимодействие и особенности социализации в семье

Взаимоотношения между людьми в группах являются фундаментальными в мире действия, где люди рассматриваются с точки зрения их поведения под влиянием других людей. Такие взаимоотношения могут устанавливаться в семье, где поведение взрослых членов этой малой группы потенциально влияет на детей.

Такие взаимосвязи в семейных отношениях постоянны, они носят вербальный, физический, эмоциональный и другие черты характера, которые являются важными в дальнейшем развитии жизни человека.

Если учесть учение Форсайта (1983), который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся под влиянием друг друга через социальную взаимосвязь, то семья и есть такая группа (1).

Процесс взросления человека окончательно завершается примерно к тридцати годам, с этого времени сформировавшаяся у него индивидуальная психология, а также система личностных ценностей и взглядов на окружающую действительность уже существенно не изменяются на протяжении всей остальной жизни. Он занимает более прочное место в социальной структуре общества, а свою неудовлетворенность жизнью, социальную мобильность, поиск идеала передает как эстафету будущему поколению.

Социализация на ранних этапах становления и развития личности, которую иначе называют первичной, связана с прямым воздействием на человека, его непосредственным окружением. И главная роль здесь принадлежит родителям - первичным агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, чтится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя это активный период. Эго - имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.

По мнению 3.Фрейда, новорожденный является еще беспомощным существом с неуправляемой энергией. Ребенок должен знать о том, что его потребности и желания не могут быть удовлетворены сию же минуту. Для него это болезненный факт. В этот период родители замечают, что у ребенка появляются эротические черты; он отличает себя от представителей противоположного пола, а также наблюдает за взаимоотношениями отца и матери. По мнению Фрейда важно, чтобы в этот период у него не сформировался "эдипов комплекс" - эротическое чувство к матери и антагонизм по отношению к отцу. Ребенок обычно подавляет эти чувства на уровне бессознательного. Это важная стадия формирования личности (2).

Джорд Гербет Мид в своей теории личности главное внимание уделяет тому, как дети учатся использовать понятия "я" и "мы". С его точки зрения, дети младшего возраста развиваются прежде всего как социальные существа за счет имитации действия взрослых. Он полагает, что игра является одним из основных способов социализации ребенка. В игре дети подражают взрослым, переходя от простых имитационных действий ко все более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых. Именно на этой стадии ребенок осознает себя, отличает себя от других, свое "я" от "мы".

"Я" - несоциализированный младенец со спонтанными желаниями, а "мы" означает "социальное я" (3).

Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и в этом возрасте, по определению Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется.

И здесь отношения родителей к своим детям являются как бы распределительным пунктом, развивающим одни и подавляющим иные способности, возможности.

Семья может не выполнять свою социализационную, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня и нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, отчуждение, нелюбовь и т.д.

Переходное общество, в котором мы живем, характеризуется тем, что в нем численно увеличивается число таких семей, которые не выполняют свои социокультурные функции.

Сегодня при рассмотрении социализации детей в семье необходимо учитывать соотношение семьи со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный авторитет общественного восприятия, отрицающий семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений.

Информация о работе Социология семьи