Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:13, реферат
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль социологии, изучающая социологию семьи - социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших
отличительных особенностей этой системы заключается в том, что социология семьи
одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы .
Социология семьи
СОЦИОЛОГИЯ
СЕМЬИ - отрасль
социологии, изучающая социологию семьи
- социальную систему воспроизводства
человека, основанную на кровном родстве,
браке или усыновлении, и объединяющую
людей общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью.
Одна из важнейших
отличительных особенностей этой системы
заключается в том, что социология
семьи
одновременно обладает характерными чертами
социального института и малой социальной
группы .
Как социальный институт социология семьи
обладает моральным и правовым узаконением,
общественной и государственной поддержкой,
характеризуется
совокупностью социальных норм, санкций
и образцов поведения,
регламентирующих взаимоотношения между
супругами, родителями и детьми и
другими родственниками (например, между
прародителями и внуками,
братьями и сестрами и др.). При анализе соц.семьи как
социального института
обычно рассматриваются не конкретные
С.,(Сокращение С. - социология
семьи) а образцы
семейного поведения,
специфичные для определенного типа культуры
или социальных групп,
характерные роли и распределение власти
в С. В качестве малой
социальной группы С. функционирует
как основанная на браке, кровном родстве
или усыновлении (удочерении) социальная
общность ,
члены которой связаны единством быта,
взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью. При
анализе С. как социальной группы
основное внимание обращается на специфику
формальных и неформальных
санкций в сфере брачно-семейных отношений,
выяснению причин и мотивов,
вследствие которых люди женятся, любят
или ненавидят, мстят друг другу,
стремятся иметь детей или не иметь их,
а их брачный союз оказывается
устойчивым или неустойчивым, счастливым
или нет.
С.С. уделяет первостепенное
внимание выяснению структуры и функций
С. Структура С. - это не только ее количественный
состав и число
совместно живущих поколений, но и система
позиций, социальных ролей
отношений ее членов. По структурным особенностям
различаются С.
нуклеарные и расширенные. Нуклеарная
С. - это семейная
структура, состоящая из взрослых родителей
и детей, находящихся на их
иждивении. В большинстве обществ именно
такая С. считается важным и
даже основным социальным объединением. Расширенная
С. - такая
семейная структура, которая помимо нуклеарной
С. (супругов и их детей)
включает других родственников, например,
дедушку и бабушку, внуков,
дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
Структура С. далеко
не всегда совпадает со структурой брака,
что
обусловлено различиями этих двух тесно
связанных друг с другом, но
все-таки разных социальных явлений.
С. - это групповое
взаимодействие внутри малой социальной
общности,
члены которой связаны единством быта,
взаимной помощью и моральной
ответственностью. А брак - это определенное правовое
отношение, порождающее права и обязанности
вступивших в брачный союз
мужчины и женщины по отношению друг к
другу и к детям. В реальной
действительности брак функционирует
как социально признанный союз полов
между двумя или большим количеством индивидов.
По своим структурным
параметрам выделяются следующие формы
брака:
1) Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной, наиболее распространенная форма брака в современных развитых обществах;
2) Полигамия - брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающий в двух основных разновидностях: полигиния - брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;
3) Групповой брак - брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
В зависимости от предпочитаемого партнера брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени).
По мере развития
общества брак из преимущественно
института все больше превращается в морально-правовой
союз мужчины и
женщины, основанный на любви, личном выборе.
Происходит
перераспределение обязанностей мужа
и жены в экономическом обеспечении
С., ведении домашнего хозяйства и воспитании
детей. В результате
ослабления давления экономических и
правовых уз в современной С.
возрастает роль внутрисемейных отношений
в обеспечении ее устойчивости
и прочности.
Функции социологии
семьи органично связаны, с одной стороны,
с интересами
общества, а с другой - с интересами, запросами
и ожиданиями личности,
входящей в состав семейной группы. С.,
функционирующая в качестве
социального института, тесно связана
с производством и распределением
материальных благ. Включаясь в процесс
производства материальных благ,
трудоспособные члены С. осуществляют
функцию добывания средств к жизни,
в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних
членов С., т.е. экономическую
функцию.
Успешное осуществление С. данной функции
позволяет ей непосредственно
включиться в экономическую структуру
общественного производства,
благотворно влиять на нее и вместе с тем
определяет уровень
материального благосостояния С. как особого
социального института. С
ней тесно связана хозяйственно-бытовая
функция, проявляющаяся в
оказании хозяйственно-бытовых услуг
одними членами С. другим.
Совместное ведение хозяйства повышает
удовлетворенность обоих супругов
как бытовой устроенностью семейной жизни,
так и хозяйственностью
супруга, но одновременно снижает уровень
социальной напряженности и
конфликтности, возникающей тогда, когда
в С. хозяйничает один из
супругов.
Важнейшей функцией
С. как социального института и малой социальной
группы является репродуктивная
функция, реализуемая в биологическом
воспроизводстве населения и в
удовлетворении естественной потребности
в детях. Она включает в себя не
только физическое (деторождение), но и
духовно-нравственное
воспроизводство человека в С.: духовно-нравственная
потребность в
ребенке, стремление иметь его от любимого
человека, иметь духовное
родство с детьми.
Весьма существенной функцией, осуществляемой С. как социальной группой, является функция среды формирования прочныхустойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий трех родов: 1) супружества (между мужем и женой - любовь, эмоциональная поддержка, духовное общение, физиологическая совместимость и т.п.); 2) родительства (рождение и воспитание детей); 3) родства(взаимодействие с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, внуками, дядями, тетями и др.).
Важной функцией,
свойственной С., является осуществление первичного
социального контроля.
Ее содержание составляют моральная регламентация
поведения членов С. в
различных сферах жизнедеятельности,
а также регламентация обязательств
между супругами, родителями и детьми,
представителями старшего и
младшего поколений. Сюда входит формирование
и поддержание моральных и
правовых санкций при нарушении социальных
норм членами С.
Весьма существенное
значение имеет воспитательная
функция С.,
осуществляющая социализацию молодого
поколения и определяющая
ответственность родителей за духовно-нравственное,
эстетическое,
патриотическое, физическое воспитание
детей, их личностную и
гражданскую самореализацию.
С ней тесно соприкасается
и взаимодействует функция
духовного общения,
обеспечивающая развитие членов С., их
духовное взаимообогащение,
поддержание дружеских отношений и моральную
ответственность друг перед
другом.
С. выполняет в
обществе и социально-статусную
функцию,
определяющую важную роль С. в воспроизводстве
социальной структуры
общества. Ее содержание реализуется в
предоставлении членам С.
определенного статуса и в удовлетворении
их потребностей в социальном
продвижении к более благоприятным и престижным
статусам и ролям.
Досуговая функция
С. имеет своей целью организацию
рационального и благотворного для членов
С. проведения свободного
времени, оказание им поддержки в развитии
своих способностей и
талантов, в удовлетворении потребностей
в совместном ведении досуга,
взаимообогащении интересов.
С нею взаимопереплетается рекреа
ориентированная на совместный отдых
членов С., на восстановление их
сил, израсходованных в процессе труда
или обучения.
Существенную роль
играет эмоциональная
функция С.,
направленная на эмоциональную стабилизацию
семейных отношений,
получение индивидами психологической
поддержки в С., удовлетворению их
потребности в любви и личном счастье.
Невозможно представить
С. без выполнения ею сексуальной
функции,
без которой невозможно осуществление
репродуктивной и некоторых других
функций. Сексуальная функция включает
в себя удовлетворение сексуальных
потребностей мужа и жены и определенный
контроль за способами
реализации этих потребностей, направленность
которых должна переходить
от сексуальных ориентаций от "Я"
к "Мы" - концепции.
Семейные функции
действуют не отдельно друг от друга,
а образуют
динамичную и целостную систему, которая
развивается в течение всех
жизненных циклов С., но развитие это протекает
успешно и благотворно
для всех только в том случае, если членов
С. связывают глубокие и
сильные эмоциональные связи, прежде всего
любовь. Любовь - это
сложное, интенсивное, напряженное и относительно
устойчивое интимное
чувство индивида, физиологически обусловленное
сексуальными
потребностями и выражающееся в стремлении
быть с максимальной полнотой
представленным своими личностно-значимыми
чертами в жизнедеятельности
другого таким образом, чтобы пробуждать
у него потребность в ответном
чувстве той же интенсивности, напряженности
и устойчивости. "Любовь, -
по утверждению С.Л. Франка, - есть всеобщее
драгоценное благо, счастье
и утешение человеческой жизни - более
того, единственная подлинная ее
основа, - это есть истина общераспространенная,
как бы прирожденная
человеческой душе".
Сейчас много говорят
о свободе любви, спорят о том,
что включает в
себя это понятие. Подчеркнем: свобода
любви - это не "свобода перемены
сексуальных партнеров или мужей и жен",
а свобода при вступлении в брак
от утилитарных соображений (богатство,
влиятельные связи будущего
супруга и т.п.). от влияния различных предрассудков
(сословных,
национальных, религиозных, субкультурных
и др.), от вмешательства
третьих лиц - родителей, друзей, сослуживцев
и т.д., т.е. свобода
заключать семейный союз по личной склонности,
по личному выбору, по
любви. Только свобода может обеспечить
устойчивое и прочное супружеское
счастье, чего так часто, к сожалению, не
хватает многим современным С.
Взаимопереплетение
и взаимоусиление функций С. оказывает
благотворное влияние на социальное самочувствие,
психическое состояние
и физическое здоровье человека. Установлено
в частности (данные
исследований, проведенных итальянскими
социологами), что женатые
мужчины умирают от болезней
сердца на 34,6% реже, чем холостые, и на
105,6% реже, чем разведенные; от рака
легких - на 14,3% реже холостых и на 132,1%
- разведенных; от рака
пищевода - реже холостых на 40,7%, разведенных
- на 77,8%; от гипертонииреже холостых
в 2 раза, реже разведенных - в 2,5 раза; от цирроза
печени реже холостых в 3 раза и разведенных
- в 7 раз.
С.С. изучает не только
структуру и функции С., но и
распределение
властных отношений в ней, которые радикально
изменялись на протяжении
истории ее развития. В условиях раннего
периода первобытнообщинного
строя, в котором главная роль в сохранении
устойчивости рода и в
воспроизводстве детей и в наследовании
имущества отводилось женщине, власть в
С. принадлежала женщине, в первую очередь
матери, а такая С. называется матриархальной.
На более поздних
стадиях исторического
роль в хозяйственной деятельности, в
обществе и в С. приобрели мужчины
(это происходило в условиях разложения
первобытнообщинного строя,
возникновения частной собственности,
классов и государства), а
наследование имущества стало осуществляться
по мужской линии, семейная
система стала патриархальной. Этот
термин обозначает власть
мужчин
над другими членами С. Такой тип властных
отношений в С. считается
общепринятым и часто узаконенным в Германии,
Японии, Бразилии. Иране,
Таиланде и многих других странах.
В последние два-три
десятилетия по мере увеличения числа
работающих
женщин и роста их экономической самостоятельности
во многих
индустриально развитых странах - США,
Франции, Швеции, России, Беларуси
и др. - влияние и власть в С. распределяется
между мужем и женой почти
в равной степени. Такая семейная система
называется эгалитарной (от
франц. эгалите - равенство).
Рассмотренные три
типа отношений характеризуют еще
один важный
аспект структурной динамики С. - структуру
власти и лидерства в
семейной общности. Этот аспект органически
взаимосвязан с другим - с
ролевой структурой С., с распределением
в ней ролей мужчин и женщин.
Эта сторона семейной жизни обстоятельно
исследована Е. Весельницкой,
которая выявила и детально охарактеризовала
несколько типичных семейных
ролей и их значимость для семейного благополучия.
Таковы, например,
характерные для мужчины в С. роли "хозяина",
"воина", "шкафа",
"авантюриста", для женщины - "хозяйки",
"подарка", "приза", "музы"
и др.