Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:25, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в изучении института семьи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть зарубежные концепции института семьи.
2. Изучить отечественные концепции института семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ I. ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СЕМЬИ В
СОЦИОЛОГИИ

РАЗДЕЛ II. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СЕМЬИ В
СОЦИОЛОГИИ

РАЗДЕЛ III. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Реферат социология.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)


Зарегистрировано «___»_____20___г.

________ __________________________

                                                                                         Подпись расшифровка подписи)

 

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«белгородский государственный университет»

 

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

 

 

 

                 СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

                                           Реферат 

Студентки дневного отделения 2 курса группы 181006

                           Специальности «Социология»

                           по дисциплине «Общая социология»

                                 Мгерян Дианы Акоповны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Научный руководитель:

кандидат социологических наук,

доцент Белых Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

                                БЕЛГОРОД 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

             

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

                                                                                                                                 

РАЗДЕЛ I.  ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СЕМЬИ В                                     

                     СОЦИОЛОГИИ                

 

РАЗДЕЛ II.  ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СЕМЬИ В

                       СОЦИОЛОГИИ  

 

РАЗДЕЛ III.  ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

       Актуальность данной работы заключается в том, что во всех западных и отечественных концепциях социологии непременно имеются разделы по семье и браку. Интерес к данной теме связан с тем, что семья это важнейший социальный институт  воспроизводства и социализации новых поколений.
Социальное значение семьи всегда привлекало внимание всех социологов, начиная от зарождения социологии до наших дней, как зарубежных, так и отечественных специалистов.
Цель данной работы состоит в изучении института семьи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Рассмотреть зарубежные концепции института семьи.

2.      Изучить отечественные концепции института семьи.

3.      Обобщить и систематизировать рассмотренные концепции понятия, значения, структуры и функции семьи.

       Особый интерес данной проблемы связан еще и с тем, что институт семьи выделяется из других институтов общества, а следовательно он имеет другие функции, цели  и потребности общества. Семья признается всеми социологами основным носителем образцов культуры и воспитания, которые наследуются  из поколения в поколение, а также являются условием социализации личности. Образцы поведения, сформированные в детстве семьей, являются наиболее устойчивыми. В семье человек занимает статусы и обучается ролям, также усваивает нормы поведения и получает основы образования. Семью можно считать первичной формой  жизни людей в группах, так как в ней проявляется умение жить в обществе, заботиться о несовершеннолетних, содержать их и уметь поддержать и помочь взрослых детям. Поэтому, проблема изучения семьи остается актуальной  и в настоящее время.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I.  ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ

 

       Надо отметить, что до XIX века семья изучалась как микромодель общества, семейные отношения рассматривали как микромодель всего общества, а само общество рассматривалось  как разросшаяся вширь семья.
Одними из первых ученых, обратившихся к проблеме семьи стали                И.Я. Бахофен[1] и Дж.Ф. Мак-Леннан[2]. Данные авторы изучили изменчивость форм брака и семьи в ходе исторического процесса, а также к идее перехода матриархата к патриархату - независимо друг от друга. И.Я. Бахофен создал теорию  гетеризма[3] как состояния, через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, которая основывается на материнском праве и высоком положении женщин в обществе, называемую «гинекократия».
       Концепции матриархата и развития семьи во времени нашли поддержку у  М.М. Ковалевского, Л. Моргана и Ф. Энгельса.
Формы брака и семьи, их изменчивость для эволюционного подхода была описана в трудах американского антрополога Льюиса Г. Моргана, в 1868 г. , который  в 1870 г.  напечатал книгу «Системы родства и свойства человеческой семьи».Труд Моргана состоял в том, что он четко разделил род от семьи, доказав,  что он является экзогамной группой, между людьми в  которой невозможны отношения в браке.
Таким образом, согласно Моргану, первобытный род не мог состоять из семей. В заключении своей концепции исследователь приходит к выводу, что  одной из первых форм  рода оказывается материнский род, который является основой  коллективного хозяйства .
       Фридрих Энгельс разработал совсем иную концепцию, в которой он доказал, что развитие коллективной собственности и появление частной  ведет от материнского рода к отцовскому и превращает  семью в моногамную.    Ф.Энгельс доказал, что моногамная семья - не итог индивидуальной любви, а сущность экономических условий господства мужа и что рождение детей, которые наследуют его богатство, является истинной целью  брака.
      Английские этнографы Л. Файсон и Э. Тайлор, и в особенности У. Риверс разработали теорию, где доказывали, что в ходе соединения двух матрилинейных[4] племен происходит родовая организация. Согласно их теории, род состоит из двух половин, в каждой из которых женщины и мужчины не имеют права вступать в брак друг с другом, а так же искать себе мужей и жен в другой половине своего рода.
       Более совершенным является так называемый эволюционный подход к изучению семьи. Согласно этой концепции семья есть такой социальный институт, который сохраняет свои формы в ходе истории и свою социальную суть. Однако, минус социального подхода состоит в том, что эволюционисты полагают, что семья как социальный институт является наиболее неизменной социальной системой в историческом развитии по сравнению с другими социальными институтами. К наиболее известным приверженцам эволюционизма можно отнести таких социологов как Вестермарк, Кунов, Гроссэр и др. Основная суть их утверждений состоит в том, что они оспаривают положения сторонников Тейлора, но после выхода работ Г. Спенсера, Гиллена, Фрезера,  взгляды и положения сторонников патриархата оказываются ошибочными.
       Однако, не смотря на все положения данных социологов можно выделить одну общую линию во всех их концепциях:

1) Все эти социологи полагают, что счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу.

2) На первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, существует обширная свобода брачных сношений, и именно она является основополагающей для данной эпохи.

3) Эволюционирование института семьи состоит в постепенном ограничении свободы половой жизни .

       Однако, необходимо отметить, что семья как институт, всегда осуществляет определенные функции, а заодно и такие социальные изменения, которые способны разрушить ее.
       Следующей социологической концепцией является функциональный подход, который изучает составную часть семьи как социального института. Наиболее типичным представителем функционального подхода является Э. Дюркгейм, который как «отец функционализма» считал, что поиск причисляемых семье механизмов солидарности и сплоченности включает и функции каждого члена семьи в семейной жизни. Нарушение равновесия семейной жизни может привести к суициду. Э. Дюркгейм рассматривал сущность разводов, потому что  они были причиной разрушения и подрыва социальных норм.
       Роль Дюркгейма в структурно-функциональном анализе семьи весьма высока в истории социологии. Он заметил, что семья теряет много важных  функций, уменьшается число людей в современной семье .
       Рассмотрим теперь концепцию Эдварда Вестермарка. Его работы считаются связующим звеном между эволюционным и функциональным подходами.  В труде «История брака» Вестермарк показал на много примеров, что брачные отношения признаются таковыми лишь при появлении беременности и рождении ребенка и что ,поэтому не семья коренится в браке, а брак считается истинным благодаря наличию семьи. Изучая исторические формы семьи,  Вестермарк говорил о равности развития и выводил из табу инцеста смену типов брака, возникновение экзогамии[5].  Дж. Мэдок обнаруживает наиболее полное соединение историко-эволюционной и функционалистической точек зрения. По его мнению, семья не есть функция физиологии, она нечто институциональное, семья это чисто социальный феномен, искусственный, а не естественный.
       Для адаптации к среде и выживания людям не надо изменяться  в физиологическом аспекте, достаточно лишь, поменять нормы поведения и изменить культуру, которая передается из поколения в поколение.
       Человек не изменяется анатомически веками, а вот культурные формы очень изменчивы. Они порождаются самим человеком в среде, и, значит, функциональное и эволюционное взаимно дополняют друг друга.
Функциональный подход много внимания уделяет анализу исторического перехода семейных функций к иным социальным институтам, при котором существует замена экономико-производственной, религиозной, образовательной функций. А так же происходит сужение круга функций семьи.
       Социолог Э. Берджесс рассмотрел переход от «семьи-института» к «семье-товариществу» или супружеству-партнерству.
       Он считал, что смена семьи, обоснованная социокультурными предписаниями произойдет гораздо быстрее, чем личностными предпочтениями.
       Однако, зачастую это изменение, крайне неудачно названное сменой «семьи-института» «семьей-группой», трактуют так, как будто семья вообще перестала быть «социальным институтом», и превратилась в вольную группу на основе любви и симпатий. А в случае если пропадет любовь, то может исчезнуть семья. Но, это не означает то, что в семье не было любви и привязанности супругов, а соответственно и не значит, что семья-товарищество не будет социальным институтом по выполнению специфических функций.
       Надо отметить, что XIX в. возникает прикладное, эмпирическое, изучение семьи, которое взаимодействует с функциональным подходом. Данный подход акцентирует внимание на эмоциональной близости членов семьи, их желаниях, а в конечном счете оно призвано раскрыть систему укрепления семей и самого социального института семьи. В данном случае речь идет о концепции семьи как малой первичной группы, которая имеет особую историю возникновения, функционирования и распада.
       Основоположником данной теории был Фредерик Ле Пле, который находился под влиянием идей О. Конта о семьях как мини-сообществах, устоявшихся при смене поколений, благодаря склонности к объединению. Однако, что бы понять общество, следует узнать семью .Теория Ле Пле заключалась в том ,что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктует форму семьи, влияющую на общественные процессы.
       Следующая концепция изучения семьи как социально-психологической группы идет от идей У. Джемса, У. Томаса,   3. Фрейда и их последователей.
Личность и общество взаимосвязаны, они исследуются на уровне первичных, межличностных отношений.

       Рассмотрим теперь историко-институционалистский подход, его представляет Э. Берджесс, чьи взгляды на семью можно обозначить как «единство взаимодействующих личностей».
Исследование семьи как микромодели общества исходит из анализа сил сцепления, сплоченности, устойчивости семейной группы в меняющихся обстоятельствах. Однако, необходимо уяснить, что особенности организации семьи, позволяют увидеть, что семьи содержат редкие, сугубо семейные проблемы.
       В рамках группового подхода придается большое значение   межличностным коммуникациям и согласиям, близости, единству.
Э. Берджесс положил началу лонгитьюдному исследованию института семьи, он внес временное измерение семейных взаимоотношений, это означало систематический интерес к семейным процессам, а так же к жизненному циклу семьи.
       Рассмотрим теперь взгляды Т. Парсонса и К. Дэвиса, которые пытались совместить "микроанализ" и "макроанализ" семьи.
По их мнению, функционирование семьи связано с внешними влияниями, и внутренними взаимодействиями.
       По их мнению, это составляет сущность семьи как социального феномена. А вот проблема заключалась в схемах и терминах. Авторы считают, что следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их.
       Согласно точки зрения Парсонса, семья не всегда противостоит обществу, ведь она его подсистема. Именно семья обеспечивает стабильность социума. Это происходит благодаря отношений с другими социальными подсистемами и структурами. Так же это происходит из за отношений внутри самой семьи, которая стремится к сохранению равновесию и сохранении стабильности.
Таким образом, мы можем увидеть разнообразие социологических концепций в западной социологической науке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ  

 

       В отечественной социологической науке так же был сделан ряд попыток проанализировать систему, структуру и функции семьи.
Теоретические построения социологии семьи происходили в условиях идеологии материализма и должны были формироваться по определенному «диалектическому» методу.
       В середине 60-х гг. вышли работы, которые могли претендовать на вакансию социологической теории семьи А.Т.Харчева ,а также Н.Я.Соловьева.
       Наиболее удачной на мой взгляд является теория А.Г.Харчева. Этот социолог принял за определение быт как внепроизводственную сферу человеческой жизни, он тем самым зафиксировал «связь» всех сфер жизнедеятельности. Быт являлся организацией потребления, который включает в себя потребление материальных и духовных благ, созданных человеком, и субъективных ценностей, например общение.
По его мнению, семья является основой социальной общности в сфере быта, необходимым элементом «быта», который включает в себя не только материальные отношения, но и нравственные и нравственно-этические.
Так же, Харчев сформулировал идею о концепции Ф.Энгельса  воспроизводстве и о производстве самой жизни.
       А соответственно семья четко привязана к воспроизводству человека, то есть «детопроизводству», а это делается  в интересах функционирования общества.
       Последующее развитие теории А.Г.Харчева было связано, с двумя событиями:
       Во-первых, со значительной тщательностью изучения отношений в семье, как социального явления с категориями материализма, из-за проблем в брачно-семейной практики; во-вторых, это было связано с авторитетом  автора.
       Таким образом, концепция А.Г.Харчева стала, крупнейшим вкладом в историю отечественной социологии ,она стала решающей в своей сфере, довела до конца понимание роли и места семьи в обществе.
Появилась потребность для исследования семейной проблематики. Также в теории Харчева рассматривали функции семьи.
В качестве основной функции, которая образует семью является детопроизводство. Все остальные функции, выражаются в других видах деятельности семьи.
       Еще в 1965 г. Н.Г.Юркевич заметил распространенную логическую ошибку в соотношении определений социальной роли семьи, имеющуюся у А.Г.Харчева, и попытался ее исправить, анализируя брак как механизм ролевого сотрудничества супругов с целью реализации своих потребностей.
Можно отметить, что Юркевич сделал попытку хотя бы частично уйти от общественного функционализма, анализируя прошлое и будущее семьи, желая «спасти» ее настоящее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III.  ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СЕМЬИ В

                                          СОЦИОЛОГИИ

 

       Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи.
       Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
       Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
       Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

       Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
       Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

       Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
       Лучший пример–это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
       Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
       Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи[6]. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой–привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
      


                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социология семьи