Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:42, курсовая работа
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. Ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Введение……………………………………………………………….....2
1.Семья как социальный институт………………………………………….…3
2.Основные социологические аспекты изучения семьи…………….…….…5
3.Определение семьи………………………………………...…………….…..7
4.Функции семьи…………………………………………………………..…...9
5.Типология семейных структур……………………………………....….…12
6.Эволюция социологии семьи…………………………………..…….....….16
7.Исторические изменения семьи…………………………………..………...21
8. Самая страшная тайна женщин………………………………..……….….26
9. Зачем мужчине нужна жена?..........................................................................27
10. Зачем женщине нужен муж?.........................................................................28
Заключение………………………………………………………….….29
Список литературы……………………………………………..…………….30
Тема: Социология семьи Введение………………………………………………………… 1.Семья как социальный институт………………………………………….…3 2.Основные социологические
аспекты изучения семьи…………….…… 3.Определение семьи…………………………… 4.Функции семьи……………………………………… 5.Типология семейных структур… 6.Эволюция социологии
семьи…………………………………..…….....…. 7.Исторические изменения семьи…………………………………..………...21 8. Самая страшная тайна женщин………………………………..……….….26 9. Зачем мужчине нужна
жена?......................... 10. Зачем женщине нужен
муж?.......................... Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………
Введение. Социология семьи изучается
давно. Еще в 19 веке несколько известных
ученых независимо друг от друга попытались
изучить влияние таких Ведь если вдуматься, семья необходима каждому человеку. И каждый человек стремится в семье жить. Очевидно? По-моему да, хотя конечно, не спорю, исключения бывают, но это исключения, а в основном все люди в семье жить стремятся и хотят, возьмите, например, себя, ведь вы же хотите жить в семье, не так ли? Думаю да. Тогда другой вопрос, а что же такое семья, в которой все так хотят жить? В учебнике по социологии было обнаружено следующее определение семьи: Семья – малая группа, основанная на кровно-родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а так же ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. М-да. Определение конечно верное, но что-то уж больно суховатое. На вопрос «Хотели ли вы бы жить в семье?» все отвечают да сразу, а на вопрос «Хотели ли вы бы жить в малой группе, основанной на кровно-родственных связях, где еще и отношения регулируются?» отвечают не все и не всегда, а чаще у людей выражение лица становится таким, что, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать. А чего собственно не хватает в этом правильном определении? Что глубокоуважаемые социологи упустили при его написании? Думаю это любовь. Ведь нельзя не согласиться, что нельзя упускать этот фактор из вида, ведь значит он многое. Без любви многие семьи не образовались бы в принципе, не все конечно, но многие. И в этой работе, мне хотелось бы рассказать о семье не с точки зрения сухой науки, а как-нибудь более живо и красочно. Ведь чтобы социология была интересна, а она такой может быть при правильной подаче, в нее надо добавить хоть частичку чего-то человеческого и душевного. Надеюсь мне это удастся. 1.Семья как социальный институт Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия. Семья как бы вплетена в
коренные основы жизнедеятельности
и образует базовые предусловия
функционирования социума путем
физического и социокультурного
замещения поколений благодаря
рождению детей и поддержанию
существования всех членов семьи. Без
этого воспроизводства Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи. Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития. Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.
2.Основные социологические аспекты изучения семьи Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности. Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро – и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета - это разные аспекты единого поля деятельности. При изучении семьи как
социально-психологической Проводимые в рамках данного
подхода эмпирические исследования
взаимоотношений в семье В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса. Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций. По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой «взаимной привязанности», которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населенияи социализации новых поколений.
3.Определение семьи Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву. Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер. Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70 %. Из общего числа семей следует исключить "временно" бездетных молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными (5-9 %). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных", форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством либо родительством или супружеством. Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, - а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т. е. тому, что точнее можно называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.
4.Функции семьи Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социо - культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, в "пробирке", будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Вышесказанное характеризует
потенциальную возможность Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыхали досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др. Эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе. В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса. Подобная "прогрессистская" точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".
5.Типология семейных структур. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии. Типы семейных структур,
определяемые по критериям родительства- По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи. Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам. По критерию пространственно- В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи - это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношении среди детей двоих детей недостаточно, двое - лишь пара. Двухдетная семья – это семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, т. к. первично-групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) - чтобы предшествующие поколения замещались последующими необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть - трехдетных, 20% - четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей - границы простого воспроизводства населения - и достиг 11, 5 на 1000 в 1992 г., соответствует в среднем 1, 59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет - таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми меньше 1%, среднедетных семей с 3-4 детьми около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с липшим раз меньше, чем следует, срёднедетных - в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12, 6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс де популяции, складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х годов. Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом изменения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменение семьи в ходе жизни привело к понятию "семейного цикла жизни" или "жизненного цикла семьи". Возможно, слово "цикл" здесь неточно, т. к. только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социально-психологической целостности. Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояний семейной атмосферы, термин цикл семейной жизни применим для характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной схеме стадий функционирования семьи. Разработка схем семейного цикла представляет самостоятельную задачу социологии семьи (на основе статистических данных о распространенности тех или иных этапов цикла в семейной структуре населения. Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным циклам от начала до прекращения брака. Сегодня нет статистических данных, позволяющих определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Поэтому даны приблизительные оценки. На схеме 1 указана идеальная последовательность стадий цикла: например, при наличии лишь единственного ребенка отсутствует 2- я стадия, смерть детей устраняет 3-ю и 5-ю стадии, сводя весь цикл к неродительству. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии цикла, чем дольше длятся 2-я и 3-я стадии, тем выше качество семейной жизни. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий охватывает последовательность коитус - зачатие - роды, и неполным, если цикл сводится к коитусу с успешным применением контрацепции, недопускающим зачатие либо роды. Семейный цикл может формироваться по разным основаниям: Ян Щепаньский выделяет при условии отсутствия развода три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепенного распада супружества; другие ученые увеличивают число фаз и их содержание; попытки совмещения возрастного цикла с родительским с учетом возможных болезней, разлук, смертей, разводов и др. позволяют расширить и углубить картину различных семейных состояний посредством конструирования исчерпывающей типологии семей, охватывающей все разновидности семей от старта до финиша семейной жизни.
6.Эволюция социологии семьи В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов: 1. Первый этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа. 2. Второй этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно исторического анализа. Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата. Первым нанес по умозрительным схемам швейцарский историк права Иоган Якоб Бахофен (1815 - 1887). Его классический труд "Материнское право" (1861) положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату - период главенства женщин в жизни первобытного рода. Независимо от И. Баховена к открытию материнского права пришел шотландский адвокат Дж. Мак-Леннан (1827 -1881). Рассматривая развитие семейной организации, он ввел в науку такие фундаментальные понятия, как эндогамия и экзогамия. По схеме Мак-Леннана, семья прошла в своем развитии три ступени - от промискуитета через материнское право к отцовскому праву. Мак-Леннан предположил: превращение первоначальных тотемических групп в экзогамные матрилинейные группы объясняется недостатком женщин, который возник из обычая умерщвлять новорожденных девочек. Отсюда следовали два возможных результата: либо захват женщин в других группах, т. е. экзогамия, либо же полиандрия. В свою очередь многомужество (полиандрия) развивалось в двух вариантах: мужья могли быть либо соплеменниками, либо братьями (тибетский случай). При экзогамии, равно как и при тибетской форме полиандрии, женщина живет вместе с родней мужа (или мужей), т. е. оказывается в большей или меньшей степени подчиненной мужчине. А при наирском варианте брака счет родства возможен лишь по матери, отсюда ведет свое начало материнское право. Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж. Леббоку (1834- 1913), который рассматривал "общинный" и "коммунальный" брак как самую раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия. Теория матриархата Заметный след в социологии
семьи оставил французский В первом типе - в патриархальной семье - индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Во втором типе - в корневой семье (сегодня ее называют нуклеарной) - все имущество переходит к одному наследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь в родительское гнездо при жизненных неудачах. Третий тип - нестабильная семья - характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им техника поиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений получила широкое развитие в современной социологии семьи. Согласно наиболее известной классификации Г. Кристенсена (редактора "Антология по браку и семье", 1967), первый период - до середины XIX века - назван периодом "социального дарвинизма". Г. Кристенсен считает, что первый период посвящен изучению семейных традиций фольклора, философской и художественной литературы, а второй - обобщению в исторической и социокультурной перспективе эволюции института семьи. На самом деле умозрительные схемы преобладали на первом этапе, а на втором ученые обратились к конкретно-историческим и социологическим проблемам. Третий период - первая половина XX века – назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки". В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления. По мнению Уильяма Гуда, автора капитальной работы "Мировая революция и образы семьи" (1967), с момента опубликования книги Ф. Тенниса "Община и общество" (1887) и до настоящего времени никто из видных теоретиков не написал ни одной сколько-нибудь значительной работы по социологии семьи. Хотя Парсонс и Хоманс обратили на семью часть своей энергии, но никакой последовательной теории они не создали, полагая, что семья не поможет объяснить социальную структуру и другие институты общества. Усилия социологов, особенно американских, в первой половине XX века были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов. Если взять всю западную литературу по социологии семьи за последние 75 лет, писали Р. Хилл и Дж. Олдэс, то более половины ее появилось после 1955 г. Четвертый период - с середины XX века до настоящего времени – характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его "периодом самосознания". Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974-1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте - создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи. Впервые в истории социологии семьи объединились основные центры, занятые в данной области. К этому времени социология семьи раздробилась на множество самостоятельных направлений и математических областей. Участники проекта выделили 24 сферы изучения семьи: семейная коммуникация, ролевое напряжение и конфликт, структура власти в семье, молодая семья, неполная семья и др. По расчетам специалистов, в США социология семьи включает несколько десятков тысяч работ. Наиболее известными специалистами в области социологии семьи вСША являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд, К. Девис, У. Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, во Франции - А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекам-бо. В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились начиная со второй половины XX века, а точнее с середины 60-х годов. За период с 1968 по 1983 г. в стране опубликовано более 3 тыс. работ по семье. Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения, совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и обязанностей в семье. Значительный массив данных введен в научный оборот Всесоюзным исследованием репродуктивных установок, проведенным в НИИ ЦСУ в 1969 г. В начале 80-х годов усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, распределению обязанностей, отношениям власти и авторитета, государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), теоретическим и методическим проблемам, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях, сексуальному и добрачному поведению. Одновременно сократилось количество публикаций по правовым аспектам брака, репродуктивным функциям семьи, профессиональной деятельности женщин. В начале 90-х годов наиболее популярными темами стали проституция, девиантное поведение, дети-сироты, покупной брак, самоубийства, наркомания, гомосексуальное поведение, нравственная подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до – и послераз-водовая ситуация, женщины - предпринимагели.
7.Исторические изменения семьи При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее имеется некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному. Отметим, что вряд ли можно найти какое-либо социальное явление, которое претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества. Обычно в этих целях используется сравнение "традиционной" и "современной"модели семьи. Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза родственно- семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально - экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида. Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг вне семейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в наемном вне семейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное "равноправное" распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом "демократизации" семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются "оптимальные модели" семейного "равенства". Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на "демократизацию" семьи не согласуется с законами функционирования малых групп. В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и вне семейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма. В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность. В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей. В-шестых, переход от централизованной
расширенной семейно- В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов. В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом). В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака). Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с историческо сцены реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне).
8. Самая страшная тайна женщин. Это не всегда очевидно, но, когда слетает шелуха, на свет выходит главное: в семье заинтересована в первую очередь женщина. Семья нужна, в первую очередь, — ей. Зря вы прочитали это так спокойно. Это Самая страшная тайна женщин. Это действительно Самая страшная тайна женщин. — Об этом не принято говорить (ибо женщинам крайне невыгодно, чтобы это стало известно). — Это неизвестно молодым и становится ясно только с возрастом. —Женщины делают все, чтобы это скрыть, замаскировать (ведут себя демонстративно независимо, опаздывают на свидания, стараются мужчину к себе привязать и в себя влюбить, чтобы в результате он просил у нее «руки и сердца» — того, что на самом деле нужно было бы просить ей — у мужчины...). —Одурманенные любовью мужчины могут «бегать» за женщинами, создавая иллюзию, что заинтересованная сторона — они, мужчины (да, мужчины заинтересованы, но в чем: в семье?). Но рано или поздно жесткая правда жизни ломает все иллюзии. Да, мужчине семья нужна тоже. Но, как правило, не в молодом возрасте. А с возрастом, когда ему семья становится нужна, женщине она оказывается необходимой вдвойне. Да, мужчине семья может быть удобна и приятна. Во многом за счет искусственного создания неудобств и неприятностей несемейным мужчинам. Но все эти уточнения не отменяют главного: — мужчине семья нужна гораздо в меньшей степени. Семья мужчине нужна, но женщине она нужнее. Правда некоторые особо умные женщины придерживаются других взглядов: «Это малоразвитой женщине семья нужна больше, чем малоразвитому мужчине. В отношении всех остальных этот тезис очень спорен». Ну что ж, давайте разбираться.
9. Зачем мужчине нужна жена? Зачем мужчине нужна жена, чем она привлекает его? — Большинство мужчин ответит, что Жена привлекает его как возможный Душевный друг, Любовница, Хозяйка Дома и Мать для детей. А теперь обратите внимание на то, что те моменты, которые привлекают мужчину в Жене (в первую очередь «Душевный друг» и «Любовница»), он без особых проблем может получить и без семьи. А то, что он мог бы получить только от жены и только в семье («Мать его детей»), в молодом возрасте не очень актуально. И, выходит, парню лет до 25 — 27 создавать семью смысла просто нет. Если семьей считать достаточно стабильное совместное проживание с достаточно ответственными отношениями. Конечно, могут быть разные обстоятельства и индивидуальные особенности. Например: Если у парня на первом месте
Дело, ему семья (как спокойный
тыл, как Логово, где он всегда может
отлежаться и «зализать раны») скорее
нужна. Удобна. А если у парня на
первом месте Свобода, семья будет
его скорее тяготить. Семья с Женой-Заботницей
нужна Ленивому (хотя нужен ли он
семье, вопрос особый), а вот Энергичный
и Трудолюбивый молодой человек
себя без труда обслуживает И так далее. Более же всего выбор семейной жизни мне напоминает выбор комплексного обеда в ресторане: не так вкусно, не изысканно, но быстро и не нужно каждый раз чего-то искать и думать. Гурман не закажет комплексный обед, а работягу он устроит вполне.
10. Зачем женщине нужен муж? Муж обычно привлекает женщину как возможный Душевный друг. Опора и Защитник, Любовник, Спонсор, Обустроитель дома и Отец. И ответ будет зависеть от того, что из этого списка ей важно в первую очередь, насколько важно, и что из важного она может получить только в семье. И большинство девушек отвечают, что муж им нужен... Я, тем не менее, предполагаю, что это не более чем миф. Гипноз, иллюзия. Тем более что девушки всегда делились на Амазонок и Домохозяек. И уж, по крайней мере, для сильной, свободной, развитой, подвижной женщины семья — не необходима. Семья может быть ей приятна, интересна, но она великолепно может прожить и без нее. С другой стороны, миф о том, что женщине семья нужна, — живуч и действенен. Это миф настолько «плотный», настолько пропитавший всю нашу жизнь и все наше сознание, что он стал уже почти РЕАЛЬНОСТЬЮ. Девушки переживали и переживают, когда никак не могут выйти замуж, — и никакие умные соображения не могут их успокоить. А какая радость, какое событие для них — свадьба! И если девушка не становится философом, она не спорит, что семья ей нужна. А парню? — пока нет. И семья оказывается нужнее девушке, а не парню. Идут годы, он уже женился, она уже родила. А каков расклад заинтересованности в семье? Как правило, остался тот же. Конечно, мужчина с возрастом все более нуждается в семье, в семейном уюте, но все дело в том, что по крайней мере лет до пятидесяти у него большие возможности выбора женщин. Он нуждается в семье, но не в конкретной женщине, потому что заинтересованных в нем женщин — много. И он может выбирать. А его жена — нет, точнее, ее выбор более ограничен. Для большинства он ограничен только: с этим мужем — или никаким. Найти мужчину — пожалуйста, а вот мужа... Работники службы знакомств рассказывают о проблемах своих клиентов. 20—25 лет — есть ребята, нет девушек. 30—40 лет — куча женщин, полностью отсутствуют мужчины. (Как признается консультант: «Если вдруг нам звонит мужчина этого возраста, интересуется, я готов его с того конца провода на крючке притащить!») 50—60 лет — появляются мужчины, но не смотрят на ровесниц, а ищут молоденьких, которые не смотрят на них. За 60 лет - полностью исчезают женщины, а мужчины все в поиске. И если брать теперь конкретную пару, то, как правило, в семейной жизни больше заинтересована она. Но ни одна умная женщина с этим не согласится. Она знает, что это так, и именно поэтому с этим не соглашается. Она участвует во всемирном заговоре женщин. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Семья нужна всем, но каждому по своему и каждому в свое время. Кому-то семья нужнее, кому-то не очень, но семья нужна и это главное. На современном этапе бывают различные формы семьи и каждый в праве выбирать ту, которая ближе ему по духу, не противоречит или наоборот соответствует его религии. Однако знать нужно все эти формы, чтобы хотя бы представлять себе возможные упущенные альтернативы. Не было сказано, что семья важна
не только для человека в частности,
но и для общества в целом. Ведь
одной из функций семьи является
репродуктивная функция. Что особенно
важно при сложившейся А вообще какие-то определенные выводы сделать довольно трудно, ведь семья это все-таки что-то индивидуальное. Социология изучает семью довольно давно, но, если позволите такой оборот речи, изучать до сих пор не закончила. Так что остается только следить за работами социологов в данной сфере и смотреть что они там такого интересного напишут. Я же в своей работе, на мой взгляд, написала достаточно чтобы хотя бы пробудить интерес к этому вопросу. |
Список литературы.
1.Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2001
2.«Как относиться к себе и к людям»/ Н.И Козлов. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ОАО ВЗОИ, 2004
3.«Книга для тех кому нравится жить»/ Н.И Козлов. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004