Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:54, реферат
Социология спорта (sociology of sport) - социологическая поддисциплина, которая концентрируется на отношениях между спортом и обществом с точки зрения социальных институтов (семьи, образования, политики и экономики), социальных организаций, социальных отношений и группового поведения, в зависимости от видов спорта (например, элитарных или массовых, любительских и профессиональных, классовых, тендерных или расовых отношений в спорте), социальных процессов (типа идеологической инкорпорации), которые происходят в связи со спортом. Несмотря на прежнюю оторванность от главного направления социологии, в последние годы много исследований проводилось в Северной Америке, но социология спорта существует также в Восточной и Западной Европе, в Австралии и Новой Зеландии, в Великобритании и Японии.
Большинство международных федераций по видам спорта уже сейчас планируют и проводят континентальные первенства, а также чемпионаты мира среди юношей, что приведет к полной профессионализации юношеских соревнований с теми же негативными явлениями, которые присущи взрослым турнирам (болезни, травмы, использование допинга и т.д.). Детские соревнования для извлечения прибыли также превращаются в шоу-бизнес с целью извлечения прибыли.
Социально
детский спорт не защищен. Нормативных
актов о начале занятий спортом, величине
нагрузки, количества соревнований и прочем,
травматизме, заболеваемости и медицинском
страховании не существует, так как здоровье
детей и подростков подменяется тезисом
о количестве медалей, очков, секунд и
т.д.
В.К. Бальсевич - д.б.н., профессор, научный консультант журнала "Теория и практика физической культуры".
Парадоксы спорта как изначально достаточно противоречивого феномена должны стать предметом глубоких специальных исследований. Ведь ..."гений - парадоксов друг...".
Необходимо создать жесткие правовые рамки ответственности родителей и тренеров за здоровье ребенка, занимающегося в спортивной школе. Ведь не секрет, что в погоне за результатами тренеры зачастую не жалеют ребенка. Прискорбно, что и родители молчаливо соглашаются с необходимостью определенных жертв во имя серьезной спортивной карьеры их сына или дочери.
Была высказана идея о необходимости заключения юридически полноценного договора между тренером и родителями, гарантирующего сохранение здоровья ребенка, который занимается в спортивной школе, и вместе с тем учитывающего финансовые интересы обоих договаривающихся сторон в будущем, например в случае перехода подготовленного атлета в профессиональный спорт.
Полагаю,
что целый ряд противоречий спортивной
деятельности могут разрешить научные
проекты, основанные на результатах их
анализа. В частности, противоречие между
элитарным и массовым спортом, заключающееся
в несоразмерном приоритете первого в
оснащении новыми технологиями тренировки,
могло бы быть частично преодолено путем
конверсии отдельных элементов этих технологий
в массовое физическое воспитание и массовый
спорт. Развиваемая нами концепция спортизации
физического воспитания в общеобразовательной
школе, возможно, является одним из первых
шагов в этом направлении.
Куликов Л.М. - д.п.н., профессор, ректор Уральской государственной академии физической культуры.
Среди
наиболее острых противоречий в деятельности
нашей отрасли, и прежде всего
в той ее части, которая касается
спорта высших достижений, особенно выделяется
противоречие между социальной значимостью
спортивной победы, ради которой "...мы
за ценой не постоим...", и неприемлемостью
платы за спортивную победу ценой обмана
(допинг) и собственного здоровья. Подлинная
трагедия нашей ментальности и нравственности
состоит в том, что на эти жертвы спортсмен
идет совершенно добровольно и вполне
сознательно, а спортивные руководители,
возмущаясь по этому поводу, фактически
закрывают глаза на уловки тренеров. Я
вижу здесь только один выход: нужно создавать
здоровьесберегающие, наукоемкие технологии
спортивной подготовки, и такие, которые
будут конкурентоспособны по отношению
к допинговым.
Носкова С.А. - к.п.н., доцент. Институт молодежи.
Если говорить о прогнозах развития спорта как социокультурного феномена, то следует вспомнить о ведущей тенденции ХХ столетия - развитии новых нетрадиционных видов спорта. Интерес людей к новым видам спорта формируется в связи с желанием осваивать новые виды деятельности, попробовать свои силы в необычном деле. Кроме того, как мне кажется, для занимающихся традиционными видами спорта существует достаточно много ограничений - по возрасту, по уровню физической подготовленности . Многие из них требуют больших материальных вложений. Поэтому возникает все больше видов спортивной активности, которые общедоступны, эмоциональны, гармонично развивают человека.
Традиционные подходы к занятиям физической культурой и спортом при всех их достоинствах нуждаются в переосмыслении их целей и задач. Федеральный закон "О физической культуре в Российской Федерации (апрель 1999 г.) создал правовую базу для развития новых, нетрадиционных направлений физкультурно-спортивной деятельности. Была предложена программа, построенная на синтезе аэробики, спортивных танцев, акробатики, современных шоу-программ, что на языке родоначальников этого вида спорта обозначается словом "cheerleading" (черлидерс).
Программа по своей сути имеет две цели:
1)
поддержать команду
2) активизировать болельщиков на поддержку команды спортсменов.
Опыт
практической деятельности показал возросший
интерес к нетрадиционному виду спорта
- "cheerleading", который был подтвержден
результатами проведенных исследований
(декабрь 1999 г.). В них приняли участие 723
студента (16-23 лет) из Ханты-Мансийского
Автономного округа (213 чел.), Москвы и Московской
области (510 чел.). В анкетировании приняли
участие профессиональные спортсмены,
любители, начинающие заниматься спортом,
активные болельщики, не занимающиеся
спортом.
Лубышева Л.И. - д.п.н., профессор, главный редактор журнала "Теория и практика физической культуры".
На рубеже веков и тысячелетий совершенно естественно возрастает интерес к прогнозам, к тем тенденциям и закономерностям, которые предопределяют перспективы развития любой сферы человеческой деятельности. Понятно и желание нашей редакции актуализировать проблему развития спорта, поскольку ХХ век показал, насколько важен этот социокультурный феномен для совершенствования общества и человека. Конечно, две полярные точки зрения на развитие спорта Р. Ачера - это лишь "затравка" для дискуссии. На самом деле, как показывает наш разговор, есть и третий путь развития спорта - гуманистический, востребованный людьми и обществом. Действительно, спорт и возник как феномен глубоко гуманистичный, в своей основе содержащий одну из главных функций - миротворческую.
Если говорить о приоритетах в проведении социологических исследований на ближайшее десятилетие, то, как мне видится, одной из основных проблем социологии ФКС останется проблема формирования ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни. Не менее важно будет изучать проблемы формирования личности спортсмена, прогнозировать его поведение в обществе. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов. Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах, других материальных поощрениях.
Не
должны оставаться без внимания проблемы
социальной адаптации спортсменов
к жизни в обществе после завершения
карьеры. Даже спортивная элита не всегда
имеет благоприятные условия для
интеграции, поскольку часто бывает, что
спортсмен хорошо умеет выполнять только
то, чему учился всю жизнь: быстро бегать,
далеко прыгать, завоевывать медали во
славу Отечества. Как избежать кризиса,
уберечь спортсмена от психологических
срывов, помочь обеспечить ему достойную
жизнь после завершения карьеры - это также
важнейшие проблемы современной социологии
физической культуры и спорта.