Социология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:54, реферат

Описание

Социология спорта (sociology of sport) - социологическая поддисциплина, которая концентрируется на отношениях между спортом и обществом с точки зрения социальных институтов (семьи, образования, политики и экономики), социальных организаций, социальных отношений и группового поведения, в зависимости от видов спорта (например, элитарных или массовых, любительских и профессиональных, классовых, тендерных или расовых отношений в спорте), социальных процессов (типа идеологической инкорпорации), которые происходят в связи со спортом. Несмотря на прежнюю оторванность от главного направления социологии, в последние годы много исследований проводилось в Северной Америке, но социология спорта существует также в Восточной и Западной Европе, в Австралии и Новой Зеландии, в Великобритании и Японии.

Работа состоит из  1 файл

Социология спорта.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

     Большинство международных федераций по видам  спорта уже сейчас планируют и  проводят континентальные первенства, а также чемпионаты мира среди  юношей, что приведет к полной профессионализации юношеских соревнований с теми же негативными явлениями, которые присущи взрослым турнирам (болезни, травмы, использование допинга и т.д.). Детские соревнования для извлечения прибыли также превращаются в шоу-бизнес с целью извлечения прибыли.

     Социально детский спорт не защищен. Нормативных актов о начале занятий спортом, величине нагрузки, количества соревнований и прочем, травматизме, заболеваемости и медицинском страховании не существует, так как здоровье детей и подростков подменяется тезисом о количестве медалей, очков, секунд и т.д. 

     В.К. Бальсевич - д.б.н., профессор, научный консультант  журнала "Теория и  практика физической культуры".

     Парадоксы спорта как изначально достаточно противоречивого  феномена должны стать предметом  глубоких специальных исследований. Ведь ..."гений - парадоксов друг...".

     Необходимо создать жесткие правовые рамки ответственности родителей и тренеров за здоровье ребенка, занимающегося в спортивной школе. Ведь не секрет, что в погоне за результатами тренеры зачастую не жалеют ребенка. Прискорбно, что и родители молчаливо соглашаются с необходимостью определенных жертв во имя серьезной спортивной карьеры их сына или дочери.

     Была  высказана идея о необходимости  заключения юридически полноценного договора между тренером и родителями, гарантирующего сохранение здоровья ребенка, который занимается в спортивной школе, и вместе с тем учитывающего финансовые интересы обоих договаривающихся сторон в будущем, например в случае перехода подготовленного атлета в профессиональный спорт.

     Полагаю, что целый ряд противоречий спортивной деятельности могут разрешить научные проекты, основанные на результатах их анализа. В частности, противоречие между элитарным и массовым спортом, заключающееся в несоразмерном приоритете первого в оснащении новыми технологиями тренировки, могло бы быть частично преодолено путем конверсии отдельных элементов этих технологий в массовое физическое воспитание и массовый спорт. Развиваемая нами концепция спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе, возможно, является одним из первых шагов в этом направлении. 

     Куликов Л.М. - д.п.н., профессор, ректор Уральской  государственной  академии физической культуры.

     Среди наиболее острых противоречий в деятельности нашей отрасли, и прежде всего  в той ее части, которая касается спорта высших достижений, особенно выделяется противоречие между социальной значимостью спортивной победы, ради которой "...мы за ценой не постоим...", и неприемлемостью платы за спортивную победу ценой обмана (допинг) и собственного здоровья. Подлинная трагедия нашей ментальности и нравственности состоит в том, что на эти жертвы спортсмен идет совершенно добровольно и вполне сознательно, а спортивные руководители, возмущаясь по этому поводу, фактически закрывают глаза на уловки тренеров. Я вижу здесь только один выход: нужно создавать здоровьесберегающие, наукоемкие технологии спортивной подготовки, и такие, которые будут конкурентоспособны по отношению к допинговым.  

     Носкова С.А. - к.п.н., доцент. Институт молодежи.

     Если  говорить о прогнозах развития спорта как социокультурного феномена, то следует вспомнить о ведущей тенденции ХХ столетия - развитии новых нетрадиционных видов спорта. Интерес людей к новым видам спорта формируется в связи с желанием осваивать новые виды деятельности, попробовать свои силы в необычном деле. Кроме того, как мне кажется, для занимающихся традиционными видами спорта существует достаточно много ограничений - по возрасту, по уровню физической подготовленности . Многие из них требуют больших материальных вложений. Поэтому возникает все больше видов спортивной активности, которые общедоступны, эмоциональны, гармонично развивают человека.

     Традиционные  подходы к занятиям физической культурой  и спортом при всех их достоинствах нуждаются в переосмыслении их целей  и задач. Федеральный закон "О физической культуре в Российской Федерации (апрель 1999 г.) создал правовую базу для развития новых, нетрадиционных направлений физкультурно-спортивной деятельности. Была предложена программа, построенная на синтезе аэробики, спортивных танцев, акробатики, современных шоу-программ, что на языке родоначальников этого вида спорта обозначается словом "cheerleading" (черлидерс).

     Программа по своей сути имеет две цели:

     1) поддержать команду спортсменов,  демонстрируя программу, позволяющую  развивать у молодого человека ориентацию на спорт, физическую культуру, направленную на формирование потребностей и действенных мотивов занятий данным видом спорта;

     2) активизировать болельщиков на  поддержку команды спортсменов.

     Опыт  практической деятельности показал возросший интерес к нетрадиционному виду спорта - "cheerleading", который был подтвержден результатами проведенных исследований (декабрь 1999 г.). В них приняли участие 723 студента (16-23 лет) из Ханты-Мансийского Автономного округа (213 чел.), Москвы и Московской области (510 чел.). В анкетировании приняли участие профессиональные спортсмены, любители, начинающие заниматься спортом, активные болельщики, не занимающиеся спортом. 

     Лубышева  Л.И. - д.п.н., профессор, главный редактор журнала "Теория и практика физической культуры".

     На  рубеже веков и тысячелетий совершенно естественно возрастает интерес  к прогнозам, к тем тенденциям и закономерностям, которые предопределяют перспективы развития любой сферы  человеческой деятельности. Понятно  и желание нашей редакции актуализировать проблему развития спорта, поскольку ХХ век показал, насколько важен этот социокультурный феномен для совершенствования общества и человека. Конечно, две полярные точки зрения на развитие спорта Р. Ачера - это лишь "затравка" для дискуссии. На самом деле, как показывает наш разговор, есть и третий путь развития спорта - гуманистический, востребованный людьми и обществом. Действительно, спорт и возник как феномен глубоко гуманистичный, в своей основе содержащий одну из главных функций - миротворческую.

     Если  говорить о приоритетах в проведении социологических исследований на ближайшее  десятилетие, то, как мне видится, одной из основных проблем социологии ФКС останется проблема формирования ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни. Не менее важно будет изучать проблемы формирования личности спортсмена, прогнозировать его поведение в обществе. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов. Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах, других материальных поощрениях.

     Не  должны оставаться без внимания проблемы социальной адаптации спортсменов  к жизни в обществе после завершения карьеры. Даже спортивная элита не всегда имеет благоприятные условия для интеграции, поскольку часто бывает, что спортсмен хорошо умеет выполнять только то, чему учился всю жизнь: быстро бегать, далеко прыгать, завоевывать медали во славу Отечества. Как избежать кризиса, уберечь спортсмена от психологических срывов, помочь обеспечить ему достойную жизнь после завершения карьеры - это также важнейшие проблемы современной социологии физической культуры и спорта. 
 
 
 


Информация о работе Социология спорта