Социология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:12, реферат

Описание

Социология спорта - отрасль социологии, изучающая спорт и спортивные
достижения как социальное явление и описывающая структуру спорта,
его функционирование и развитие.
Одна из дисциплин, составляющих социологию, является социология спорта. Одним из главных объектов социологического исследования является анализ общества достижений и его связи с достижением высоких результатов и принципом достижения.

Содержание

1.Введение
2.Цели социологии спорта
3.Категории социологии физической культуры и спорта
4.Международный комитет социологии спорта
5.Задачи социологии физической культуры и спорта
6.Социологические проблемы
7.Заключение

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 23.72 Кб (Скачать документ)

План:

    1.Введение

    2.Цели социологии  спорта

    3.Категории  социологии физической культуры  и спорта

    4.Международный  комитет социологии спорта

    5.Задачи социологии  физической культуры и спорта

    6.Социологические  проблемы

    7.Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Введение 

    Социология спорта - отрасль социологии, изучающая спорт и спортивные

    достижения  как социальное явление и описывающая  структуру спорта,

    его функционирование и развитие.  
    Одна из дисциплин, составляющих социологию, является социология спорта. Одним из главных объектов социологического исследования является анализ общества достижений и его связи с достижением высоких результатов и принципом достижения. Социология спорта, как можно констатировать в самых общих чертах, стремится вскрыть связи между занятиями спортом и соответствующими им общественными структурами. Существование взаимосвязи между определенным устройством общества и принципом спортивных достижений является основной элементарной предпосылкой спортивно-социологического исследования. Социология спорта получает и накапливает знания о спортивной реальности.

2.Цели социологии спорта

 
·Изучение роли, функций и значения спорта в
жизни людей и социума;  
 
·Появление и распространение спорта в различных типах социума;  
 
·Изучение процесса социализации в современном спорте;  
 
·Исследование влияния власти на ограничения для включения в спорт и успешного участия в нем как участников, организаторов, так и зрителей;  
 
·Изучение форм изменчивости спорта, как ответа на общественные изменения;  
 
·Содействие пополнению понятийного аппарата социологии.  
 
Социология спорта в основном пользуется категориальным аппаратом теории физической культуры для описания узкоспециальных физкультурных явлений, а так же категориальным аппаратом социологии. Следует отметить, что из всех наук, изучающих физическую культуру и спорт, социология более остальных стремится к целостному изучения данного явления, в том числе совмещая и обобщая знания других наук.  
 
3.Категории социологии физической культуры и спорта

Можно назвать  несколько категорий социологии физической культуры и спорта, по мнению некоторых специалистов, они являются основными объектами изучения этой науки:  
 
·соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации;  
 
·физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека;  
 
·спорт - особую разновидность соревнований, подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д.  
 
Все другие объекты, изучаемые данной наукой, являются:  
 
а) частями указанных ранее объектов;  
 
б) их разновидностями, формами проявления.  
 

         Данная наука сложилась в начале XX века в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 20-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

       - выполняет четко определенные  социальные функции (оздоровительную,  воспитательную, образовательную и  др.);

       - имеет развитую инфраструктуру  и материальную базу (стадионы, спортивные  залы, оздоровительные центры и  т.д.);

       - ведет активную подготовку профессиональных  кадров (училища олимпийского резерва,  колледжи, институты, академии физической  культуры).

       Для изучения процессов развития и становления  социального института ФКС, его  влияния на другие общественные структуры  требуется проведение социологических  исследований. Наряду с прочими знаниями в области физической культуры и  спорта формируется и наука социология. Она развивается как самостоятельное  научное знание, основанное на конкретных социологических исследованиях  и обобщениях научных достижений в иных областях, исследующих физическую культуру и спорт как объект научного познания: теории, психологии, педагогики.

     Тем не менее четко определяется предмет  социологии ФКС: социальные отношения, механизмы взаимодействий в сфере  физической культуры и спорта, их роль и место в образе жизни людей.

     Таким образом, в настоящее время социология ФКС является научной и учебной  дисциплиной, имеющей в своем  арсенале объект, предмет и метод  научного познания. Социологические  исследования позволяют выявить  влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и  спорта, а также определить влияние  данной сферы на общественную жизнь. Многочисленные конкретные социологические  исследования дают возможность анализировать  состояние потребностно-мотивационной  сферы общества в области физической культуры и спорта, оценивать реальные отношения людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного  отношения к физической культуре и спорту.

     Полученные  данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать  действенные меры к совершенствованию  развития физической культуры и спорта, их положительному влиянию на социальную жизнь людей.

     Цель  научной дисциплины "Социология физической культуры и спорта" - исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

     Как учебная дисциплина социология ФКС имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

     Социология  ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с  целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед  современными специалистами [1, 2].

     4.Задачи социологии ФКС

     можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем  спорта, спортивной деятельности.

     Приоритетной  задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в  полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного  движения. Эти факторы носят объективный  и субъективный характер. В этой связи разделим их на две группы.

     I группа -- объективные факторы, определяющие  массовость физкультурно-спортивных  занятий. К ним относятся:

     - уровень развития материальной  базы физической культуры и  спорта;

     - подготовка профессиональных кадров, их численность и качество  обучения.

     II группа - субъективные факторы, влияющие  на разрешение проблемы массовости  физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся:

     - формирование общественного мнения  и индивидуального сознания в  отношении освоения ценностей  физической культуры и спорта;

     - формирование устойчивых мотивов,  ценностных ориентаций населения  на физкультурно-спортивную деятельность;

     - воспитание у населения потребности  в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности  в общей иерархии ценностей  человека и общества.

     Не  менее значима для социологии ФКС задача разрешения социальных проблем  спорта.

     Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими  социальными явлениями; спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление  факторов, стимулирующих занятия  спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного  феномена - вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью  конкретных социологических исследований.

     В связи с определением цели и приоритетных задач социологии ФКС можно представить  структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической культуры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление  динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и  прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии ФКС построена  на изучении спорта как социально-культурного  феномена, его противоречий, основных закономерностей и тенденций  развития в современном обществе.

     Социология  ФКС, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-практические.

     Теоретико-познавательные функции состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольно-спортивных обществах и других организациях. Результаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

     Социология  ФКС выполняет присущие всякой науке  описательную, объяснительную и эвристическую  функции. Она описывает, накапливает  и систематизирует факты, относящиеся  к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную  сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные  для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и  методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся в физической культуре и спорте тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая  функция [3].

     Мировоззренческая функция социологии ФКС заключается  в формировании общественного сознания в отношении ценностного содержания физической культуры и спорта, распространении  знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес  к занятиям физическими упражнениями и спортом.

     Исследуя  пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология ФКС призвана давать практические рекомендации по организации  и управлению в сфере физической культуры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-экономической  сферы отрасли, социология ФКС выполняет  свою организационно-управленческую функцию.

     Современный период развития социологии ФКС ознаменован  многочисленными комплексными социологическими исследованиями, посвященными исследованиям  развития и функционирования физической культуры и спорта, а также их влияния на формирование личности, определения критериев сформированности физической культуры личности.

     В социологии ФКС как молодой науке  в настоящее время пересматриваются сложившиеся подходы к оценке значимости спорта в современном  социуме. Новые социально-экономические  условия развития общества поставили  перед физкультурно-спортивным движением  проблемы формирования других ценностных ориентаций, образцов поведения, смыслов, стиля жизни.

 
5.Международный  комитет социологии  спорта

Первые тексты в области социологии спорта появились еще в начале 1920 годов, в Европе и Северной Америке, однако эта дисциплина не развивалась до 1960 годы.  
 
Становлению и развитию социологии физической культуры и спорта в мире в очень помог Международный комитет социологии спорта (International Committee for the Sociology of Sport (ICSS)) при ЮНЕСКО, который был создан в 1965 и включал в себя представителей наук о физическом воспитании и представителей социальных наук. Именно с этим событием многие социологи связывают возникновение социологии спорта как самостоятельной дисциплины. В дальнейшем комитет стал официальным исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации. Членами комитета в настоящее время являются ученые более 40 стран мира.  
 
С 1966 года Международный комитет социологии спорта стал проводить международные семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта. С 1966 ежегодно издавался журнал International Review of Sport Sociology. C 1978 Северо-Американское общество по социологии спорта издает журнал Review of Sport and Leisure.  
 
За последние тридцать лет теории социологии спорта развивались и применялись к различным видам спорта в разных странах. В настоящее время социология спорта располагает множеством работ, учебников и справочников, написанных в Европе и Северной Америке.  
 
В последнее время исследованиями в области социологии спорта занялись в Южной Америке и Африке.  
 
В нашей стране социологией спорта занимается О.А. Мильштейн, он является одним из создателей современной российской социологии спорта.
 

Информация о работе Социология спорта