Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:33, реферат
Согласно положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют собой основной мыслительный материал, на котором строится массовое сознание. Стереотипизация процесса мышления в психологическом плане связана с установкой, формирующейся в процессе предшествующей практики людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, в определенном свете, исходя из предшествующего опыта восприятия.
Введение………………………………………………………………………2
Определение понятия «стереотип»……………………………………….....4 Функции стереотипов……………………………………………………..…6
Стереотип в концепциях социологов конца XIX – XX в……………….…9
Стереотип в концепции современных социологов………………….…….13
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………....16
В
работах Зигмунда Фрейда(1856- 1939), Альфреда
Адлера(1870-1937) мы можно найти
В рамках социальных теорий следует выделить концепцию Сержа Московичи (р. 1926)и Карла Юнга(1900 - 1980). Основным постулатом этой социальной теории стереотипа становится положение о социальном генезисе стереотипа. Стереотипы создаются коллективным субъектом. Изучение стереотипа через социальный аспект является одним из направлений в изучении массового сознания. В работах Зигмунда Фрейда выделяются следующие характеристики стереотипов: некритичность, ирреальность, аффективность. Их следуют считать основными. Все эти черты являются следствием иррациональной природы стереотипа, который возник из коллективного бессознательного.
Существует
так же концепция «потребности в
статусе и принадлежности». Вот
здесь как раз понятие
Еще один подход был создан в рамках необихевиористского1 направления. Он рассматривает стереотип как закономерную реакцию индивидов на стимул внешней среды, например агрессии. В этой теории следует указать в качестве недостатков следующее: во-первых, отожествление стереотипа только лишь с негативным образом социальных групп; во-вторых, отсутствие проработки вопроса о причинах формирования тех самых групп; в-третьих, наделение стереотипа только лишь защитной функцией. Уже само наличие этих пунктов, раскрывающих недостатки, говорит о том, что данная концепция не может служить исчерпывающим объяснением социальной роли стереотипа.
Дальнейшее
развитие представлений о стереотипе
было реализовано когнитивистким подходом.(
Г. Олпорт, 1897 – 1967). С позиции данного подхода
стереотип понимается как специфическое
отражение реальности. Основной акцент
переносится на изучение стереотипа как
продукта когнитивного, то есть познавательного
процесса и его регулятивного воздействия
на поведение индивида.
Стереотип в концепции современных социологов
Из
современных идей о стереотипе следует
отметить следующую теорию: Стереотипы
(стереотипное мышление) часто более
ярко выражены у тех, кто занимает
невысокое социально-
Воззрения современных социологов в изучении стереотипа разделились условно на три концепции: «стереотип - установка», «стереотип - представление», «стереотип - образ».
Согласно
первой теории (стереотип – установка)
стереотип рассматривается с
точки зрения социальной установки.
( Д.Н.Узнадзе). Под установкой следует
понимать направленность сознания индивида
на то или иное явление, процесс действительности,
выражающую предрасположенность личности,
готовность ее действовать определенным
образом в отношении данного
объекта или сложившейся
В
рамках концепции «стереотип - представления»
он рассматривается как продукт
нормального познавательного
Концепция «стереотип - образ» рассматривает стереотип как социальное образование – продукт деятельности личности и окружающего ее общества.
Итак,
обобщая вышеперечисленные три
концепции современного подхода
к изучению стереотипа, следует отметить,
что стереотип способен , во-первых,
формировать упрощенное представление,
упрощать и стандартизировать полученный
опыт и информацию, во-вторых, деформировать
сознание и поведение как индивида, так
и общества в целом, в – третьих, обладать
повышенной устойчивостью, тем самым препятствуя
появлению нового знания, и как вследствие
этого нести в себе искажение, соотноситься
не с реальностью, а с предвзятостью.
Заключение
Таким образом, в заключение следует еще раз подчеркнуть, что стереотипные особенности поведения проявляются практически во всех сколь-нибудь значимых ситуациях практической деятельности.
Социальные стереотипы появляются в результате психологических процессов, которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Источником формирования социальных стереотипов может являться как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы. Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация -- необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Она позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, следовательно, прогнозируемым.
Важно
отметить, что за свою историю развития
социальный стереотип имел множество
понятий и определений, рассматривающих
его как с позитивной, так и с негативной
точки зрения. Но в процессе исторического
развития большинство ученых в настоящее
время склоняются к мнению, что социальный
стереотип выполняет важную функцию обобщения,
упрощения и схематизации окружающую
действительности.
Список
использованной литературы