Социология стереотипов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:33, реферат

Описание

Согласно положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют собой основной мыслительный материал, на котором строится массовое сознание. Стереотипизация процесса мышления в психологическом плане связана с установкой, формирующейся в процессе предшествующей практики людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, в определенном свете, исходя из предшествующего опыта восприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Определение понятия «стереотип»……………………………………….....4 Функции стереотипов……………………………………………………..…6
Стереотип в концепциях социологов конца XIX – XX в……………….…9
Стереотип в концепции современных социологов………………….…….13
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………....16

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.50 Кб (Скачать документ)

     В работах Зигмунда Фрейда(1856- 1939), Альфреда Адлера(1870-1937) мы можно найти индивидуалистические подходы к изучению стереотипа. Но к наиболее полно разработанным  теориям относят концепцию Теодора  Адорна (1903-1969)и Макса Хоркхаймера. В центре их исследования - рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». Ими так же было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства в проекте «Авторитарная личность». Здесь стереотип рассматривался прежде всего, как продукт групповой деятельности, как готовые формулы, воспринимаемые извне. Но, несмотря на это, личность имеет возможность исправить, придать специфические черты тому или иному общепринятому образу, исходя уже из своего мировоззрения.

     В рамках социальных теорий следует выделить концепцию Сержа Московичи (р. 1926)и  Карла Юнга(1900 - 1980). Основным постулатом этой социальной теории стереотипа становится положение о социальном генезисе стереотипа. Стереотипы создаются коллективным субъектом. Изучение стереотипа через социальный аспект является одним из направлений в изучении массового сознания. В работах Зигмунда Фрейда выделяются следующие характеристики стереотипов: некритичность, ирреальность, аффективность. Их следуют считать основными. Все эти черты являются следствием иррациональной природы стереотипа, который возник из коллективного бессознательного.

     Существует  так же концепция «потребности в  статусе и принадлежности». Вот  здесь как раз понятие стереотипа преподносится в эмоционально окрашенном негативном образе. Сторонники такой  концепции считают стереотип  не групповым образованием, не воздействием окружающей реальности, а как личностное, индивидуальное. Ключевая идея данной теории заключается в положении психоанализа, утверждающего, что люди придерживаются определенных взглядов, удовлетворяющих их неосознанные потребности. Следовательно, любая угроза социальному статусу, мнению окружающих о себе, воспроизводимое впечатление сознательно или бессознательно воспринимается индивидом как обвинение в собственной неполноценности, несоответствии окружающим. Из этого следует некий внутренний конфликт, расхождение реального образа и «идеального Я». А вот в попытке разрешить такой внутренний конфликт, по мнению сторонников данной концепции, и следует искать истоки стереотипов.

     Еще один подход был создан в рамках необихевиористского1 направления. Он рассматривает стереотип как закономерную реакцию индивидов на стимул внешней среды, например агрессии. В этой теории следует указать в качестве недостатков следующее: во-первых, отожествление стереотипа только лишь с негативным образом социальных групп; во-вторых, отсутствие проработки вопроса о причинах формирования тех самых групп; в-третьих, наделение стереотипа только лишь защитной функцией. Уже само наличие этих пунктов, раскрывающих недостатки, говорит о том, что данная концепция не может служить исчерпывающим объяснением социальной роли стереотипа.

     Дальнейшее  развитие представлений о стереотипе было реализовано когнитивистким подходом.( Г. Олпорт, 1897 – 1967). С позиции данного подхода стереотип понимается как специфическое отражение реальности. Основной акцент переносится на изучение стереотипа как продукта когнитивного, то есть познавательного процесса и его регулятивного воздействия на поведение индивида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Стереотип в концепции современных  социологов

     Из  современных идей о стереотипе следует  отметить следующую теорию: Стереотипы (стереотипное мышление) часто более  ярко выражены у тех, кто занимает невысокое социально-экономическое  положение или чье положение  резко ухудшилось, а так же у  тех, чей позитивный «Я - образ» находится  под угрозой. То есть имеет место  быть внутренний конфликт. Авторами данной теории являются Леймар, Томпсан, Крокер.

     Воззрения современных социологов в изучении стереотипа разделились условно  на три концепции: «стереотип - установка», «стереотип - представление», «стереотип - образ».

     Согласно  первой теории (стереотип – установка) стереотип рассматривается с  точки зрения социальной установки. ( Д.Н.Узнадзе). Под установкой следует  понимать направленность сознания индивида на то или иное явление, процесс действительности, выражающую предрасположенность личности, готовность ее действовать определенным образом в отношении данного  объекта или сложившейся ситуации. Иными словами, в данном случае стереотип  является некой программой действий, установленной кем-то более авторитетным.

     В рамках концепции «стереотип - представления» он рассматривается как продукт  нормального познавательного процесса (В.С. Агеев, О.Ю. Семендяев). Здесь стереотип  является результатом процесса классификации  – организации окружающего мира путем выделения общих свойств  различных предметов. И естественно, что в данной концепции прежде всего отмечается рациональная основа природы стереотипа.

     Концепция «стереотип - образ» рассматривает  стереотип как социальное образование  – продукт деятельности личности и окружающего ее общества.

     Итак, обобщая вышеперечисленные три  концепции современного подхода  к изучению стереотипа, следует отметить, что стереотип способен , во-первых, формировать упрощенное представление, упрощать и стандартизировать полученный опыт и информацию, во-вторых, деформировать сознание и поведение как индивида, так и общества в целом, в – третьих, обладать повышенной устойчивостью, тем самым препятствуя появлению нового знания, и как вследствие этого нести в себе искажение, соотноситься не с реальностью, а с предвзятостью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, в заключение следует еще раз подчеркнуть, что стереотипные особенности поведения проявляются практически во всех сколь-нибудь значимых ситуациях практической деятельности.

     Социальные  стереотипы появляются в результате психологических процессов, которые  естественным и неизбежным образом  ведут к их формированию и сохранению. Источником формирования социальных стереотипов  может являться как личный опыт человека, так и выработанные обществом  нормы. Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные  интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация -- необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Она позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, следовательно, прогнозируемым.

     Важно отметить, что за свою историю развития социальный стереотип имел множество понятий и определений, рассматривающих его как с позитивной, так и с негативной точки зрения. Но в процессе исторического развития большинство ученых в настоящее время склоняются к мнению, что социальный стереотип выполняет важную функцию обобщения, упрощения и схематизации окружающую действительности. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании. М. : 1988.
  2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов В.С. Агеев Вопросы психологии. - 2005. - № 1.
  3. Бергер П. Социальное конструирование реальности Бергер П., Лукман Т. - М., 2008.
  4. Майерс Д. Социальная психология СПб., 2009.

Информация о работе Социология стереотипов