Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:48, реферат

Описание

Во-первых, организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. С этой точки зрения организация -- это процесс «организовывания». Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечить быстроту и непрерывность выполнения операций. Кроме того, он должен установить нормы выработки, режим рабочего дня, наладить взаимодействие рабочих и т.д. Все это и будет называться организацией производственного процесса.

Содержание

Введение

Глава 1. Социальные организации

1.1 Понятие социальной организации

1.2 Структура организаций

1.3 Типология организаций

Глава 2. Социальное управление

2.1 Социальное управление как вид управления в обществе

2.2 Уровни и функции социального управления

2.3 Система социального управления

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

рефер по су.docx

— 34.84 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Социальные организации

 

1.1 Понятие социальной  организации

 

1.2 Структура организаций

 

1.3 Типология организаций

 

Глава 2. Социальное управление

 

2.1 Социальное управление  как вид управления в обществе

 

2.2 Уровни и функции  социального управления

 

2.3 Система социального  управления

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

В повседневной жизни мы часто  используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.

 

Во-первых, организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и  координации усилий отдельных членов социальной группы. С этой точки  зрения организация -- это процесс  «организовывания». Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу. Это означает, что  он должен расставить людей по рабочим  местам таким образом, чтобы обеспечить быстроту и непрерывность выполнения операций. Кроме того, он должен установить нормы выработки, режим рабочего дня, наладить взаимодействие рабочих  и т.д. Все это и будет называться организацией производственного процесса.

 

Во-вторых, организация часто  понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную  структуру. Это означает, что связи  между элементами, составляющими  объект, упорядочены. Например, если говорят, что та или иная группа организованна, значит, в ней существуют устойчивые социальные роли (обязанности, которые  должен выполнять конкретный индивид  для достижения общей цели группы, т.е., его вклад в общее дело), правила, регулирующие поведение людей  и т.д.

 

В-третьих, под организацией понимается искусственное образование  институционального характера, выполняющее  определенную общественную функцию. Университет  с этой точки зрения представляет собой организацию, члены которой  участвуют в выполнении функции  накопления и передачи знаний от поколения  к поколению.

 

Глава 1. Социальные организации

 

1.1 Понятие социальной  организации

 

Среди элементов структуры  общества важное место принадлежит  социальным организациям. Это понятие  многозначно. В социологической  литературе говорят о нескольких его значениях.

 

Во-первых, социальную организацию  рассматривают как элемент структуры  общества, предназначенный для выполнения определенных социальных функций.

 

Во-вторых, это особый вид  деятельности, состоящий в координации  действий, в налаживании связей и  отношений.

 

В-третьих, социальная организация  выступает как степень внутренней упорядоченности, согласованности  частей целого.

 

В-четвертых, это единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций в структуре общества.

 

Мы будем употреблять  термин «социальная организация» во всех перечисленных значениях, но при  этом постоянно иметь в виду, что  второе, третье и четвертое «работают» на первое. Другими словами, они объясняют  и обосновывают специфику социальных организаций как элемента структуры  общества. Прежде чем дать определение  социальной организации, зададимся  вопросом: какова объективная необходимость  социальной организации? для чего она  возникает?

 

Как и любые другие элементы структуры общества, социальная организация  появляется для удовлетворения определенных потребностей людей, связанных с  реализацией целей их деятельности. Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные общности, общество в целом, невозможно достичь без социальной организации.

 

Она выступает как способ объединения индивидов, социальных групп, консолидации их усилий в процессе взаимодействия при решении наиболее важных задач жизнедеятельности. Социальная организация систематизирует определенным образом отношения между людьми, общностями, обществом в целом, направляя  их развитие в определенное русло  ради реализации поставленных целей.

 

Причем сами цели могуч, иметь  как общественный, так и индивидуальный характер. Но при этом они взаимосвязаны, поскольку нельзя достичь каких-либо общих целей без реализации индивидуальных устремлений, и наоборот. Следовательно, социальная организация имеет двойную  направленность: либо она способствует достижению общих целей через  индивидуальные, либо, напротив, достижению индивидуальных целей через общие. Это свидетельствует о том, что  в создании социальной организации  заинтересовано как общество в целом, так и конкретные социальные общества и индивиды.

 

На основании сказанного можно следующим образом определить социальную организацию: это система  отношений, объединяющих людей и  их общности для достижения определенных целей и выступающая как элемент  структуры общества, как вид деятельности, как внутренняя упорядоченность  и согласованность частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального  пространства, коммуникаций. Из определения  следует, что важнейшая задача социальной организации -- способствовать достижению конкретных целей. В этом смысле сама организация является определенным средством (или инструментом) решения  той или иной совокупности задач.

 

Социальная организация  может существовать в такой роли лишь тогда, когда она действует  как социальное образование, включающее в себя некоторое количество взаимосвязанных, выполняющих определенные функции  групп людей. В то же время важнейшая  социальная особенность организации  состоит в «безличном» характере  выполняемых функций.

 

1.2 Структура организаций

 

Социальная организация -- одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической  структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций -- степень их формализации, соотношение формального  и неформального элементов в  них. С учетом этого критерия различаются  организации формальные и неформальные.

 

Формальные организации

 

Под формальной организацией в литературе понимают систему (сеть) «отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией». В приведенном  определении названы основные структурные  элементы формальной организации: отношения, статусы, программа деятельности, нормы, правила поведения.

 

Эти элементы характерны для  любой формальной социальной организации, будь то промышленное предприятие, частная  фирма, научно-исследовательский институт, государственная или муниципальная  структура, учреждение, школа, больница и т.д1. Основу формальной организации  составляет разделение труда, связанное  со специализацией деятельности должностных  лиц. Каждое из них выполняет строго определенные функции в соответствии с занимаемой позицией. В своей  совокупности эти лица составляют специальный  административный аппарат, без которого формальной организации не существует.

 

Основной задачей такого аппарата является координация действий своих членов в целях сохранения организации. Эти должностные лица рассматриваются функционально -- не как личности, а как «носители» определенных социальных ролей.

 

В рамках формальной организации  существует иерархия должностных позиций, в основе которой лежит принцип  руководства-подчинения. Далее, формальная организация включает в себя исключительно  служебные связи между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так и по горизонтали (сотрудничество).

 

Эти коммуникации служат также  средством служебного общения. Наконец, еще один элемент формальной организации -- нормы и принципы поведения  должностных лиц в ее рамках, подлежащие строгой регламентации -- как правовой, так и отчасти моральной.

 

Формальная организация  обладает рядом особенностей, две  из которых -- рациональность и безличность -- являются важнейшими. Первая означает, прежде всего целесообразность собственной  деятельности, направленной на реализацию программы формальной организации. При всех плюсах эта особенность  иногда превращается в свою крайность -- начинает «работать» на саму себя, сводя  первоначально поставленные широкие  цели удовлетворения потребностей значительных групп людей к узким целям  удовлетворения потребностей только членов данной организации.

 

О второй особенности формальной организации -- ее безличности -- уже  упоминалось выше. Суть ее в том, что организация рассчитана не на конкретных людей, а на абстрактных  индивидов -- должностных лиц. С учетом названных особенностей формальная организация имеет все основания  рассматриваться как бюрократическая  система, без привнесения в нее  негативных характеристик понятия  «бюрократизм».

 

Неформальная организация

 

В отличие от формальной неформальная социальная организация -- это спонтанно  складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом  длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация  не в состоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся на специфических  неформальных отношениях.

 

Последние представляют собой  либо неформализованные служебные  отношения, которые несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией, либо социально-психологическую организацию  в виде стихийно возникающей общности людей, основанной на личном выборе связей и товарищеских отношениях. В качестве таких неформальных организаций  могут выступать любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д2.

 

Неформальные отношения  и организации в условиях жесткой  системы административных правил повышают эффективность формальной организации, поскольку:

 

а) сглаживают возможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами;

 

б) способствуют сплоченности членов организации;

 

в) сохраняют чувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности.

 

1.3 Типология организаций

 

Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака:

 

1) степень формализации  отношений в организации,

 

2) подвижность цели и

 

3) степень влияния членов  на результаты ее деятельности.

 

В соответствии с этими  признаками выделяют три типа организаций:

 

1. Административные.

 

2. Общественные.

 

3. Ассоциативные.

 

Административные (или деловые) организации характеризуются следующими признаками:

 

· жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений;

 

· целями, которые устанавливаются  извне, а не вырабатываются самой  организацией;

 

· ограниченными возможностями  для участников влиять на

 

· процесс принятия решений  в организации.

 

Примерами здесь могут  служить министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.

 

Общественные (или союзные) организации -- это организации, в  которых:

 

· цели более подвижны по сравнению с административными  объединениями;

 

· структуры и взаимодействия менее формализованы;

 

· участники имеют возможности  влиять на конечные цели организации;

 

· члены организации вступают в нее добровольно.

 

· Профсоюзы, политические партии, клубы по интересам и т.д. -- все  это общественные организации.

 

Для ассоциативных организаций  характерны свои особенности:

 

· степень формализации отношений  в таких объединениях минимальна;

 

· структуры подвижны;

 

· цели не декларируются, а  вырабатываются самой организацией; влияние индивидов на процессы принятия решений достаточно велико.

 

Примеры организаций данного  типа -- семья, дружеская компания и  т.п.

 

Все эти объединения, несмотря на их значительные различия, относятся  к классу организаций. Дело в том, что все они выполняют одну важную функцию -- регламентируют разнонаправленную  деятельность индивидов, объединенных в одно целое. Организации предлагают участникам кодекс правил поведения, набор  обязанностей и ролей для скорейшего достижения общей цели. Эти правила  могут быть жесткими или не очень  жесткими, в зависимости от типа взаимодействий между членами, тем  не менее, они всегда должны соблюдаться  для успешного функционирования организации.

 

Кроме того, организации в  социологии подразделяются на формальные и неформальные. Понятия формальной и неформальной организации ввел в мировую науку американский социолог Элтон Мэйо. При проведении своих знаменитых Хоторнских экспериментов  он обнаружил, что в любой компании или на заводе, помимо служебных, формальных отношений, возникают неофициальные, дружественные связи. Причем и те и другие не хаотичны, а строго упорядочены  и починяются определенным законам. Благодаря этим особенностям формальные и неформальные отношения как  внутри одного объединения индивидов, так и отдельно друг от друга получили название организаций.

 

В зависимости от того, какие  типы отношений (личностные или деловые, институционализированные) преобладают  в том или ином объединении  людей, организации подразделяют на формальные и неформальные.

 

В формальной организации  в отношениях между ее участниками  доминирует система узаконенных  безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации  ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все  отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному  их набору. Личные качества и способности  индивидов не учитываются.

Информация о работе Социология управления