Социология в Западной Европе и США Х1Х-нач. ХХ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:19, реферат

Описание

В этой работе повествуется о двух значимых ученых в такой науке, как социология. Огюст Конт и Герберт Спенсер внесли неоценимый вклад в развитие социологии как науки. Поэтому я решил описать их деятельность и некоторые аспекты биографии. Также в работе есть описания социологии конца XIX — начала XX в.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии_______________4
Герберт Спенсер._________________________________________________10
Психологическая социология конца XIX — начала XX в._______________18
Основные направления
и особенности современной западной
теоретической социологии_________________________________________20
Заключение______________________________________________________22
Список литературы________________________________________________23

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.76 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

города Москвы

«Московский государственный  институт индустрии туризма»

 

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА

 

Дисциплина:

Социология

Контрольная работа

Тема:

Социология в Западной Европе и США Х1Х-нач. ХХ веков

 

 

                                                                   Выполнил: студент

1курса 315-мс учебной группы

Факультета заочного обучения

Борисов .А.В

Проверил: преподаватель

Симоновой М.М

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Огюст Конт и возникновение  позитивистской социологии_______________4

Герберт Спенсер._________________________________________________10

Психологическая социология конца XIX — начала XX в._______________18

Основные направления

и особенности современной  западной

теоретической социологии_________________________________________20

Заключение______________________________________________________22

Список литературы________________________________________________23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин социология впервые  был введен О.Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии».

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. В. И. Ленин полагал, что с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки

В этой работе повествуется двух значимых ученных в такой  науке, как социология. Огюст Конт и Герберт Спенсер внесли неоценимый вклад в развитие социологии как науки. Поэтому я решил описать их деятельность и некоторые аспекты биографии. Также в работе  есть описания социологии конца XIX — начала XX в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Огюст Конт и возникновение  позитивистской социологии

 Конт и его время

Родоначальник позитивизма  в философии и социологии Огюст  Конт родился в Монпелье в 1798 г. в семье чиновника. Первая половина XIX в. — чрезвычайно важный период в истории Франции. Быстрое развитие капитализма и становление новой классовой структуры общества сопровождались частой сменой форм политической власти. Росту богатства и власти буржуазии сопутствуют нищета и сила сопротивления рабочего класса. Развитие естествознания и техники сочетается с кризисом традиционных идеологических систем и напряженными философскими исканиями. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Революция 1830 г., Июльская монархия, Революция 1848 г., Вторая республика, Вторая империя — основные политические вехи этого периода.

Все эти события оказали  влияние на мировоззрение Конта. Рано отойдя от принятых в отцовской семье католицизма и монархизма, Конт выработал агностическую установку по отношению к традиционной религии. Естественно-научное образование, полученное в Политехнической школе в Париже, и республиканские настроения, направленные как против Наполеона, так и против Бурбонов, обусловили характер теоретических воззрений Конта. Исключенный из школы за вольнодумство, Конт стал домашним учителем математики. Его первые небольшие сочинения были посвящены математическим вопросам. Изучая труды знаменитых французских математиков конца XVIII — начала XIX в., например Луи Лагранжа, Гаспара Монжа, Конт познакомился с проблематикой философии науки. Из широкого круга авторов, труды которых читал молодой Конт, особое влияние на него оказали Монтескье и Кондорсе, первый — своим утверждением о зависимости политико-правовых явлений от естественных законов, второй — формулировкой закона прогрессивного развития человечества и концепцией истории, в которой главное место занимала эволюция общественных идей, институтов и отношений. Живо интересуясь политической экономией, Конт критически отнесся к учениям буржуазных либеральных экономистов, проповедовавших свободу конкуренции, которая должна была привести, по их мнению, к общественной гармонии свободных и независимых индивидов. Противопоставляя этим учениям идею общественного единства, политической интеграции индивидов и классов, Конт опирался на концепции традиционалистов, их трактовку общественного порядка.

В 1817—1824 гг. Конт работал  секретарем у Сен-Симона и, несомненно, воспринял многие его идеи. Однако разногласия между ними по коренным теоретическим и политическим вопросам привели к разрыву. Мысли Сен-Симона относительно борьбы классов эксплуататоров и производителей, высокая оценка им роли труда не были приняты Контом. Если Сен-Симон говорил об обществе свободных и равных производителей, то Конт пропагандировал централизованное государство с иерархической  структурой. Если Сен-Симон на первый план выдвигал идею общественного прогресса, то Конт подчеркивал значение социальной статики. Система позитивной философии  Конта, хотя и содержала некоторые  моменты, напоминающие концепцию Сен-Симона, в целом базировалась на совершенно иных идеологических и теоретических  основаниях. Шеститомный труд Конта «Курс позитивной философии» был опубликован между 1838 и 1842 гг. В нем разработаны принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. Второй свой труд Конт посвятил основам политики и религии будущего. Это «Система позитивной политики или Трактат, устанавливающий религию человечества» в четырех томах (1851—-1854). При жизни Конта были опубликованы также его «Философский трактат о популярной астрономии» (1844), «Рассуждение о духе позитивной философии» (1844), «Рассуждение о позитивизме в целом» (1848—1851), «Позитивистский катехизис» (1851), «Призыв к консерваторам» (1855) и «Субъективный синтез» (1856), а после смерти — четырехтомное «Завещание Огюста Конта».

Обстоятельства личной жизни  и деятельности Конта были весьма неблагоприятны. После разрыва с  Сен-Симоном он никогда не | имел работы с постоянным заработком. Только убеждение в своей пророческой  миссии, понимание своего труда по созданию системы позитивной философии  как великого общественного долга  помогли Конту продолжить научную  и общественную деятельность.

Выступая в Политехническом  обществе с лекциями для рабочих, Конт завязал с ними личные контакты, а в 1848 г. на базе этой группы слушателей и примкнувших к ней студентов  организовал Позитивистское общество, задачей которого было воспитание и  обучение народа в духе позитивистского  мировоззрения. В то же время Конт и его партия резко выступали  против революционных действий парижского пролетариата. Не получив поддержки  в условиях революционной ситуации ни от одной из борющихся сторон, Конт очутился в полной изоляции. Не увенчалось успехом и его обращение к интеллектуальной элите с призывом создать «партию порядка и прогресса». Умер Конт в 1857 г. одиноким, заброшенным.

Несмотря на кажущееся  противоречие между первым и вторым периодами творчества Конта, последнее  базируется на одних и тех же идейных  предпосылках. Идеи морального единения человечества, реорганизации общества на основе новой «религии» — позитивизма, который в то же время является теорией социальной науки, проходят через все его произведения. Функции социальной науки, которую он стремился создать, и новой «религии» Конт считал тождественными, полагая, что может существовать «истинная», «научная» религия, или, что то же самое, моральная наука, выполняющая религиозные функции общественной интеграции. Отсюда вырастал один из основных характерных для его воззрения парадоксов.

Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного  метода Конта.

Конт разъяснял, что слово  «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать ).

Термин «позитивный» в  значении «органический, определенный, точный» был введен Сен-Симоном  и встречается в его произведениях.

По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что  отказывается от «неразрешимых» вопросов, т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые  при помощи наблюдений. Такими «метафизическими», ненаучными вопросами Конт считал вопросы о сущности вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту, является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Такое ограничение задач науки объяснялось стремлением достигнуть точного, определенного знания, которое могло бы создать базу для предвидения будущего (подробнее о контовской концепции науки .

 

Конт выступил упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта философия не имеет ни своего особого предмета, ни своего метода, отличного от методов науки. Позитивная философия является систематизацией наук, того, что есть «научного в науках». Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить всеобъемлющую систему наук, включающую анализ их предметов, методов, законов, сходств и отличий.

Разрабатывая классификацию  наук, Конт опирался на их объективные  признаки. Прежде всего он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы определенных категорий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Например, биология — общая абстрактная наука о жизни, а медицина — конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил пять абстрактных, теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Главные категории естественных явлений — астрономические, физические, химические и биологические — он дополнил категорией общественных явлений, придав тем самым своей классификации «всеобщий, необходимый для ее окончательного конституирования характер» «Энциклопедическая лестница» наук Конта создавалась по принципу возрастания сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от всех других, что объясняет позднее возникновение социологии. Тем не менее это естественные явления, подчиняющиеся естественным законам, специфическим для данной области. Позитивную науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее социологией, объясняя необходимость введения нового термина не пристрастием к созданию неологизмов, а необходимостью создания специальной дисциплины, посвященной позитивным исследованиям фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Он подчеркивал, что социология должна быть теоретической дисциплиной в отличие от описательной «социальной физики» А.Кетле. Превращение социологии в позитивную науку завершало систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии развития человеческого ума и человеческого общества. Это означало, по мысли Конта, настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой прошлых эпох. (Характерно, что в своей классификации Конт не нашел места для психологии, чем вызвал критику Милля.)

Взгляды Конта на науку  отвечали господствовавшему в естествознании первой трети XIX в. метафизическому (антидиалектическому) методу мышления. Само естествознание еще не давало тогда убедительных данных в пользу идеи развития природы, выдвигались лишь отдельные гениальные догадки, которые еще не успели превратиться в научные теории. Метафизический способ мышления обусловливал то обстоятельство, что науки классифицировались Контом как рядоположенные, а не как возникающие одна из другой. Конт обнаружил между ними лишь структурные, а не генетические связи; основу его классификации составлял принцип координации, а не субординации

Несмотря на общий метафизический характер мировоззрения Конта, в  нем все же присутствовали некоторые  элементы тического мышления. Отрицая возможность познания отдельных изолированных друг от друга факторов, он настаивал на исследовании их взаимосвязей и требовал рассмотрения их функционирования в рамках больших целостностей, в которые они входят. Так, исследуя деятельность отдельных органов, нужно иметь в виду строение и свойства целого организма, а каждое явление общественной жизни соотносить с такими целостностями, как эпоха, цивилизация, человечество.

Целостный подход являлся  главным методологическим постулатом Конта, с позиций которого он критиковал современную ему психологию и  политическую экономию. Конт считал, что  целостность (организм, общество) в  большей мере доступна непосредственному  исследованию, чем явления, в ней  функционирующие. При этом, если в  науках, изучающих неживую природу, познание всегда относительно и не может быть полным, то в биологических  и общественных науках оно может  быть более совершенным, поскольку  касается некоторых конкретных и  доступных изучению целостностей. Такая  целостность, как человечество, больше всего касается человека, ее познание наиболее ему доступно, поэтому оно  достигает наибольшей логической полноты, становится абсолютным.

Позитивный метод Конта  сыграл известную роль в борьбе против спиритуализма. Подчеркивание высокой  ценности науки, требование ее автономии  и противопоставление официальной  религии и метафизическим спекуляциям  имели прогрессивное значение как  протест против откровенного идеализма  и поповщины. Многие естествоиспытатели истолковывали позитивизм в духе естественно-научного материализма. Как «антифилософское» направление в философии, стремящееся подняться «выше основного философского вопроса и борьбы двух основных направлений в философии, позитивизм знаменовал своим появлением кризис буржуазной духовной культуры и предвещал дальнейшее его углубление. Но в Польше, России, Турции, Японии, Китае, Бразилии и некоторых других странах в конце XIX в. идеи Конта, Спенсера, Тэна и их учеников и интерпретаторов сыграли относительно прогрессивную роль как противоядие от религиозного мистицизма, умозрительности и нестрогих методов рассуждения. Иногда позитивистский эволюционизм перетолковывался в духе материализма (И. М. Сеченов) или находил себе аналог в виде некоторых естественно-научных построений (Т. Гексли, Ф. Ле Дантек и др.)

Методология Конта объединяла разнородные тенденции. Сыграв в  свое время известную прогрессивную  роль, она в дальнейшем стала все  больше тормозить развитие науки, поскольку  основывалась на неверном, исторически  ограниченном ее толковании. По выражению  французского историка науки А. Крессона, «наука, казалось, повсюду свидетельствовала: Конт слишком подрезал ей крылья. Она может больше, чем он думал и говорил»

Информация о работе Социология в Западной Европе и США Х1Х-нач. ХХ веков