Социологизм - филосовская основа социологии Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:41, реферат

Описание

Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм". Изложим главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская социологическая школа. Именноэти принципы зафиксированы в понятии "социологизм", которое, конечно, не охватывает всего многообразия теоретических построений Дюркгейма.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЗМ.docx

— 21.83 Кб (Скачать документ)

СОЦИОЛОГИЗМ" - ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИИ

ДЮРКГЕЙМА

Для обозначения  основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования  социологии в литературе используется термин "социологизм". Изложим  главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская  социологическая школа. Именноэти  принципы зафиксированы в понятии "социологизм", которое, конечно, не охватывает всего многообразия теоретических  построений Дюркгейма.

При изложении  главных принципов его социологии необходимо различать в нем два  аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона "социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых  постулатов.

1. Социальная  реальность включена в универсальный  природный порядок, она столь  же устойчива, основательна и  "реальна", как и другие виды  реальности, а потому, подобно последним,  развивается в соответствии с  определенными законами.

2. Общество - это  реальность особого рода, не сводимая  к другим ее видам.

Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной  в индивидах. Эта идея "красной  нитью" проходит через все научное  творчество Дюркгейма.

На различных  этапах и в различных исследованиях  дихотомия индивида и общества выступает  у французского социолога в форме  дихотомических пар, так или иначе  воплощающих разнородность этих реальностей. "Индивидуальные факты - социальные факты", "индивидуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" - таковы некоторые основы дихотомии социологии Дюркгейма.

Человек для  него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют  и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы  выступает у Дюркгейма в разнообразных  формах, в частности, в следующих  дихотомиях:*

1) определяемое  социально и биологически заданное;

2) факторы, специфичные  для отдельных обществ и выделяемые  или постулирующие характеристики  человеческой природы;

3) факторы, общие  для данного общества или группы  и характерные для одного или  нескольких индивидов;

4) сознание и  поведение ассоциированных индивидов,  с одной стороны, и изолированных  индивидов - с другой;

5) социально  предписанные обязанности и стихийно  формирующиеся желания и действия;

6) факторы, исходящие  "извне" индивида и возникшие  внутри его сознания;

7) мысли и  действия, направленные на социальные  объекты, и те, что являются  сугубо личными и частными;

8) альтруистическое  и эгоцентрическое поведение.  Онтологическая сторона "социологизма" не сводится, однако, к

признанию основательности  и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к ииндивидуальной  и ее исключительное значение в детерминации человеческого

сознания и  поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это позиция, обозначаемая в истории социологии как "социальный реализм".

Дюркгейм признает, что генетически общество возникает  в результате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

Методологический  аспект "социологизма" тесно связан с его онтологическим аспектом и  симметричен ему.

1. Поскольку  общество - часть природы, то наука  об обществе - социология - подобна  наукам о природе в отношении  методологии; ее

познавательной  целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных  методов, аналогичных методам естественных наук.

Основной принцип  его методологии выражен в  знаменитой формуле: "Социальные факты  нужно рассматривать как вещи".

2. Из признания  специфики социальной реальности  вытекает самостоятельность социологии  как науки, ее несводимость  ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и  понятийного аппарата. Отсюда же  и методологический принцип, согласно  которому социальные факты должны  объясняться другими социальными  фактами.

3. Но "социологизм"  Дюркгейма выходит за рамки  этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с  его "социальным реализмом"  общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку  происходит социологизация как  объясняемых, так и объясняющих  фактов.

Социологический способ объяснения провозглашается  единственно верным, исключающим  другие способы или включающих их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая  наука о социальных фактах, но и  как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые  различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику  и др.

Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но как "система, корпус социальных наук"*. В результате социология предстает не только как  наука о социальных фактах, но и  как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий, мышления, которые стремился  разрешить в своих исследованиях  Дюркгейм, нередко выходили за рамки  собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой  своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философам. С одной  стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков  социологического метода независимость  от всякой философии, с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался  философом.

Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма  было в значительной мере связано  с его отрицательным отношнеием к умозрительным спекуляциям  в социальной науке, которые, с его  точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методологическом фундаменте.

Таковы основные принципы "социологизма", посредством  которых Дюркгейм обосновывал необходимость  и возможность социологии как  самостоятельной науки.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются  двумя основными признаками: они  существуют вне индивида и оказывают  на него принудительное воздействие*. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении  и функционировании**.

Представление Дюркгейма об основных разделах и  отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями  располагался материал в дюркгеймовском "Социологическом ежегоднике". В целом социология делилась на три  основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Дюркгейм был  довольно плодовитым автором, хотя и  не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал  немало статей и бесчисленное множество  рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: "О разделении общественного труда" (1893), "Метод  социологии" (1895), "Самоубийство" (1897) и "Элементарные формы религиозной  жизни" (1912). Это был последний  и самый значительный по объему труд Дюркгейма. Религия, считает Дюркгейм, - это символическое выражение  общества, поэтому, поклоняясь тем или  иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется  обществу - "реальному объекту  всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует  внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому  его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии  и светских культов. Подобно предыдущим работам, книга "Элементарные формы религиозной жизни" явилась выдающимся достижением социологической мысли.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, в такой  небольшой по объему работе, как  эта, невозможно сколь-нибудь подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь констатировать: вклад  Дюркгейма в становление и  развитие социологического знания общепризнан.

Можно согласиться, что концепции французского социолога  во многом ошибочны: ведь у классиков  в отличие от простых смертных, и заблуждения бывают выдающимися. Тем не менее, теория Дюркгейма разрабатывалась  не только для Франции конца XIX - начала ХХ вв. и применима не только к  ней. Ведь между обществом и эпохами, кроме различий, существуют и сходства.

Какие же из основных тем и принципов социологического наследия Дюркгейма имеют существенное значение для социальной науки и  практики в нашей стране в современных  условиях?

1. Общество. Даже  такая, казалось бы, сверхбанальная  категория, как "общество", сегодня  нуждается в новом обосновании  и возрождении и актуальна  не менее, чем во времена  Дюркгейма.

Ведь на протяжении многих лет в социальной псевдонауке  от имени марксизма, основным субъектом  исторического процесса провозглашалось  не общество, а классы. Само же общество трактовалось в социал-дарвинистском  духе как арена беспощадной классовой  борьбы, так что общество как целостная  система выступало как своего рода фикция.

В настоящее  время в некоторых исторических, околонаучных и околохудожественных  концепциях возрождается старый миф  росово-антропологической школы, согласно которому главные субъекты исторического  процесса - не классы, а расы и этносы. Общество

толкуется как  превращенная форма "игры кровей", борьбы рас и этносов.

Таким образом  очевидно, что идее общества как  совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями, еще предстоит занять свое место  и в сознании социальных ученых, и в общественном мнении.

2. Социальная  солидарность. Это основная тема  всей социологии Дюркгейма.

Солидарность  для Дюркгейма - синоним общественного  состояния. Он был убежден, что люди, в конечном счете, объединяются в  общество не ради индивидуальной и  групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в  друге.

Известно, что  разделение труда ведет к формированию социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это убедительно доказал еще  Маркс.

Осуществление принципа социальной солидарности может  успешно противостоять теперь пагубным проявлениям индивидуального, группового, национального эгоизма. При этом необходима такая солидарность, которая  основана на различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским языком, насильственная и искусственная "механическая" солидарность должна уступить место естественной и добровольной "органической" солидарности.

Современное общество безнадежно деградирует, когда разделение труда в нем основано на протекционизме, родственных связях, привилегиях, происхождении  и прочих формах противоестественного социального отбора. Общество может  процветать только при условии естественного  социального отбора, основанного  на свободном соревновании трудовых достижений, умов, талантов, нравственных достоинств в равных деловых и  соответственно вознаграждемых. Существенное условие социальной эффективности  и успешного функционирования разделения труда, всех форм иморализма - безусловное  признание всеми членами общества определенного минимума объединяющих общих ценностей, образующих то, что  Дюркгейм называл "коллективным сознанием". Придумывать их не нужно, их необходимо лишь коллективно отобрать из ценностей, уже функционирующих в общественном мнении, и из социокультурных традиций. Они зафиксированы во "Всеобщей декларации прав человека".

3. Мораль. "В  истолковании Дюркгейма мораль  неотделима от социальной солидарности  и также постоянно находилась  в центре его исследовательских  интересов"*. Доказывая, что разделение  труда

Информация о работе Социологизм - филосовская основа социологии Дюркгейма