Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 07:31, доклад
В 30-е годы нашего столетия на основе широкого использования психоаналитического в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая названия социометрия. Под социометрией принято понимать теоретическое и прикладное направление социологической науки, изучающее социопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах.
В 30-е годы нашего столетия на основе широкого использования психоаналитического в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая названия социометрия. Под социометрией принято понимать теоретическое и прикладное направление социологической науки, изучающее социопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах.
Создателем этой теории является ученик Зигмунда Фрейда, эмигрировавший из Румынии в США, психиатр и социолог Джекоб Морено (1892-1974).
Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: «Математическое учение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результат, полученные при применении количественно-качественного метода».
В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он называл: «социус» - товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие. «Вместо анализа социальных классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом небольших групп. Это отход от социальной вселенной к ее атомарной структуре», - так Морено сформулировал свою программную концепцию.
«Социометрия,
- говорил Морено, - изучает индивидуумов
именно в тот момент, когда они спокойно
вступают во взаимные отношения, ведущие
к образованию группы». Важным моментом
теоретических построений Морено было
положение о том, что через раскрытие социально-психических
механизмов в психических структурах
сообществ социометрия получает возможность
установления социального контроля над
поведением личностей и социальных групп.
Важнейшими инструментами социометрического
анализа являются социометрические
тесты, социоматрицы и различного рода
социограммы, на которых во многом и
базируется социометрический метод. Познакомимся
поближе с используемыми методами в социометрии.
Под социометрическим тестом в микросоциологии
понимается один из приемов опроса людей,
в ходе которого выполняется задание стандартной
формы, позволяющее получить как бы «коллективное
самовыражение опрашиваемых», т.е. количественно
измеримые характеристики межличностных
отношений в социальной группе. Вторым
таким инструментом социометрии считается социоматрица –
таблица, в которую при помощи графических
и числовых обозначений заносятся полученные
в результате исследований данные, характеризующие
систему взаимоотношений людей в изучаемой
группе. Третий инструмент социограммы
дает соответствующее графическое (схематическое)
выражение социальных отношений людей
преимущественно в малых группах.
Наряду
с ними в социометрии широко используются
разнообразные индексы, коэффициенты
и пр., позволяющие дать количественную
характеристику изучаемым явлениям социального
взаимодействия.
Причиной общественных изменений, как
считал Морено, являются взаимоотношения
индивидов, складывающиеся из особых «микроэлементов»,
называемых «социальными электронами»,
или «телеэлементами». С помощью понятия
«теле» («социогравитационный фактор»)
Морено пытался объяснить различные чувства,
возникающие в процессе общения людей
друг с другом, и определял его как простейшие
единицы чувства, излучаемые человеком
и направленные от индивида к индивиду.
Интенсивное излучение «теле» «со знаком
плюс», согласно утверждениям Морено,
вызывает симпатию, а излучение «теле»
«со знаком минус» - антипатию.
Микросоциология уделяет большое внимание
анализу количественной стороне психологических
отношений людей, которые определяются
социометристами в терминах безразличия,
симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).
По мнению Морено, которое стало одним из фундаментальных положений социометрии, социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь у учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т.д., а под макроструктурой – пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций.
Соответственно, социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Так Морено пришел к одному из утопических выводов своей теории – возможности «улучшения» человеческих отношений в рамках любой общественной системы.
Среди
других законов, сформулированных Морено,
особой популярностью в ряде школ современной
западной социологии пользуется так называемый «закон
насыщения». Согласно этому закону, подобно
тому, как в химических растворах существует
осадок, так в национальных и межличностных
отношениях также существует подобная
точка, превышение которой ведет к «перенасыщению»,
или, к национальным и расовым конфликтам,
розни и войне.
В числе иных социометрических законов
Морено можно упомянуть социогенетический
и социодинамический законы. Социогенетический
закон констатировал, что высшие формы
любой коллективной организации развиваются
из простейших форм, а социодинамический
закон утверждал, что человеческие привязанности
внутри любой группы распределяются неравномерно.
В связи с формулировкой социодинамического
закона Морено указывал, что большая часть
эмоциональных влечений («предпочтений»)
приходится на немногих членов группы
(«звезд»), в то время как большинство участников
оказываются как бы «эмоционально обездоленными»
(такие зачислялись Морено в разряд «социометрического
пролетариата»).
Одним
из важнейших методов социометрии Морено
считал вовлечение исследуемых лиц в активный
терапевтический процесс, который он именовал
«психодрамой», целью которой как терапевтического
приема выступает предоставление личности
свободы самовыражения от напряженности
современной реальной жизни. Создание
социометрии явилось одним из наиболее
значимых достижений социологии как науки
за весь период ее существования.
Социометрия является одним из наиболее эффективных способов в практике социологического исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
Социометрия
обозначает с одной стороны отрасль
социальной социологии и психологии,
изучающую межличностные
Социометрия находит применение в различных сферах микросоциологии (позволяет повысить производительность труда, способствует выработке принятию групповых коллективных решений и т.д.)
Методологически
оправданное и грамотное
Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в социологических исследованиях прежде всего связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа.
Социометрическая
техника – на сегодняшний день
один из немногих способов, с помощью
которого можно увидеть зачастую
скрытую от непосредственного наблюдения
систему межличностных
Использование
социометрических методов в практике
социологических исследований предназначено
для измерение степени
При использовании социометрического метода необходимо соблюдать следующие правила:
Обработка
данных, полученных социометрическим
методом, существенно отличается от
анализа обычных статистических
данных. В этом случае обычные методы
обработки данных либо не применимы
вообще, либо требуют существенной
модификации. Информация в социометрии
предоставляется специфическим
образом – в виде социограмм и
социоматриц. Поэтому изложение
социометрических методов всегда сопровождается
достаточно подробным изложением методов
представления и анализа
Социометрия
постоянно развиваются и
Примеры
вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную
служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит
функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных
отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились
бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили
в общежитии, с кем из них Вам хотелось
бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали,
кого из ее членов Вы не хотели бы оставить
в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на
день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?