Содержание системы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно - правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 31.42 Кб (Скачать документ)

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут быть провиденные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных  форм социальной защиты является то, что  они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной  инициативы отдельных субъектов  отношений в данной среде, которые  принимают на себя обязательства  по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные  формы могут применяться в  таких видах социальной защиты, как  обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве -- это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно  реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального  недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия еще, по крайней  мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может  рассматриваться как исключительно  экономическая проблема. Экономическая  же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных  экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной  стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические  преобразования достигает максимума  тогда, когда становится очевидной  неспособность решить назревшие  социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

Тем самым, становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская  газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009) // Российская  газета, № 238 - 239, 08.12.1994.

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Российская  газета, № 23, 06. 02.1996, № 24, 07.02.1996, №  25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.

4. Федеральный закон «О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации» от 17.12.2001 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) № 173-ФЗ.

5. Федеральный закон «О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. (в ред. от 22.07.2008 г.) № 166-ФЗ.

6. Федеральный закон «О  государственных пособиях граждан,  имеющих детей» от 19.05.1995 г. (в ред. от 25.12.2008 г.) № 81-ФЗ.

7. Федеральный закон «О  внесении изменений в Федеральный  закон «О государственных пособиях  граждан, имеющих детей»» от 25.10.2007 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) № 233-ФЗ.

8. Закон РФ «О социальной  защите граждан, подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС» от 15.05.1991 г. (в ред. от 25.12.2008 г.) № 1244-1.

9. Постановление Правительства  РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О  Программе социальных реформ в Российской Федерации».

10.Основные направления  социально-экономической политики  Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу.  Одобрены на заседании Правительства  Российской Федерации от 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской  Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. - 2000.- № 83.- 12 мая 2000 г.

 

 

Научная и учебная  литература

1. Кузьмин О.В. Социальная  политика государства. - УМК. Новосибирск.- 2008.

2. Мачульская Е.Е., Горбачёва Ж.А. Право социального обеспечения.- М., 2010.

3. Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2007.

4. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: БЕК, - 2005.

5. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина.- М., 2009.

6. Смирнов С.Н. Региональные  аспекты социальной политики. - М., 2009.

7. Трубин В.В. Стратегия  реформирования системы социальной  защиты населения в Российской Федерации. - М., 2010.

8. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2007.

9. Швецова Л. Строим гражданское общество // Власть.- 2006. - № 10.

10. Якушев Л.П. Социальная  защита: Учебное пособие. - М., 2008.

 


Информация о работе Содержание системы социальной защиты населения