Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:49, контрольная работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно - правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.
Характерной особенностью частных
форм социальной защиты является то, что
они создаются не в обязательном
порядке в силу принятия соответствующего
законодательства, а в силу частной
инициативы отдельных субъектов
отношений в данной среде, которые
принимают на себя обязательства
по осуществлению социальной защиты
ограниченного круга лиц, представляющих
для них определенный интерес. Частные
формы могут применяться в
таких видах социальной защиты, как
обеспечение временной
Таким образом, социальная защита в любом государстве -- это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита
предполагает проведение политики, адекватно
реагирующей на социальное самочувствие
людей, способной улавливать рост социального
недовольства и социальной напряженности,
предупреждать возможные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия еще, по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.
Социальная политика не может
рассматриваться как
Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.
Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.
С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.
Тем самым, становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.
2. Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть
3. Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть
4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) № 173-ФЗ.
5. Федеральный закон «О
государственном пенсионном
6. Федеральный закон «О
государственных пособиях
7. Федеральный закон «О
внесении изменений в
8. Закон РФ «О социальной
защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации
9. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации».
10.Основные направления
социально-экономической
Научная и учебная литература
1. Кузьмин О.В. Социальная политика государства. - УМК. Новосибирск.- 2008.
2. Мачульская Е.Е., Горбачёва Ж.А. Право социального обеспечения.- М., 2010.
3. Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2007.
4. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: БЕК, - 2005.
5. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина.- М., 2009.
6. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. - М., 2009.
7. Трубин В.В. Стратегия
реформирования системы
8. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2007.
9. Швецова Л. Строим гражданское общество // Власть.- 2006. - № 10.
10. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. - М., 2008.
Информация о работе Содержание системы социальной защиты населения