Соотношение природного и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание

Человек – существо социальное, но в то же время и высшее млекопитающее, то есть существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы.

Содержание

Введение 1
1 Соотношение природного и социального в человеке
2 Роль природных факторов в формировании социальной жизни
3 Социальная жизнь
4 Вывод
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная социалогия.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

       До сих пор мы рассматривали проблему как бы с одной сторо­ны, мысленно проводя линию от географической среды к обще­ству. Но при наличии уже сложившегося общества еще важнее определить обратную связь — от общества к географической среде: что увидят люди в данной географической среде, какие варианты жизни изберут, какими будут их действия в условиях малоплодо­родных земель, — все это зависит от сложившихся в данном обществе ценностей, традиций, устоев. Каждое общество воспринимает окружающую среду и реагирует на нее по-своему. Это касается вза­имодействия социума не только с географической средой, но и (о чем будет говориться в дальнейшем) со всеми внесоциальными, в том числе вещественно-предметными, факторами.

 

            3 Социальная жизнь

  Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей.

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальную группу, участвовать в совместной деятельности.

Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость может быть сложной, опосредованной. Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации  общества,  состояния  нравов.  Имеют место зависимости между различными общностями  людей ( между городскими и сельскими жителями, студентами и работающими ).

Социальная связь всегда налична, осуществляема, реально ориентирована на социальный субъект (индивид, социальную группу, социальную общность). Основными структурными элементами социальной связи являются:

субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);

предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами или "правила игры".

Социальные связи могут быть устойчивыми или случайными, непосредственными или опосредованными, носить формальный или неформальный характер, быть постоянными или спорадическими. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальная связь выступает, прежде всего, в виде социального контакта. Социальная связь есть не что иное, как зависимость, которая реализуется через социальное действие и выступает в форме социального взаимодействия.

  Рассмотрим более подробно такие элементы  социальной жизни как социальное действие и взаимодействие. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое принятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в будущем. "Другие" могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. Социальное действие должно быть  ориентировано на других людей, иначе оно не социально. Не всякое человеческое действие, следовательно,  действие  социальное.  Характерен  в  этом  отношении следующий пример. Случайное столкновение  велосипедистов  может быть не более,  чем происшествием,  подобно  явлению природы,  но попытка избежать столкновения, брань, последующие за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие.

  Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте). Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя, скорее всего, поведет, с учетом этого, какой вариант действия следует избрать.

  Ни один индивид не совершает социальные действия без учета ситуации, совокупности вещественных, социальных и культурных условий.

  Социальная связь выступает в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальное взаимодействие - систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Иначе, социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди реагируют на действия других.

  Яркий пример взаимодействия - производственный процесс. Здесь имеет место глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установилась связь, например производство и распределение товара. Примером социального взаимодействия может быть общение с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами. Выделяются два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество  подразумевает  взаимосвязанные  действия  индивидов, направленные  на  достижение  общих  целей,  с обоюдной  выгодой для взаимодействующих  сторон.  Взаимодействие  на основе  соперничества включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

При утверждении огромного значения биологической основы деятельности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые различия в особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общественное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравноценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследованиями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность
(например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

Проанализируем различные аспекты влияния географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить, что есть определенный минимум природно-географических условий, который необходим для успешного развития человека. За рамками этого минимума социальная жизнь не возможна или носит определенный характер, как бы замерев на некотором этапе своего развития.

Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне ( в полярной зоне, в степи или в субтропиках).

Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека.
Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.

Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы развития экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Я. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что
"демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы
(Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская власть".

На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавна жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.

Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле".

            Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания

            Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между геграфической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Вывод

            Человеческое существо с самого своего рождения погружено в  социальную  среду, которая воздействует на него в той же мере, как и среда физическая. Более того, подобно тому как это делает физическая среда, общество не просто воздействует на индивида, но непрестанно трансформирует самую его структуру, ибо оно не только принуждает его к принятию фактов, но и представляет ему вполне установившиеся системы знаков, изменяющие мышление индивида, предлагает ему новые ценности и возлагает на него бесконечный ряд обязанностей. Это позволяет сделать очевидный  вывод , что  социальная   жизнь  трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействий субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению

             Человек существует  за счет обмена веществ  с  окружающей  средой. Он дышит, потребляет различные  природные   продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных  физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как  природное,  биологическое  существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит  свою собственную окружающую среду(жилище, одежду, орудия, труд),изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

       Список использованной литературы.

 

9

 



Информация о работе Соотношение природного и социального в человеке