Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:17, доклад
Имя Э. Берджесса известно в американской социологии прежде всего в числе основоположников Чикагской школы социологии, наряду с Р. Парком и У. Томасом. Если идейным лидером, «ключевой фигурой» школы был Парк, то по части методов исследования Берджесс был более глубок и оригинален, придавая общим методологическим идеям Парка конкретную форму. «Можно считать, что благоприятный интеллектуальный климат в чикагской социологии в начале 20-х установился благодаря этому сотрудничеству». Берджесс, по мнению коллег, обладал качествами, прекрасно дополнявшими Парка; «комбинация способностей обоих исследователей давала наиболее творческое соединение»
Именно эти возможности предоставляются, по мнению Берджесса, при изучении дневников, личных писем, автобиографий и т. п. В предисловии к «Джеку-Роллеру» он сравнивает значение биографии в изучении личности с микроскопом в биологии, проникающим сквозь внешнюю оболочку видимого; она раскрывает «обширную картину взаимосвязей ментальных процессов и социальных отношений». Наиважнейшими методами в социологии он считает взаимодействие с респондентом (опросы) н анализ личных документов. «Статистические данные и картографирование говорят о многом, но не обо всем... Эти данные лишь ставят вопросы, многие из которых требуют дальнейшего изучения статистическими же методами, другие - могут быть поняты лишь при более глубоком проникновении за пределы наблюдаемого поведения».
Пристрастие к качественным методам ие мешало Берджессу одному из первых осваивать и применять в своих исследованиях новейшие статистические методы: среди первых он использовал многомерную статистику в социологии - факторный анализ, примененный им к изучению семейных отношений - он же был среди первых социологов в Чикаго, использовавших компьютер при обработке данных. Методологическая разносторонность и восприимчивость Берджесса безусловно связана с его ориентацией на эмпирическое обоснование научных изысканий, с тематической мобильностью и социально-реформистской направленностью. В своих теоретических и методологических исканиях он стремится к всесторонней оценке проблемы и «всегда ищет способ примирения противоположностей - плодотворный их синтез». Видимо, это стремление было чем-то большим, нежели особенность его научного мышления, - общим умонастроением, складом характера, образа жизни. «Он жил по правилам сельского протестанта Среднего Запада, - пишет Д. Бог, - которые предписывают «умеренность во всем». Но при этом его интеллект был чужд предрассудков и ограниченности... Поэтому его оценки всегда были взвешены и не отличались крайней категоричностью».
Чувство меры, терпимость и восприимчивость к неординарным явлениям позволяли Берджессу устанавливать контакты с самыми различными людьми, сотрудничать в разнообразнейших организациях. Например, его знакомство с представителями некоторых групп сомнительного поведения стало причиной обвинения его в неблагонадежности; на публичном слушании этого дела в комитете конгресса Берджесс заставил своих оппонентов отказаться от обвинений. Ф. Хаузер считал Берджесса «идеальным типом коллеги», который всегда был «спокоен, рассудителен и умел подобрать нужное слово, нужный жест, чтобы предотвратить конфликт. Он был опорой и защитой для студентов не только в научном плане, но и в материальном, а также в продвижении карьеры».
Организаторская деятельность Берджесса отличается редкостным разнообразием и интенсивностью: он представлял различные общественные организации, участвовал во множестве правительственных и неправительственных комитетов, десять лет был секретарем Американской социологической ассоциации (1920-1930), ее президентом (1934), главным редактором «Американского журнала социологии» (1936-1940), активно участвовал в работе Комитета по исследованиям в социальных науках. Во время второй мировой войны Берджесс занят в Комитете по национальной обороне, занимается вопросами реабилитации ветеранов войны и их адаптацией к послевоенной жизни; находит время и для занятий геронтологией, которые увенчались созданием в 1949 г. геронтологическото общества. Благодаря активности Берджесса и его учеников, Чикаго становится также центром по изучению социально-геронтологических проблем. При участии Берджесса основаны Общество по изучению социальных проблем, Национальный совет по семейным отношениям, Центр по изучению семьи и сообщества (в Чикаго) и др.
В последние годы жизни Берджес часто болел, и смерть его сестры, с которой он не расставался 35 лет, стала для него, видимо, тяжким потрясением. Он умер в Чикаго в 1966 г., в возрасте восьмидесяти лет. Задолго до этого он завещал свое имущество и состояние Чикагскому университету с тем, чтобы там был основан Фонд Э. Берджесса для помощи студентам и развития социологических исследований.
Берджесс «более, чем кто бы то ни было, способствовал развитию социологии в Соединенных Штатах... - считает Г. Блумер, - он был неутомим в формировании и расширении институциональных основ нашей дисциплины... Берджессу принадлежит огромная заслуга во внедрении и укреплении интересов социологии как на общенациональном уровне, так и в Чикагском университете».
Эрнст Уотсон Берджесс (англ. Ernest Watson Burgess) - известный американский социолог, представитель Чикагской школы социологии.
В американской социологии Эрнст Берджесс прежде всего известен как один из основоположников Чикагской школы социологии, вместе с Робертом Парком и Уильямом Томасом. Роберт Парк по праву считается идейным лидером и главной фигурой школы, но в том, что касается методологии, Берджесс отличался неординарностью мышления, что давало расплывчатым идеям Парка конкретную форму. Во многом благодаря этому в начале 1920-х сотрудничеству в Чикагской социологии установились благоприятные интеллектуальные условия.
Берджесс, как считали коллеги, имел качества, которые очень помогали ему при сотрудничестве с Парком; многообразие способностей и того и другого создало крепкий творческий тандем. Необыкновенный интерес к различным методикам, неплохая осведомленность в методологии, а также незаурядные управленческие способности, - вот то, что сделало Берджесса незаменимой фигурой в так. наз. "Чикагской школе".
Родился будущий учёный 16 мая 1886 в городе Тилбери (Онтарио). Его отец, англиканский священник, основал приход в этом городе, а заодно и работал учителем в местной школе. Еще в детстве его семья переехала в Уайтхолл (Мичиган), где Эрнст стал учиться в частной школе. Уже в раннем возрасте обнаружились его необыкновенные способности; его первый учитель называл Эрнста «маленьким профессором». Тогда он мечтал преподавать в университете, церковная же карьера отца его не привлекала.
В 1905 семья переехала в Кингфишер (Оклахома), где Берджесс стал учиться в Кингфишер-Колледже. Окончив его в 1908 г., он хотел поступить на факультет английской филологии в Мичиганском университете. Но профессор Кингфишер-Колледжа, который окончил чикагский социологический факультет, представил Берджесса А. Смоллу, и после собеседования с ним Берджесса приняли на факультет социологии Чикагского университета. Здесь он стал современником так. наз. «большой четверки» социологии: А. Смолл, Ч. Хендерсон, Дж. Винсент и У. Томас. Своими учителями он впоследствии называл Винсента и Томаса. Книга «Польский крестьянин в Европе и Америке» оказала на Берджесса колоссальное впечатление, и он начал исследование русского крестьянина и заинтересовался проблемой этнических групп.
Внимание к проблемам расы и этноса был особенно острым в то время в Чикаго. Берджесс два года возглавлял студенческий социологический клуб, был членомкосмополитического клуба (интернациональной академической группы) и внимательно изучал этнические проблемы. Тем не менее, закончив университет, он не написал диссертацию. После Чикаго Берджесс отправился в Толедо, штат Иллинойс, где год преподавал в местном университете, затем - в университете штата Канзас.
Он еще 2 года работает в Канзасе, год преподает Огайо, потом в 1916 г. возвращается в Чикаго. К тому времени он успел защитить докторскую диссертацию по теме«Функция социализации в социальной эволюции». Именно тогда он и Роберт Парк начали тесное сотрудничество, продлившееся 30 лет.
«Введение в науку социологии» готовилось очень кропотливо и стало первым образцом совместной работы Парка с Берджессом. После детального обсуждения всех теоретических положений, они записывались Берджессом в виде очерка и рецензировались Парком, иногда очень серьёзно. И только потом Берджесс оформлял окончательную версию текста. Берджесс вспоминал, что ему «очень повезло, когда он получил возможность приобщиться к творческому процессу вместе с Р. Парком», никогда не покидавшего своего рабочего места.
Темами лекций Берджесса были и собственно вводный курс, и криминология, и социальная патология, теории личности и ее дезорганизации, и социология семьи. Парк и Берджесс также вместе вели курс по полевым исследованиям. Результатом стал учебник по методам социологического исследования, который опубликовал В. Палмером. Книга стала неким методическим дополнением к «Вступлению в науку социологии». Именно ней в качестве социологических методов были отмечены: исторический метод, статистические методы, монографическое исследование. В заключительной главе подробно рассматривались исследовательские методики и техника монографического исследования, в том числе изучение личных документов, интервью, социальное картографирование и наблюдение.
По мнению Берджесса, все прежние исследователи при изучении проблем города концентрировались лишь на описании жизни обитателей трущоб, что сильно отличалось от приписываемых им стереотипов.
К началу 20-х гг вместо «социальной работы» Берджесса стали интересовать прежде всего прагматичные исследования, нуждающиеся в научном обосновании, а значит, в научном изучении проблем социума. К социальному реформизму и Парк и Берджесс относились одинаково: они думали, что место социолога не на политической трибуне, поскольку отстаивание интересов той или иной социальной группы вредит объективности исследований. Однако социолог должен сосредоточиваться на наиболее злободневных социальных проблемах и помогать их разрешению доведением до политиков объективной научной информации.
Берджесс черпал необходимую объективную информацию из социальных карт города Чикаго, которые показывали распределение, прежде всего, подростковой преступности, но еще и кинотеатров, танцплощадок и т. д. С 1916 по 1923 г. протекал так называемый «период без фондов», когда картографированием занимались с помощью студентов, до тех пор пока не был создан Комитет по изучению местного сообщества в Чикаго, что взял на себя долю финансирования городских исследований. Создавая одну карту за другой, исследователи стали приходить к выводу, города имеет некую структуру и упорядоченность и что разные типы социальных проблем тесно связаны друг с другом.
В 1925 г. вышла классическая работа Берджесса - «Рост города: введение в исследовательский проект». Она появилась в результате проводившегося социального картографирования Чикаго и условного разделения его на 75 непохожих, качественно различных «естественных района», и более 300 соседских общин, которые и определили «пространственный тип Чикаго», сохранившийся до сих пор (классификацию районов по Берджессу и сегодня имеет телефонная книга Чикаго). Данная работа проводилась с 1924 по 1930 г.; она помогла еще глубже исследовать проблемы города города и стала важным источником информации для разных общественных и политических организаций города. Все 75 районов, на которые был разделен Чикаго, показывали все разнообразие типов поселений, - промышленная зона, районы иммигрантов, деловые районы, гостиничные и фешенебельные; каждый из них представлял собой "общество в миниатюре", со своими историей, традициями и проблемами.
Именно в "Росте города" впервые была подробно расписана идея концентрических зон в Чикаго, которые, по мнению Парка, Берджесса и Маккензи, располагаются в таком порядке: зона І «LOOP» - центральный деловой район (в Чикаго - Большая Петля); вокруг центра располагается переходная зона, где размещаются конторы и легкая промышленность (І' «Factory zone»); зона III «Working class zone» - здесь проживает рабочий класс, который вытеснен из зоны перехода (II «Zone of transition»), но поселился вблизи места работы; за ней следует «зона резиденций» (IV «Residential zone») - особняков для одной семьи. Еще дальше - пригородная зона или зона городов-спутников (V «Commuter zone»), что находятся в 0,5-1-часе езды от центра города[2].
Исследование «естественных районов» Берджесс вел по двум главным направлениям: определение пространственного облика района, его топографии, размещения местного сообщества, изучение ландшафта и инфраструктуры; исследование его культурной составляющей: образа жизни, обычаев, стереотипов.
По мнению Берджесса, городской рост прежде всего стимулирует миграция, или мобильность (семей, индивидов, институтов), причем пространственная мобильность иногда является показателем и ускорителем социальной мобильности. Миграция внутри города, мобильность и подвижность пространственных и социальных границ городской структуры, иными словами, динамика городских процессов лежит в основе идеи концентрических зон. Причем городская динамика, идущая в направлении от центра к периферии, имеет циклический характер, подобный социально-экологическому циклу Парка: "Сейчас, - писал Берджесс в 1964 г., - мы переживаем новое зональный движение, когда восстановление города начинается с центра и постепенно надвигается на окраины, а те расширяются в новом диапазоне".
Особое внимание в своих исследованиях Берджесс уделил процессу социальной и личностной дезорганизации, которую он считал нужным рассматривать не как социальную патологию, а как процесс, ведущий к социальной реорганизации через взаимодействие и приспособление. Ситуация, что сложилась в городах США в тот период, располагала к подобному реформизму и заставляла в качестве целей ставить прежде всего установление социального контроля, локализацию процессов дезорганизации, регуляцию взаимодействия разных городских сообществ и адаптацию мигрантов в духе американского образа жизни.
Первыми социальными картами Чикаго, созданными Берджессом и его студентами, были карты распределения юношеской преступности, прежде всего иммигрантской. Согласно картам, малолетние преступники жили главным образом в так называемых районах «распада» и в «переходных» районах и почти никогда - в благоустроенных. Чтобы подробнее изучить данное явление, еще в 1910-е был основан Институт по изучению молодежи. Социологическую секцию в нем возглавил ученик Берджесса - М. Шоу, а потом туда вошли другие его ученики - Г. Маккей, Ф. Зоробо, Л. Коттрелл, К. Тиббитс. Многие их выполненные под руководством Берджесса работы стали потом классическими исследованиями в области социологической криминологии.
Кроме того, Берджесс известен и за исследование, проведенное совместно с Дж. Ландеско и К. Тиббитсом по заказу следственного управления Иллинойса об освобождении преступника под честное слово (поручительство). В целом, в работах по преступности Берджесс и его студенты учитывали личностные и социально-психологические стороны данного явления, чтобы потом найти пути «реорганизации», или «реабилитации» личности.
Информация о работе Современная американская социология С.П.Баньковская — Эрнст Берджесс