Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2011 в 14:23, статья
Корейская семья сегодня. Женский вопрос в современной Корее.
Корейская семья сегодня
Корейская семья сегодня. Женский вопрос в современной Корее.
“Новое” удивительным образом сочетается со “старым”. Сегодня уже никто не требует от женщин ношения вуали на лице, но все же “общественность” хмурится, если “первая леди” идет впереди президента, вместо того, чтобы следовать за ним, или машет приветствующей ее толпе вместо того, чтобы кланяться. Мужчины приходят в гораздо большее возмущение, если дорогу им пересекает автомобиль с женщиной за рулем, или если его беседе помешала женщина, чем в аналогичном случае с мужчиной. Многие таксисты не сажают первым пассажиром женщину. У хозяев магазина считается плохой приметой, если первый покупатель – женщина. Чтобы оградиться от действия “негативных сил”, возникающих при ее появлении, вслед удаляющейся посетительнице бросают соль на порог. До сегодняшнего дня в некоторых районах считается плохой приметой, если женщина кого-то навестила в ранние часы.
После
освобождения Кореи долгое время
существовал запрет на вступление женщинами
в повторный брак ранее, чем через
6 месяцев после окончания
В 1994 был проведен общественный опрос по следам нашумевшего судебного процесса над 41-летней Ли Сунсим, матерью трех детей, обвинявшейся в убийстве пьяного мужа. В результате выяснилось, что одна из каждых десяти кореянок подвергается избиениями каждый день, а 47% заявили, что подвергаются насилию по меньшей мере дважды в неделю. Почему же корейские женщины все это терпят? При разводе дети, как правило, остаются с отцом, и матери лишаются возможности встречаться с детьми, если он против этого возражает.
Непочтительность
к свекрови считается достаточным
поводом для развода и сегодня,
но многим современным кореянкам
подобное обвинение больше не кажется
синонимом страшного
В целом она и в наши дни остается страной домохозяек, что большинство кореянок после замужества не работает. Впрочем, в последнее время эта картина потихоньку меняется, и вопрос о трудоустройстве женщин встает все с большей остротой. До недавнего времени, примерно до начала восьмидесятых годов, такого вопроса в Корее не существовало в принципе. Все были уверены, что замужняя женщина работать и не может, и не должна. Даже если до замужества кореянка и работала (в последние два-три десятилетия это стало обычным явлением), то свадьба в обязательном порядке означала увольнение, причем не всегда добровольное: до недавнего времени в большинстве фирм женщину после вступления в брак увольняли автоматически. Женщины-служащие обычно выполняют обязанности мелких клерков с низким статусом и низкой зарплатой. Предполагается, что они уволятся после выхода замуж. 70 – 80% нанятых женщин прекращают работать в течение 3 лет после найма.
По
конституции корейские женщины
имеют равные права с мужчинами,
и большое число законов
90-е
годы XX в. стали периодом по-
До конца 1960-х гг. высшее образование было для женщин почти недоступно, да и не считалось необходимым. Еще в 1977 г. в Корее только 33% опрошенных родителей сказали, что они хотели бы в перспективе дать своим дочерям высшее образование. Если учесть, что для сыновей эта цифра составила тогда 55,5%, то налицо был серьезный разрыв. Однако спустя всего лишь 13 лет, в 1990 г., университетский диплом считали необходимым для своих дочерей - 61,3%, а для сыновей - 61,9% опрошенных. Правда, корейские родители, стремясь дать своим дочерям высшее образование, воспринимают его в первую очередь как необходимое условие удачного замужества, ведь в Корее девушке без диплома практически невозможно выйти за университетского выпускника. Однако какими бы мотивами не руководствовались корейские родители, отправляя своих дочерей в университеты, там молодые кореянки неизбежно знакомятся с идеями женского равноправия и проникаются ими (до определенной степени).
Судя по опросам социологов, проведенным в 1989 – 1990 гг.. среди женщин и мужчин среднего класса в возрасте от 20 до 40 лет, в основном с высшим образованием и с детьми дошкольного и младшего возраста, большинство респондентов отвергают иерархическую модель разделения семьи на “внутреннее” и “внешнее” и ставят под сомнение необходимость непременного главенства в семье мужа. Большинство женщин не считают мужа “Небом”, не думают, что они должны беспрекословно ему подчиняться, и сопротивляются, если он им приказывает. Вспоминая, что их отцы вели себя “подобно королю”, они выразили облегчение по поводу того, что их собственные мужья ведут себя по-другому. Для них понятие о муже как о “Небе” - “анахронизм, феодальный пережиток и отсталость”. Опрошенные охарактеризовали свои отношения с супругом как партнерские и выразили мнение, что “муж должен быть другом”.
Наряду
с ростом уровня образования, к большой
женской занятости ведет
Идеал мужа в Южной Корее 90-х годов – “семейственный мужчина, который может играть с детьми и помогать жене делать домашние дела в воскресенье” - к такому выводу пришла Симбирцева Т.М., проводившая письменный опрос среди своих корейских студентов. Такие люди уже встречаются, в основном среди молодежи. Трудно сказать какой стереотип семейных отношений существует сегодня в Северной Корее, но еще на рубеже 80-90-х годов на улицах Пхеньяна часто можно было увидеть сцену, когда отработавшие рабочий день женщины, следуя в шагах трех позади мужей, несли на голове бруски полученного по карточкам мороженного минтая, в руке (руках) – бидон (ы) с маслом или керосином для примуса, а за спиной – младенцев. Мужья с достоинством несли себя впереди, помахивая тоненькими портфельчиками.
По данным UNDP (United Nation Development Program), в 1998 г. Республика Корея занимала 30-е место в мире по качеству жизни. Домохозяйкам в этой стране уже не приходится носить на себе продукты или канистры с топливом. Необходимое можно заказать из магазина с доставкой на дом. Можно съездить за ним на своем собственном автомобиле, который есть практически в каждой семье.
Самым “лучшим” мужем считается человек с высшим образованием и работающий на фирме, т.е. “белый воротничок”. В соответствии с распространенным и сегодня традиционным представлением о “благородном муже” (кунджа), последний большую часть своего времени проводит вне дома и стоит выше “малых” проблем, которые решают дома его домашние, такой муж большую часть своего времени проводит на работе. Как и раньше в современной Корее считается, что обязанности мужчины перед обществом стоят в общественном сознании выше, чем его обязанности перед семьей. Муж, который каждый день звонит жене с работы, вызывает осуждение как “слишком озабоченный мелкими проблемами”. Так же осуждается человек, который пропускает встречи с коллегами после работы без веской причины и идет домой. Считается “эгоистичным” идти домой по окончании рабочего дня, если работа еще не закончена. Вызывает одобрение человек, который пропадает на службе до позднего вечера и в связи с этим пренебрегает семейными обязанностями, ибо он “жертвует личной жизнью, чтобы выполнить свои социальные обязанности за пределами семьи”.
Иначе говоря, хотя корейские организации и решают принципиально новые задачи, используя новые методы и приемы, действуют они в целом в соответствии с весьма старыми принципами, которые глубоко укоренились в национальной культуре и в современных условиях только нашли свое новое выражение.