Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:12, реферат
У истоков социологии семьи стояли европейские ученые - статистики Рилз и Ле Пле. Они предприняли попытку изучения влияния социальных факторов (индустриализации, урбанизации, образования и религии и др.) на формы семейного общежития, структуру семьи и ее экономическое благополучие. С тех пор семья находится в центре постоянного внимания социологов. Семья рассматривается ими как социальный институт и малая социальная группа. В центре внимания российской социологии находятся самые разнообразные проблемы семьи (социальные, экономические, демографические, культурные, бытовые), ее стабильности и развития.
Введение
1. Социальные проблемы молодых семей в современном обществе
1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи
1.2 Молодая семья (до рождения первого ребенка)
1.3 Молодая семья с маленьким ребенком (преддошкольного возраста)
1.4 Социальные проблемы молодой семьи
2. Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей
2.2 Решение социальных проблем молодых семей в России
3. Заключение
Список использованной литературы
Цели и задачи Программы. Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приоритетных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на 13 летний опыт формирования различных моделей молодежной политики, реализуемых, преимущественно, на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация «чистого листа». Опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной практики. Все это предопределяет необходимость разработки Федеральной целевой Программы «Молодежь России 2006 - 2010», как важнейшего инструмента и элемента федеральной молодежной политики.
Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики.
Это - создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.
Задачи Программы:
1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.
Проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.
Новизна и особенности Программы.
1. Принципиальной особенностью предлагаемого подхода является его направленность на достижение результата, востребованного как в молодежной среде, так и обществе в целом. Необходимо не только создавать условия для интеграции молодежи в жизнь общества, но и обеспечить доступность и применяемость этих условий самой молодежью.
2. Главной особенностью программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи.
3. Представляемая Программа впервые в практике реализации государственной молодежной политики в России интегрирует все возможности бюджетного финансирования и обеспечения мероприятий ГМП. Предлагается единый алгоритм в разработке и реализации программных действий.
2.2 Решение социальных проблем молодых семей в России
Социальные службы семьи. Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение - Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.
Служба семьи - один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого - обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.
В последние годы стала быстро развиваться сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное родительство», «Семь - Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др.
Основные направления реализации семейной политики включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:
• принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;
• внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;
• разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;
• формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.
Основными функциями социального работника при этом являются:
1) диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
2) охранно-защитная (правовая поддержка семьи);
3) социально-психолого-
4) прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);
5) координационная.
Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.
Основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями включают в себя: разработку и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы; адаптацию молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики; улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи; создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи; создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи; стимулирование деловой активности молодежи; организацию семейного досуга и отдыха.
Большая часть социальной работы с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи. Они используют следующие основные формы и методы социальной работы с молодыми семьями.
В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде ухудшается состояние здоровья молодежи.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что семья - это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения.
Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни.
Замеры состояния современной семьи показывают, что и в мире, и в России идет процесс изменения типа семьи. На решение демографической проблемы направлена "Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года", которая в основном живописует проблемы и говорит о необходимости их решения. А вот как исправлять ситуацию конкретно нужно посредством принятия соответствующих законов.
Демографический кризис - это угроза национальной безопасности России. И, может быть, это обстоятельство заставит государство по-новому взглянуть на проблемы молодой семьи. Теперь судьба большого государства зависит от благополучия этой маленькой первичной ячейки общества.
Список литературы
1. Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2007. - 188 c.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Журнал-вестник московского университета. – 2008. - № 5. - 239 c.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Инфра-М, 2007. – 640 с.
4. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России//Социс. 2002. № 7.- 145 c.
5. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2005. – 130 с.
6. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008. – 183 c.
7. Голод С.И. Стабильность семьи. – М.: Наука, 2004. – 136 с.
8. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2008. – 220 с.
9. Государственная социальная политика (научная школа профессора Г.И. Климантовой). - М.: МГСУ, 2004. – 175 с.
10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2005. 450 с.
11. Кузнецова И.М. Семейное право. Изд. «Феникс», 2008. – 118 с.
12. Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы // Педагогика. – 2007. - № 3. – С. 15-22.
13. Савинов Л.И. Семьеведение - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. – 358 с.
2
Информация о работе Современная молодая семья: проблемы и перспективы