Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа
Для поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть основные типы семьи;
Раскрыть функции семьи;
Рассмотреть, как происходит планирование семьи;
Рассмотреть семейную политику в различных государствах.
Введение 3
Глава 1 Семья и основные характеристики семьи 5
1.1 Основные типы семьи и история семейных отношений 5
1.2 Основные функции семьи 9
1.3 Экономическое развитие и кризис современных 16
семейных отношений 16
Глава 2 Политика планирования семейных отношений государством 32
2.1 Планирование семьи 32
2.2 Семейная политика в разных государствах 40
2.3 Семейная политика в РФ 43
Заключение 46
Список использованной литературы 47
Семейные события - наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупность семейных событий образуют основные этапы семейного цикла. Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.
Признание существования этих различий
привело к необходимости
Стадия 1. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
Стадия 2. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.
Стадия 3. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.
Стадия 4. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
Стадия 5. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.
Стадия 6. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
Стадия 7. Супруги зрелого возраста.
Стадия 8. Стареющая семья.
Естественно, не любую
семью можно рассматривать
Планирование
семьи (англ. family planning) — один из основных способов
решения глобальной демографической
проблемы стабилизации численности населения
Земли. Этот термин часто используют в
качестве синонима словосочетанию «контроль рождаемости», в то время как подтекст его несколько
иной. Он наиболее часто употребляется,
в случае, когда моногамная гетеросексуальная пара желает ограничить число своих
детей, либо иметь возможность контролировать
временные рамки протекания беременности, либо и то и другое одновременно.11
Оптимальный возраст для рождения детей
- 20-35 лет. Доказано, что если
беременность возникает раньше или позже,
то протекает с большим числом
осложнений и вероятность нарушений здоровья
у матери и ребенка выше.
Интервалы между родами должны быть не
менее 2 - 2,5 лет; это позволяет женщине
воccтановить силы для будущих родов, сохранить
свое здоровье и здоровье будущих детей.
Аборт не является лучшим методом регулирования
рождаемости, его можно избежать, применяя
современные методы контрацепции.
Контрацепция делает интимную жизнь более
гармоничной, устраняет ненужные волнения
и ожидания.
Число абортов на 1000 женщин в возрасте, лет: |
Суммарный коэффициент абортов** | |||
15-19* |
20-34 |
35 и старше | ||
1991 |
69,7 |
152,5 |
50,5 |
3,39 |
1995 |
57,1 |
122,4 |
33,1 |
2,62 |
2000 |
36,0 |
97,6 |
23,8 |
2,00 |
2005 |
28,5 |
72,3 |
18,3 |
1,50 |
2006 |
28,9 |
66,2 |
17,8 |
1,40 |
2007 |
27,4 |
61,5 |
16,8 |
1,31 |
2008 |
26,3 |
57,3 |
16,1 |
1,25 |
2009 |
23,1 |
53,5 |
15,8 |
1,17 |
2009 к 1991, % |
33 |
35 |
31 |
|
Число абортов в странах, где собирается статистика абортов, на 1000 женщин в возрасте 15-44 года
Половое воспитание и сексуальное образование детей и подростков поможет сохранить их здоровье, подготовить к будущей семейной жизни и воспитать чувство ответственного родительства. Планирование семьи, применение безопасных методов контрацепции помогут сохранить свое здоровье, родить здоровых и желанных детей, принесет счастье в каждый дом. Планирование семьи и репродуктивное здоровье. В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 2-3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного ребенка, население «стареет» (в его структуре увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Это значит, что сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика государства и личное благосостояние каждого. Поэтому основной задачей государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые в себя включают
Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства. Планирование семьи необходимо для: рождения желанных здоровых детей; сохранения здоровья женщины; достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье; осуществления жизненных планов. Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения). Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека. Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины. Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка.12
Аборт, особенно при первой
беременности, может нанести серьезную
психологическую травму и даже привести
к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить
означает для нее отрыв от сверстников,
уход из школы (как правило), ставит под
угрозу дальнейшую учебу и приобретение
профессии. Каждая такая ситуация должна
рассматриваться индивидуально, бережно
и с большим пониманием проблемы.
Некоторые родители, учителя, общественные
и религиозные лидеры выражают опасение,
что приобщение молодежи к планированию
семьи, половому образованию и контрацепции
поощрит безответственное поведение и
увеличит сексуальную активность молодых
людей вне брака. Опыт многих стран свидетельствует
об обратном. Там, где были разработаны
программы в области полового просвещения,
сексуальная активность молодежи не увеличилась.
Наоборот, программы формируют у подростков
ответственное отношение к сексуальности,
в связи с этим происходит повышение возраста
начала половой жизни, что помогает юношам
и девушкам полностью реализовать жизненный
потенциал, сохранить физическое и нравственное
здоровье, уберечься от ошибок, иметь здоровье
потомство. Однако и для взрослых людей
проблема нежелательной беременности
не менее важна. Именно поэтому в деятельности
служб планирования семьи большое место
отводится профилактике нежелательной
беременности и аборта, а также проблемам
медико-социального консультирования,
чтобы женщина не принимала решения об
аборте под влиянием временных эмоциональных
переживаний или жизненных неудач. Работа с подростками и молодежью.
Современные специалисты по планированию
семьи работают не только для того, чтобы
наши девочки и мальчики были воспитанными
и послушными, — они работают
над созданием нового поколения взрослых,
цельных, уверенных в себе людей, могущих
осознанно сделать свой выбор. В этой связи
работа с подростками и молодежью — одно
из основных направлений деятельности
специалистов. Эта работа включает в себя
реализацию различных проектов и программ,
направленных на охрану репродуктивного
здоровья и половое воспитание подростков
и молодежи. Половое воспитание. Обычно
половое воспитание рассматривается как
часть процесса формирования личности,
который включает не только вопросы здоровья,
но и моральные, правовые, культурные и
этические аспекты. Программы полового
воспитания должны быть интегрированы
в комплексные программы здорового образа
жизни, подготовки к семейной жизни и ответственного
родительства. Задачи полового воспитания:
формирование у подростков ответственного
отношения к своему здоровью, в том числе
репродуктивному; повышение информированности
подростков по вопросам пола и тех изменений,
которые происходят с ними в подростковый
период; обучение навыкам общения, взаимопонимания
и принятия осознанных решений; формирование
у подростков позитивного отношения к
здоровому образу жизни, планированию
семьи и ответственному родительству;
формирование ответственного сексуального
поведения, отрицательного отношения
к раннему началу половой жизни. Важно
также отметить, что программы полового
образования и воспитания не должны быть
изолированными, их следует интегрировать
в программы здорового образа жизни и
подготовки к созданию здоровой семьи.
Условия жизни как главное препятствие
повышения уровня рождаемости. В последнее
время в средствах массовой информации
усилилась кампания против развития в
стране служб планирования семьи. Главный
их вред, по мнению оппонентов, состоит
в том, что распространение данных программ
способствует уменьшению и без того низкого
уровня рождаемости в стране и соответственно
ведет к дальнейшему сокращению населения.
Противники планирования семьи исходят
из того, что якобы основная цель этого
планирования - ограничение рождаемости.
Поэтому, дескать, подобные программы
если и существуют в мире, то в основном
в развивающихся странах, где сложился
очень высокий уровень рождаемости.
Однако, как представляется, подобные
высказывания не выдерживают даже самой
элементарной критики. В этих рассуждениях
смешиваются два разных вопроса: во-первых,
почему же все-таки уменьшается численность
населения и, во-вторых, что такое планирование
семьи, которое почему-то развивается
и в странах с низким уровнем рождаемости,
например в Западной Европе?
Каковы же причины снижения численности
населения? Важный фактор это высокий
уровень смертности, в том числе среди
трудоспособного населения. Рождаемость
снижается потому, что люди не хотят или
не могут иметь детей. В современных странах
существуют три главных фактора, которые
влияют на решение населения иметь детей:
политическая нестабильность; экономический
кризис, ведущий к снижению уровня жизни;
изменение положения женщин в обществе
и их социальных установок (общая тенденция
90-х годов - снижение числа людей, вступающих
в брак, при этом около 60 процентов пар
распадаются). Вывод: если наше государство
действительно хочет повысить рождаемость
в стране, оно должно направлять свои усилия
не на борьбу с программами планирования
семьи, а на помощь людям в создании нормальных
и стабильных условий жизни как первопричину.
Только это может заставить граждан принципиально
изменить свою позицию по отношению к
тому иметь или не иметь детей. Граждане
имеют право решать вопрос о том, иметь
или не иметь детей, сколько и с каким интервалом,
а также имеют право получать доступ к
информации, образованию и средствам,
которые дают возможность реализовать
это право. С другой стороны, недооценивается
роль планирования семьи и укрепление
здоровья женщин. Общеизвестно, что
в нашей стране очень высок уровень абортов.
В странах Европейского союза, например,
аборты в основном тоже разрешены, кроме
Ирландии. Однако уровень абортов меньше.
Сущность планирования семьи, таким образом,
заключается в придании половому акту
статуса средства для выражения чувства
любви, построения стабильности во взаимоотношениях,
разделения физического наслаждения,
а не только средства воспроизводства
себе подобных (за исключением тех случаев,
когда это является осознанным выбором).13
Семейная политика во Франции. Началом семейной политики во Франции можно считать принятое в 1860 г. решение о назначении на каждого ребенка моряка в возрасте до 10 лет пособия в 10 сантимов в день, что составляло 5% дневной заработной платы рабочего. В 1866 г. была разработана программа по защите материнства и детства, рассчитанная на государственных служащих. В начале XX в. стали осуществляться выплаты пособий нуждающимся многодетным семьям и отдельным категориям служащих. Однако только с 1932 г. начали выплачиваться семейные пособия наемным работникам, а с 1939 г. – и работающим не по найму. Наряду с этим предприятия были обязаны вступить в одну из компенсационных касс, выплачивающих семейные пособия. Кроме того, в 1939 г. на основании Кодекса законов о семье были введены премии при рождении первого ребенка, пособия матерям-домохозяйкам и предоставлены определенные налоговые льготы многодетным семьям. Все эти меры носили пронаталистский (политика поощрения роста рождаемости в обществе, как правило в целях борьбы с депопуляцией) характер, т.е. были направлены, прежде всего, на стимулирование роста рождаемости во Франции. Это было связано с тем, что в конце XIX – начале XX в. началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев ограничивать число детей в семье. Кроме того, участие в первой половине XX в. двух мировых войнах и мировой кризис 1930-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 гг. население Франции сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 гг. – еще на 1,2 млн. Начиная с 1970-х, годов политика в отношении семьи стала носить не столько пронаталистский, сколько перераспределительный характер, так как помощь стала оказываться преимущественно семьям с низкими доходами, а также одиноким родителям. Политика в отношении семьи стала, таким образом, скорее социальной, нежели демографической. Сегодня официально объявленные цели семейной политики во Франции многообразны: помимо обновления поколений они включают компенсацию семейных расходов, сокращение неравенства в доходах между семьями с детьми и без детей, борьбу с неравенством и бедностью, сочетание семейной жизни с профессиональной занятостью, поддержку молодежи. В целом социально-политическая концепция семьи во Франции базируется на двух различных, но тесно взаимосвязанных феноменах: на демографической (пронаталистской) ориентации семейной политики и на патернализме, проповедуемом социальной доктриной католицизма. В соответствии с изменениями целей семейной политики менялись и суммы расходов на нее и их доля в общих расходах на социальное обеспечение. В 1948 г. расходы на семейную политику составляли 50,2% общих расходов системы социального обеспечения. В 2007 г. эта доля снизилась до 13,8% (и до 12,1%, если вычесть из них расходы на пособия взрослым инвалидам и на увеличение доходов пенсионеров, которые относятся к страхованию по старости). В 1950-2006 гг. доля расходов на семейную политику в ВВП Франции снизилась с 3,5 до 2,3%. В 1954 г. семья с двумя детьми ежемесячно получали сумму, эквивалентную 464 евро, тогда как 2006 г. - всего 113 евро; для семей с тремя детьми пособия снизились с 781 евро до 403 евро у семей со скромным достатком и до 257 евро у более состоятельных семей. Сегодня основными формами проявления семейной политики во Франции являются семейные пособия, льготы по подоходному налогу, создание и содержание инфраструктуры по уходу за детьми. Эффективность семейной политики во Франции. Вопрос об эффективности любой социальной политики, в том числе семейной, относится к числу наиболее сложных, поскольку ответ на него не сводится к расчету простых количественных показателей, а требует учета многочисленных факторов, связанных с социально-экономическим развитием, изменением статуса и состава семьи, общественного положения женщин, ценностных ориентиров и т.д. Сохранение относительно высокого уровня рождаемости во Франции можно отнести к позитивным результатам семейной политики. Демографическое положение Франции характеризуется так называемым «парадоксом рождаемости»: сочетанием довольно высоких показателей рождаемости по сравнению с остальными европейскими странами и высокого уровня экономической активности матерей. Этот парадокс объясняется особенностями французской семейной политики, отличной от политики других европейских стран в данной сфере. Наличие качественной бесплатной системы ухода за детьми позволяет более 80% француженок в возрасте от 25 до 39 лет (наиболее вероятный возраст деторождения) трудиться полный рабочий день. Таким образом, относительно высокие показатели рождаемости во Франции можно, по крайней мере, отчасти, отнести на счет французской семейной политики. В последнее время были приняты меры, направленные на то, чтобы предоставить родителям большую свободу выбора способов ухода за детьми. Как уже отмечалось, семейная политика Франции постоянно меняется и совершенствуется с учетом происходящих демографических и социальных изменений. К недостаткам семейной политики специалисты относят отсутствие достаточных мест в детских учреждениях и нянь, занимающихся уходом за детьми, а также их невысокий профессионализм; как показывают некоторые исследования, половина нянь не имеет никакой специальной подготовки. Кроме того, в целом социальная политика Франции больше ориентирована на средний класс, чем на более нуждающиеся категории населения. Особенность французской системы социальной защиты – очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний по ЕС уровень. В 1970-2003 гг. расходы на социальную защиту во Франции выросли с 17,5 до 30,9% ВВП. По оценке Евростата, по данному показателю Франция занимает в ЕС третье место после Швеции и Дании. Для Франции характерно наличие развитой системы инструментов семейной политики, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные меры государственной семейной политики и формы семейных пособий. С этой точки зрения семейная политика Франции во многом может служить примером для других стран.
Информация о работе Современная семья: демографические и экономические проблемы