Содержание
Введение
- Теоретические основы системы социального обеспечения
- Сущность и виды социального обеспечения
- Функции системы социального обеспечения
- Законодательные акты по социальному обеспечению в РФ
- Методы формирования системы социального обеспечения в РФ
- Институты социального обеспечения в России
- Современная система социального обеспечения в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социальное обеспечение
всегда занимало и занимает одно из
ключевых, определенных мест в жизни
государства и общества. Оно непосредственно
зависит от развития экономики и
теснейшим образом связано с
политикой и социальным благополучием
людей и неработающих слоев населения.
Выделяют несколько критериев,
в соответствии с которыми тот
или иной вид обеспечения следует
называть социальным:
Первый критерий – источники
финансирования.
В настоящее время финансирование
социального обеспечения происходит
за счет специальных внебюджетных фондов:
фонда социального страхования,
Федерального Фонда обязательного
медицинского страхования, Государственного
фонда занятости населения Российской
Федерации, а также средств государственного
бюджета, республиканского и территориальных
фондов социальной поддержки населения.
Второй критерий – круг
лиц, подлежащих обеспечению.
С юридической позиции
установлено, что обеспечение за
счет общества должно осуществляться
не для всех граждан. А лишь для
определенных их категорий, установленных
в законе. На сегодняшний день таковыми
являются: нетрудоспособные (по старости,
инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие
кормильца; беременные женщины; дети; семьи,
имеющие детей; безработные; лица. Имеющие
статус беженцев и вынужденных переселенцев;
ветераны войны и труда; лица, пострадавшие
от радиации; лица награжденные и т.
д.
Третий критерий – условия
предоставления обеспечения.
Право на тот или иной
вид обеспечения устанавливается
для определенных групп вышеперечисленных
граждан только при наступлении
соответствующих обстоятельств, указанных
в законе (достижение определенного
возраста, инвалидность, смерть, рождение
гражданина и т. д.)
Четвертый критерий – цель
предоставления обеспечения.
Следует полагать, что основной
целью каждого вида обеспечения
является выравнивание социального
положения отдельных категорий
граждан с остальными членами
общества.
Таким образом, под социальным
обеспечением в настоящее время
следует понимать форму выражения
социальной политики государства, направленной
на материальное обеспечение определенных
категорий граждан из средств
госбюджета и специальных внебюджетных
государственных фондов в случае
наступления событий, признаваемых
государством на данном этапе своего
развития социально-значимыми, с целью
выравнивания социального положения
этих граждан по сравнению с остальными
членами общества.
Исходя из этого определения,
к системе социального обеспечения
современной России следует относить
все виды пенсий, пособий, компенсационных
выплат, социальное обслуживание, медицинскую
помощь и лечение, а также различные
льготы для отдельных категорий
граждан.
Целью написания данной работы является
более изучение социального обеспечения
в РФ, а точнее его сущности, видов, законодательной
базы и современного состояния.
- Теоретические основы системы социального обеспечения
- Сущность и виды социального обеспечения
Социальное обеспечение
— форма выражения социальной
политики государства, направленная на
материальное обеспечение определённой
категории граждан из средств
государственного бюджета и специальных
внебюджетных фондов в случае наступления
событий, признаваемых государством социально
значимыми (на данном этапе его развития)
с целью выравнивания социального
положения граждан по сравнению
с остальными членами общества.
Как экономическая категория
социальное обеспечение – это
система распределительных отношений,
в процессе которых за счет части
национального дохода, созданного трудоспособными
гражданами и прошедшего затем перераспределение
через бюджетную систему и
внебюджетные фонды, образуются и используются
общественные фонды денежных средств
для материального обеспечения
и обслуживания нетрудоспособных и
престарелых граждан, а также
для оказания материальной помощи отдельным
группам населения (одиноким матерям,
семьям, потерявшим кормильца), многодетным
семьям и др.).
Важной особенностью социального
обеспечения являются принципы его
построения:
1. Всеобщность –
распространение социального обеспечения
при наступлении нетрудоспособности
по возрасту или вследствие
инвалидности на всех трудящихся,
без каких-либо исключений и
независимо от пола, возраста, национальности,
расы, характера и места работы,
форм ее оплаты. Социальному обеспечению
подлежат все нетрудоспособные
члены семьи умершего кормильца:
несовершеннолетние дети, братья, сестры,
внуки, престарелые или нетрудоспособные
жены (мужья), отец, дед, бабушка и
некоторые другие.
2.Общедоступность – условия,
определяющие право на ту или
иную пенсию, доступны для всех.
Так, право на пенсию по старости
у мужчин возникает в возрасте 60
лет, а у женщин в возрасте 55 лет. А для
занятых на тяжелых видах труда пенсионный
возраст для мужчин понижен до 50-55 лет,
а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый
для получения этой пенсии, установлен
для мужчин 25 лет, а для женщин –20 лет,
а занятых на тяжелых работах – еще ниже.
3.Установление зависимости
размеров и форм обеспечения
от прошлого труда: длительности
стажа, условий работы, заработной
платы и других факторов. Этот
принцип находит свое отражение
опосредованно через заработную
плату.
4.Большое разнообразие
предоставляемых видов обеспечения
и услуг. Это пенсии и пособия,
трудоустройство, разнообразные
мероприятия по укреплению здоровья,
предупреждению и снижению заболеваемости,
помещение в дома – интернаты
для инвалидов и престарелых
и т. д.
5. Демократический характер
организации и управления проявляется
в решении всех вопросов социального
обеспечения. Особенно велика
в этом роль профессиональных
союзов. Их представители участвуют
в работе комиссий по назначению
пенсий, они принимают непосредственное
участие совместно с администрацией
в оформлении документов уходящих
на пенсию работников.
К числу сущностных признаков социального
обеспечения на современном этапе можно
отнести:
- во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе
- организационно-правовых способов распределения совокупного
- общественного продукта через систему социального обеспечения;
- во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;
- в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
- в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения его уровня и условий предоставления.
Социальное обеспечение включает
в себя следующие виды:
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);
- пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидом с детства и др.);
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах, специализированных домах для одиноких пожилых людей и супружеских пар);
- профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
- протезно-ортопедическую помощь;
- медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов;
- льготы и преимущества пожилым людям и инвалидам, семьям с детьми.
Несмотря на общие черты,
присущие системе, все эти виды имеют
свои нормы и методы обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение
– это национальная система программ,
выплат, услуг, помогающая людям удовлетворять
их социальные, экономические, образовательные
потребности, являющиеся основными для
поддержания общества.
- Функции системы социального обеспечения
Выделяют следующие функции
социального обеспечения:
- экономические функции социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка;
- производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;
- социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью, которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;
- политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.
- демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.
Наряду с вышеуказанными
функциями социального обеспечения
стоит и духовно - идеологическая
функция, в составе которой выделяются:
идеологическая, моральная и социально-психологическая
подфункции.
- Законодательные акты по социальному обеспечению в РФ